Уроки бережливости. Часть 2

Mar 31, 2012 02:16


Начало см. в Уроки Бережливости. Часть 1

Борьба за кубометры

Вода - источник жизни, а в пустыне - источник власти. Если без электричества человек может прожить всю жизнь, то без воды - только три дня. Экономить воду в Беларуси нет никакого смысла, так же, примерно, можно сидеть в реке и страдать от жажды. Недаром Беларусь называют «страной голубых озёр», а благодаря болотам ещё называют «лёгкими Европы». То есть воды достаточно и хватит её не только на наш век, но и правнукам правнуков достанется. Вода - это, пожалуй, единственное полезное ископаемое, которое наша страна могла бы экспортировать, но некуда, поэтому основным потребителем является наш народ. Понимаю, что вода не сама приходит в наши дома, а на её добычу и транспортировку уходят тоже какие-то энергетические затраты, а также работникам, отвечающим за водоснабжение, надо платить заработную плату, но ведь и воду мы получаем не бесплатно.



Несмотря на всё это сегодня нас, пытаются приучить к экономии воды. До поры до времени нашим властям это не удавалось, но у них, по-видимому, был какой-то многолетний план по переводу населения к жестокой (жЭсточайшЭй) экономии этого жизненно важного ресурса.

Если коротенько, то всё было так.

В 2006 году, а может и раньше, точно не помню, но воды уже с тех пор утекло приличное количество кубических метров, власти начали предлагать населению установить индивидуальные счётчики воды в своих квартирах. На что только они не шли: уговаривали население; рассказывали об экономическом эффекте, которого можно достигнуть благодаря  установке счётчика; говорили, будто экономить воду - это по-европейски, и нам, коли мы живём не просто в Европе, а в самом её центре надо соответствовать европейским стандартам; и даже обещали гражданам, установившим счётчики, льготы по оплате за потребленную воду. Но население экономить на воде не собиралось, так как не верило властям. Не верило, что после установки счётчиков властям что-то сможет помешать взвинтить тарифы до европейского уровня, тем более, что предлагалась установка таких счётчиков не за государственный счёт, а за счёт самих же граждан. Ведь как раньше было: на дом в подвале стоял один общий счётчик воды, и весь дом рассчитывался с государством по этому счётчику, то есть вся стоимость потреблённой воды раскидывалась на всех прописанных жильцов дома, естественно кроме тех, кто расплачивался по своему счётчику. Надо отметить, что были и те, кто согласился на установку счётчиков, просто потому, что надоело платить за соседей или за вечно мироточащий водопровод, но большая часть населения была против, так как не располагала средствами даже на покупку этих приборов.

Тогда власти пошли на хитрость и подлость - было объявлено о повышении тарифа на воду для тех, кто не установил счётчики. Мера оказалась действенной, настолько, что даже к самым бессознательным гражданам вдруг пришло осознание - вода - это самый ценный природный ресурс нашей страны.

Но власти объявили - власти сделали. И вот уже к концу 2010 года и началу 2011 года 99,9% населения за исключением сельских жителей установило счётчики воды.

Стали ли меньше люди потреблять воды? Нет, не стали. Установка счётчиков физическими лицами обнажила проблему для лиц юридических, которым в спешном порядке необходимо было срочно поводить ремонт всех труб, через которые уплывали их премии-бонусы, в то время, когда обычные граждане стали потреблять больше воды, так как это было на много дешевле, чем раньше. Но, несмотря на то, что цены на воду вдруг ощутимо снизились, стали появляться сознательные граждане, которые начали сводить потребление воды до минимума, появились своего рода профессора в сфере водосбережения. Ведущую роль в этом новом для всего нашего дома деле занимала Анна Никитична, кто бы сомневался. Она бы могла сразу диссертацию написать по теме «Экономия воды», и, причём сразу докторскую. Только вот обходиться без воды она совсем не умеет пока и поэтому «работает» над решением этой проблемы. Даже пробовала приносить воду с какой-то колонки, которая находится где-то за тридевять земель, но в её годы это оказалось довольно тяжёлым занятием, хотя этих попыток, как я иной раз вижу, она и по сей день не оставляет.

Что только наша любимая Анна Никитична не придумывала, каких только способов она  не изобретала, и потом делилась своими советами с окружающими. Говорили, будто бы она собирает не то дождевую воду, не то снег топит зимой, но это мне было всё равно, это её личное общественное дело. До поры до времени её опять-таки никто всерьёз не воспринимал, а лишь мило улыбались ей в ответ да за её спиной крутили пальцем у виска.

