образ короля в древнескандинавском эпосе по материалам "Песни о Риге"

Jan 26, 2009 00:26



Цифры в скобках перед цитатой указывают на номер строфы в источнике.

В «Песне о Риге» рассказывается о том, как Риг, в действительности бог Хеймдаль, создал людей. В начале Риг зашел в жилище прабабки и прадеда, которые сидели у огня. Сын, который появился в семье в результате этого визита, получил имя Трэль, то есть раб. Внешне Трэль выглядел не привлекательно:
(8)«кожа в морщинах
была на руках,
узловаты суставы,
[. . .]
толстые пальцы
и длинные пятки,
был он сутул
и лицом безобразен»
Трэль женился на девушке по имени Тир (другое слово для обозначения раба). Она тоже выглядела некрасиво:
(10)«с кривыми ногами,
грязь на подошвах,
загар на руках,
[. . . ]
нос приплюснут»
У них родилось много детей, которым всю жизнь пришлось тяжко трудиться:
(12)«Удобряли поля,
строили тыны,
торф добывали.
кормили свиней,
коз стерегли.»
(13) «отсюда весь род
рабов начался»
В следующий раз Риг посетил другую пару, бабку и деда. Муж и жена, нарядные и ухоженные, хлопотали в красиво горнице. Дед «строгал вал», бабка «прялку вращала». Спустя девять месяцев у них родился сын, которому дали имя Карл (то есть бонд, свободный человек). Этого ребенка уже было не сравнить с Трэлем:
(21) «рыжий, румяный,
с глазами живыми»
И род занятий Карла был иным:
(22) «быков приручал,
и сохи он ладил,
строил дома,
возводил сараи,
делал повозки,
и землю пахал.»
Невеста Карла, Снёр («жена сына, невестка») была несравнимо милее, чем Тир, и еще из «Ригстулы» можно заключить, что бонды имели слуг:

(23) «Хозяйку в одежде
из козьей шерсти,
с ключами у пояса,
в дом привезли -
невесту для Карла;
Снёр ее звали;
жили супруги,
слуг награждали,
ложе стелили,
о доме заботились.»

Карл и Снёр основали род бондов. А их дети, в отличии от потомков Трэля и Тиры, именовавшихся обидными кличками, носили красивые, благозвучные имена.

Третий дом, который посетил Риг, был жилищем матери и отца. Они были нарядно одеты и не занимались тяжелой работой.

(27) «там двое сидели,
смотря друг на друга,
пальцы сплетая, -
Мать и Отец.
Стрелы хозяин
строгал и для лука
плел тетиву
и к луку прилаживал»

(28) «хозяйка, любуясь
нарядом своим,
то одежду оправит,
то вздернет рукав.
Убор был высокий
и бляха на шее,
одежда до пят,
голубая рубашка,
брови ярче,
а грудь светлее,
и шея белее
снега чистейшего.»

Также из «Песни о Риге» можно сделать некоторые выводы о рационе знатного сословия. Его, понятно, нельзя было сравнить с тем, чем потчевали Рига в доме прабабки и прадеда. Так же подчеркивается, что Риг, ас, до позднего вечера беседовал с матерью и отцом.

(30) «Мать развернула
скатерть узорную,
стол покрыла
тканью льняной,
потом принесла,
положила на скатерть
тонкий и белый
хлеб из пшеницы.

(31) «И блюда с насечкой
из серебра,
полные яств,
на стол подала,
жареных птиц,
потроха и сало,
в кувшине вино
и ценные кубки;
беседуя, пили
до позднего вечера.»

Через девять месяцев после визита Рига у матери и отца родился Ярл.

(34) «румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был,
как змеиный, страшен.»

И род занятий Ярла был определен как воителя. Он не занимался никакой работой, а лишь оттачивал агрессивные, военные навыки, охотился.

