Сегодня я совершила маленькое путешествие. Поездка была деловая, цели полюбоваться Брабандскими красотами, кроме, как из окна поезда, у меня не было. И настроение было немного мрачноватое: я и так чувствую себя уже пару дней совершенно измочаленной, а тут ещё пришлось рано вставать, куда-то ехать, чего-то делать... Это когда сил шевелится нет.
Ну вот, встреча в Ейндховенском индустриальном районе (ужас, ужас!) состоялась, потом меня подвезли до ближайшего маленького вокзала. Купив билет, я поднялась на платформу: с одной стороны железная дорога, с другой - какой-то мрачный индустриальный пейзаж, автострада, серые дома, серый асфальт, короче говоря - картина тоскливая. Поворачиваюсь, а за спиной - кладбище.
Маленькое такое, а вместо привычных в Европе могильных камней с крестами - надгробные плиты со звёздами Давида. И надписи на иврите. И стоят эти плиты в почти параллельных земле солнечных лучах, а земля вокруг усыпана толстым ковром золотых листьев. И в воздухе ещё немного утрннего тумана, дымка такая солнечная. А по листьям бродит стайка голубей, не городских, а таких сизых кругленьких, толстеньких горлиц. Они ищут в этих листьях что-то съедобное, роются в них и поднимают целые фонтанчики золота в воздух. И вдруг вокруг меня перестало существовать всё окружающее, остался только этот пятачок земли. И шорох листьев, разбрасываемых птицами. И эти камни с высеченными именами... И остановившееся время. Не помню я, как села в поезд. Очнулась, когда контролёр попросил показать билет. Добралась домoй, даже купила себе по дороге пирожное к чаю, чего я, практически, никогда в жизни не делаю. Просто очень живописная кондитерская была по дороге, с пирожными неописуемой красоты. Наверное, мне просто надо было увидеть что-то таке - беззаботное, воздушно-шоколадно-кремовое, живых, довольных людей, наслаждающихся этой божественной вкуснятиной и просто пьющих кофе. Я купила пироженное, принесла его домой, выложила на тарелочку и съела к чаю. И солнышко светило, и всё было хорошо. Но часть меня до сих пор стоит на этом перроне и сверху вниз всматривается в эти надгробные плиты, пытаясь рассмотреть имена и фамилии. И даты. С надеждой - увидеть фамилии предков. Со страхом - увидеть даты смерти - годы Холокоста.
Нашла техт в интернете: очень сухое и сжатое описание:
Rijksmonument
Aanleg 1771
Joodse begraafplaats, die sinds de 18e eeuw hier gelegen is.
Op het terrein bevinden zich verschillende grafvelden, waarvan enkele gedeelten voor kinderen. Bepaalde plaatsen gelegen aan de paden zijn voorbehouden aan afstammelingen van kohaniem (priesterklasse). De oudste graven dateren uit het eerste kwart van de 19e eeuw. Tussen 1854 en 1945 werden de graven aangeduid met nummerpaaltjes voorzien van Hebreeuwse karakters. De meeste graven zijn voorzien van natuurstenen zerken, waarvan de oudste uitsluitend een Hebreeuws opschrift hebben. De data zijn meestal zowel aangegeven volgens de Joodse als volgens de algemeen gebruikelijke kalender. Het metaherhuis of aula is in 1910 gebouwd ter vervanging van een ouder lijkenhuisje. Het is een rechthoekig gebouw met een zadeldak en aan beide lange gevels uitspringende delen met een topgevel. Opzij bevindt zich een uitbouw die toegankelijk is voor kohaniem. Het gebouw heeft twee vertrekken en is van binnen deels gepleisterd. In de muren zijn rondboogramen aangebracht.
Het terrein werd in 1910 omgeven met een bakstenen muur met lisenen, die bekroond worden met natuurstenen elementen. Een smeedijzeren hek vormt de ingang.
Joodse begraafplaats (foto: gemeente Eindhoven, Auke Raaff)
Да, и в Википедии неожиданно увидела на нидерландском:
http://nl.wikipedia.org/wiki/Joodse_begraafplaatsen_(Eindhoven)