На мой взгляд, вполне объективный анализ. Во всяком случае ничего надуманного или ложного я не заметила. Может, только что-то не расскрыто доконца.. но это, как грица, дело хозяйское. Да и действительно, "багажник в бумажник" не уместишь.
Статья из lragir.am под катом.
В независимой Армении премьер-министров было 12. Причем, Грант Багратян и Роберт Кочарян пребывали на этой должности более одного раза: Багратян дважды, а Кочарян трижды - два раза он выполнял обязанности премьера, будучи президентом, когда место главы правительства оставалось вакантным. В рамках одной статьи вряд ли можно дать полную оценку их деятельности, да мы и не ставим перед собой такую задачу и оставляем это экспертам. Просто попытаемся рассмотреть их деятельность с точки зрения ситуации, в которой они работали, и предложенных ими политических реформ.
Первый премьер-министр Армении Вазген Манукян был назначен главной правительства сразу после развала Советского Союза. Тогда в стране властвовало двоевластие: шла политическая борьба между Вазгеном Манукяном и Левоном Тер-Петросяном. В итоге Левон Тер-Петросян одержал победу на президентских выборах, и Вазген Манукян подал в отставку и перешел в оппозицию. Вазген Манукян являлся персоной политической и экономическую политику как таковую не проводил.
Затем в истории премьерства наступил серый период - в лице Хосрова Арутюняна и Гагика Арутюняна, которых назначили на эту должность с учетом их коммунистического прошлого, дабы смягчить народное недовольство. Они также, по ряду объективных и субъективных причин, не проводили экономическую политику.
Настоящие экономические реформы начались с назначением на должность премьера Гранта Багратяна. Мир вокруг интенсивно менялся, и необходимы были резкие, порой непопулярные шаги, и Багратян пошел на это. Для этого необходимы были как умения, так и смелость. Таким образом, Багратян проводил четкую политику экономических реформ, которые, несмотря на недовольства, по большому счету, удержали Армению от коллапса.
После президентских выборов 1996 года, во избежание обострения внутриполитической напряженности, Левон Тер-Петросян отправил Багратяна в отставку и назначил премьером посла Армении в Лондоне Армена Саркисяна. Он проработал очень недолго, причем, большую часть своего срока пролечился за рубежом. Об экономической политике Армена Саркисяна говорить не приходится.
Затем премьером стал Роберт Кочарян. Первый год его премьерства также сложно оценить с экономической точки зрения, но нужно отметить, что ему удалось укротить чинимый военно-феодальными группировками произвол и в определенной степени скоординировать экономические механизмы. О позитивных сторонах его премьерства говорит и оппозиция. Вместе с тем, в стране начался процесс перераспределения собственности, что впоследствии привело к формированию олигархической системы.
Став президентом, Кочарян назначил премьером Армена Дарбиняна. Правительство Дарбиняна можно назвать техническим - в тот период ничего существенного не произошло. Не считая ряда нашумевших шагов, он также не проводил экономическую политику.
После парламентских выборов 1999 года премьер-министром стал Вазген Саркисян. У него также не было четко выработанной экономической политики. В бытность Саркисяна премьером была предпринята небезуспешная попытка реанимировать военную олигархию. Предпринимались шаги, нацеленные на перераспределение собственности, проводилась жесткая налоговая политика.
После трагедии 27 октября, для нейтрализации ситуации в стране, Кочарян, некоторые время исполнив обязанности премьера, назначил на это место брата Вазгена Саркисяна - Арама Саркисяна. И опять же об экономической политике говорить не приходится. Правительство как таковое было парализовано, внутриполитические интриги продолжались, и это привело к отставке премьера.
Арама Саркисяна заменил Андраник Маркарян. Сроки его премьерства не превзойдены до сих пор. О политическом курсе Андраника Маркаряна говорить не имеет смысла. Он не раз говорил, что продолжает политику Багратяна. Хотя на деле все обстояло иначе. Как было отмечено выше, в период премьерства Роберта Кочаряна закладывался фундамент нынешней олигархической политической и экономической систем. В бытность премьером Андраника Маркаряна этот процесс обрел целостность и кристальность: страну разделили на экономические и политические квоты и зоны влияния, стал действовать олигархический закон. Коалиционное правительство Андраника Маркаряна и его родная Республиканская партия стали лишь политическими вывесками реальной ситуации.
После кончины Андраника Маркаряна премьером стал Серж Саркисян, премьерство которого служило одной цели - обеспечить ему победу на президентских выборах. Любой шаг правиительства ставился на службу этой цели. И опять же мы имеем дело не с экономическими, а политическими целями.
В настоящее время должность премьера занимает Тигран Саркисян. Его премьерство совпало с глобальным кризисом, поэтому очень сложно определить грань между объективными и субъективными причинами его ошибок и провалов. Но, как бы это ни звучало странно, Тигран Саркисян стал первым после Багратяна премьером, попытавшимся проводить определенную политику. Во всяком случае, в его речах просматриваются системные подходы.
Фактически, получается, что 10 из 12 армянских премьеров по тем или иным причинам не проводили экономическую политику. Иными словами, этот институт не выполнял свою прямую обязанность и служил политическим или личным целям определенных лиц, перераспределению собственности и формированию экономических монополий.
В последнее время все чаще стали говорить о возможной отставке Тиграна Саркисяна. Сейчас очень просто подвергать правительство шантажу: олигархи не платят налогов, тень и монополии твердо хранят свои позиции. Само правительство также находится под контролем олигополий. Остается пока внешняя подпитка, которая продолжается: мир, видимо, не утерял надежд, что в Армении, наконец, произойдут экономические реформы.
АЙК АРАМЯН