Понравилась статья.

Jun 04, 2010 17:17



МЕЖДУ ПАЛКОЙ И АНК



Журналистку Ани Геворкян отпустили на свободу. Это хорошо не только потому, что стыдно предъявлять сфабрикованные обвинения девушке 22 лет, которая выполняла свой профессиональный долг, а потому, что стыдно вообще арестовывать и предъявлять обвинения кому бы то ни было, с кем у тебя личные проблемы или политические разногласия. И в этом смысле хорошо, что отпустили и брата Ани - молодого активиста Армянского национального конгресса Саркиса Геворкяна. И плохо, очень плохо, что список политзаключенных пополнился еще одной фамилией - арестован еще один активист АНК Давид Кирамиджян.

И что? В эти дни этот вопрос задавали себе многие. То, что происходило на площади Свободы 28 мая и в последующие дни, с одной стороны, ясно, но с другой стороны возникают многочисленные вопросы. То, что ясно, находится в правовой, гражданской плоскости, а неопределенность - в политической. Около двух десятков активистов Армянского национального конгресса пытались реализовать свое право на протест и провести сидячую забастовку на площади Свободы, но они столкнулись с незаконным сопротивлением полиции, которая не позволяла им реализовать свое право и обвиняла в нарушении общественного порядка.

Следствием стало то, что полиция спровоцировала столкновения, 17 человек были подвергнуты приводу, троих задержали, а потом одного арестовали. В правовой плоскости вопросов нет, а жалкие потуги полиции посетовать, что кто-то посмел их легонько пнуть, равносильны обвинениям в адрес карабахцев, которые защищались оружием против азербайджанской агрессии.

А вот в политической плоскости вопросы остаются. Молодые активисты Армянского национального конгресса - довольно приличный оппозиционный ресурс, прежде всего, в моральном, а не количественном плане. Это существенный ресурс гражданской борьбы, ибо они готовы бороться за права, не отступать перед беззакониями, не уставать и не ломаться. Но способен ли Конгресс по достоинству оценить и эффективно применять этот ресурс? Если взять за основу, что основной целью Конгресса стало обличение истинного лица власти на пресс-конференциях и в заявлениях, следует заметить, что ресурс используется эффективно.

Но ведь Конгресс провозгласил цели более высокие. Призыв Ганди «Пусть заполняют нами тюрьмы» вряд ли актуален для всех времен и вряд ли является оптимальной формой использования ресурса, тем более, что власть, судя по всему, нашла «оптимальное» количество политзаключенных, которое, с одной стороны, не вызывает серьезного международного давления, а с другой - массовых протестов в самой стране. Мнение, будто каждый подобный инцидент работает на ослабление власти (хотя это спорно), вряд ли прибавляет сил общественному полю.

И вот в этом вопросе нет однозначных ответов. Более того, если речь идет о фундаментальных переменах, то вряд ли стоит избирать тактику ослабления власти до той степени, чтобы превосходство общества стало заметным, скорее, нужно усиливать общество.

И в этом смысле стоит подумать о том, как направить молодежный ресурс АНК на усиление общества, тем более, что лидеры Конгресса избрали для себя тактику сравнительно пассивной деятельности, оставив активность молодым, принципиальным, последовательным, энергичным, но не имеющим достаточного опыта политической и гражданской борьбы молодым людям, против которых стоит опытная в репрессиях система и имеющая богатый опыт равнодушия общественность.

АКОП БАДАЛЯН

пресса, Оппозиция, АНК

Previous post Next post
Up