Настройщик для оркестра

Feb 28, 2012 17:44





Ангелика Куц - специалист узкого, но очень востребованного профиля: она "оркестровый медиатор". По "долгу службы" ей приходится мирить рассорившихся музыкантов.


Конфликт в коллективе - это всегда скверно. Но конфликт в оркестре, который на время концерта должен работать как единый механизм - это уже катастрофа.

Оказывается, ссоры в оркестрах - мягко выражаясь, не редкость. Обычно в роли "примирителей" приходится выступать главному дирижеру, администрации или коллегам, что, впрочем, нередко приводит к эскалации конфликта. Поэтому в немецких оркестрах все более широко используют помощь специалистов со стороны - таких, как Ангелика Куц (Angelika Kutz).

Вышли мы все из оркестра…

Готовясь к очередной консультации или медиации, выражаясь языком профессионалов, Ангелика Куц уединяется в одной из аудиторий Ганноверского университета (где обычно проходят встречи с пациентами) со скрипкой, и повторяет одну из своих прежних скрипичных партий. Для того, чтобы "настроиться" на волну собеседников, сосредоточиться - и освежить собственные воспоминания о житье-бытье в оркестре.



"Обидные шутки, едкие замечания и некорректно выраженная критика", - так описывает Куц, автор книги "Медиация в оркестре", отправную точку большей части оркестровых конфликтов. Типичны и случаи "групповой" вражды: скрипачи передразнивают духовиков. Духовики "глушат" струнников. Все вмести посмеиваются над "одинокими" ударниками и арфистами. "Странные жесты" из-за пропущенного вступления и "неприятные гримасы" из-за неточно взятой ноты, - такие поводы для разлада наиболее часто фигурируют в обращениях, которые поступают в адрес медиатора.

Чувствительные натуры в экстремальных условиях
Типичны конфликты, когда участники "не сошлись славою": по понятным причинам "первые скрипки" находятся "на виду" и в центре внимания общественности. Альты или деревянные духовые вынуждены довольствоваться вторыми ролями. Неравномерно и распределение сольных партий и тутти. Нередко особенно молодые и амбициозные музыканты чувствуют себя обиженными, оставленными за бортом.

Бывают и более экзотические причины конфликта: например, однажды к Ангелике Куц обратился альтист, жалующийся на коллегу по пульту. Тот всячески старался отодвинуться от партнера при игре, избегал разговоров до и после репетиций, неохотно подавал руку. В процессе медиации выяснилось, что неженке не нравился… запах партнера по пульту. Или другой пример: старшие дамы-оркестрантки обижались на молоденьких участниц коллектива за слишком уж откровенные концертные платья и высказывали свои пожелания относительно туалетов в довольно резкой форме. Молодые себя в обиду не дали и открыто заявили, почему дамы в возрасте не могут позволить себе таких декольте.

При этом следует учитывать, что музыкантам приходится работать в условиях, непосредственно приближенных к экстремальным: неудобная поза, нагрузка на позвоночник, часто - теснота и духота в репетиционном помещении, наконец - сверхнагрузки на слух. Не случайно расстройства слухового аппарата, тиннитус, нервные срывы относятся к числу "профзаболеваний" музыкантов. А ведь речь идет о людях с "тонкой кожей" и хрупкой нервной системой, часто наделенных абсолютным слухом. И вообще, музицирование - напряженный творческий процесс, требующий максимальной концентрации, отдачи и взаимного доверия.



Что же делать?

"У меня нет одного рецепта для всех", - говорит Ангелика Куц. В своей книге дипломированный психолог описывает несколько форм терапии, которые она считает наиболее продуктивными в случае рассорившегося оркестра. Основной принцип: на сеанс, длящийся в идеальном случае целый день, она старается собрать весь оркестр, включая руководство - или, по крайней мере, представителей всех "враждующих" и "сохраняющих нейтралитет" групп. Дальше действуют механизмы классической медиации: сперва - подробное обсуждение истории, деталей и причин конфликта. Затем - поиск выхода из кризиса.

Ангелика Куц не испытывает иллюзий относительно того, что устранить возможно (если возможно) только формальные причины раздора. Дальше остается лишь надеяться, что отсутствие гримас и взаимных подколок, а также слишком глубоких декольте приведут к оздоровлению "атмосферы в коллективе". Судя по тому, что оркестранты рекомендуют профессионального медиатора коллегам и присылают в подарок свои новые записи - эффект все-таки есть…

Автор: Анастасия Буцко
Редактор: Марина Борисова
http://www.dw.de


food for thought, Mузыка

Previous post Next post
Up