(35) «Ярл в палатах
начал расти;
щитом потрясал,
сплетал тетивы,
луки он гнул,
стрелы точил,
дротик и копья
в воздух метал,
скакал на коне,
натравливал псов,
махал он мечом,
плавал искусно.»

Ярл оказался единственным, к кому после подходил Риг, являвшийся богом. Он назвал Ярла сыном, учил его и подарил земли в наследное владение.

(36) «Риг появился,
стал рунам учить;
сыном назвал его,
дал свое имя,
дал во владенье
наследные земли,
наследные земли,
селения древние.»

Жена Ярла характеризуется не только привлекательным внешне образом, но и умом.

(39) «дочь его умная,
с белым лицом
и тонкими пальцами,
Эрной звалась.»

У Ярла и Эрны родились дети, и жили супруги «довольстве, достатке и счастье». Самого младшего сына Ярла назвали Коном (конунгом, т.е. королем). Он был наделен многими достоинствами и умениями, в том числе и магическими, которыми не обладали остальные смертные персонажи «Песни о Риге»

(43) «Кон юный ведал
волшебные руны,
целебные руны,
могучие руны;
мог он родильницам
в родах помочь,
мечи затупить,
успокоить море.

(44) «Знал птичий язык,
огонь усмирял,
дух усыплял,
тоску разгонял он;
[. . .]
восьмерым он по силе
своей был равен.»

А в изучении рун Кон превзошел своего отца

(45) «В знании рун
с Ярлом Ригом он спорил,
на хитрость пускаясь,
отца был хитрее:
тогда приобрел он
право назваться
Ригом и ведать
могучие руны.»

Таким образом, рабы, свободные земледельцы и знать составляли общество в представлении древних скандинавов. Различия между этими слоями лежат, прежде всего, в богатстве и выполняемых социальных функциях. Рабы являлись презираемой категорией и даже имена им неизвестный автор «Рагстулы» дает обидные. Также подчеркивается убогость и нечистоплотность рабов. Свободные люди предстают в благообразном образе. А знать возносится на пьедестал.

Король предстает в роли человека, имеющего явно божественное происхождение, признанное самим асом. Также отмечается интеллектуальное превосходство знатного рода, исходя из текста «Песни о Риге» только Ярл был обучен рунам, грамоте.

Кон же пошел еще дальше и овладел магическими рунами, здесь происходит сакрализация образа короля. Ведь действительно, и раб, и бонд, наравне с Ярлом, произошли от Рига, пусть даже Ярл был и выделен асом. Но овладевание магией возводит уже непреодолимую стену между королем и всем остальным населением. Это уже не просто машущий мечом воин, щедро правящий восемнадцатью дворами. Это властитель, который приобретает и мудрость, и тайные знания, которые были направлены и в созидательную сторону. То есть он стал человеком, который не просто правит мечом, раздавая щедрые подарки или рубя запястья, но человеком, к которому можно обратиться за помощью или советом. Он мог лечить и помогать при родах, успокаивать море (что крайне важно при морских набегах) и делать другие полезные вещи. Т.е., становится объективно необходимой фигурой в обществе того времени, чье могущество даровано богами.

Но все-таки основная задача короля, в представлении автора «Песни о Риге», это война. Ведь сказал ворон Кону в 47 строфе:

(47) «Пристойней тебе
скакать на коне.
[. . .]
врагов поражать.»
Вывод:

Образ короля в «Песне о Риге» представлен в виде человека, стоящего безусловно выше остальных. Неизвестный автор «Ригстулы» воспевает короля, его действия и умения. Король сакрален.

Ас Хеймдаль назвал предка королей своим сыном и даровал ему знания и земли, которые он приумножил своим мечом.

Но король это не только воин, но и мудрый человек, маг, владеющей волшебными рунами, умеющий разговаривать с птицами и совершать полезные в жизни магические действия. К тому же король в «Ригстуле» выступает и в роли лекаря. К нему не зазорно придти за помощью или советом. Но основная его задача - война.

© yazuchy 2009

история

Previous post Next post
Up