Но это только до поры до времени, а именно до октября 2011 года. Кое-кто не мог поверить в такой оборот дел, думал, что видно где-то ошибка, что власти, что-то перепутали или сделали неверный статистический расчет, как это бывало и раньше, и через какое-то время всё изменится, иные видели в сложившемся обстоятельстве свой звёздный час. Шло время, а никто ничего не пересчитывал и не отменял. Тем временем народ стал обращаться за советом к тем, кто знал, что делать и, что самое главное, знал как надо делать. Таким образом, вместе с установкой приборов учёта на воду, люди стали терять иммунитет к различного рода инфекционным умственным болезням. Началась очередная эпидемия, которая в итоге могла превратиться в целую пандемию.

Так что же произошло? Всё просто - ввели лимит на воду. Что это значит? Государство вам выделяет европейскую норму в 140 литров воды в сутки на человека, горячей или холодной -неважно. Это, конечно, не означало, что больше 140 литров в день вы не имеете право потреблять, потребляйте вы сколько угодно много воды, но платить за воду, сверх лимита, будете в два раза больше. Вот и вся арифметика.

Наконец-то Анна Никитична была на коне. В кой-то веке её слушали с серьёзными лицами, а потом, применив её советы на практике, делились своими успехами. Довольно за короткий период она смогла сделать невероятное - сначала объединить в такой своеобразный клуб по интересам старушек подъезда, потом дома, ну и уже вскоре я заметил, как к нашему подъезду стали стекаться старушки и старики со всего двора.

Вопросы по экономии электроэнергии ушли на задний план. Бывало даже так, что долгими зимними вечерами в квартире просвещенной старушки теперь горел электрический свет да не какие-нибудь считанные минуты, а целые часы, вплоть до полуночи, - это означало, что сегодня у Анны Никитичны идёт «проповедь», где она даёт очередной мастер-класс.

Я как-то на улице встретил соседа по лестничной площадке. Мой сосед, Николай, стоял у подъезда под козырьком, нервно курил и долго не решался войти во внутрь. Был довольно холодный зимний вечер. В этом году наша погода с наступлением нового года нас особенно радовала обилием снега и лютыми морозами.

- Здравствуй, тёзка! - поприветствовал я его. - Что стоишь, куришь под подъездом? Ни туда, ни сюда?

- Здравствуй, Коля! - ответил он мне и глубоко вздохнул. - А что делать?

- В смысле? Идти, конечно же, домой, принять ванну, выпить чашечку кофе… - начал я было шутить.

- Не надо о ванной, - остановил он меня.

- Чего так?

- Да вон видишь? - Коля кивнул в сторону окна Анны Никитичны, где горел свет. - Заседают!

- И что с того? Заседают себе, ну и на здоровье!

- Как бы ни так! Там же наша мама, - под словосочетанием «наша мама» Коля имел в виду свою тещу, при этом его лицо расплылось в такой милой, но при этом фальшивой улыбки, что звук нежно произносимых слов показался приторно сладким и противным.  - А у нас в семье мама - это авторитет, а муж так себе - отец детей, человек, который приносит деньги, раб, работающий в лучшем случае за еду, во всех остальных случаях - за идею.

- Что она тебе такого сделала?

- Да, понимаешь, хочется придти домой вечером, принять, как ты сказал, ванну, отмокнуть от этого масла, бензина, пота, которыми я пропитываюсь каждый день с ног до головы в своей автомастерской, а тебе с порога: «Душ - пять минут! И не больше!» Каково это?

- Да уж, как я погляжу, народ совсем подвинулся на этой самой экономии!

- Что есть - то есть, - вздохнул сосед. - Но ведь это всё цветочки!

Коля докурил сигарету и чтобы выбросить окурок отошёл к урне для мусора, которая стояла у лавочки напротив подъезда. Вернувшись, повторил, думая, что я не слышал его последней фразы:

- Но ведь это всё цветочки!

Коля вздохнул и пустил руку в карман. Оттуда он вынул пачку сигарет, из которой извлёк сигарету. Она, кстати, оказалась последней, но Коля этого почему-то не заметил и положил пустую пачку обратно в карман.

- Что ты говоришь?

- Коля, это же просто ужас какой-то! - возмущался сосед. - Тёща с ума сходит, а моя ей только в рот глядит и делает всё, что та говорит. Конечно, я её понимаю - сидит в декрете целый день и кроме своей матери никого не видит. А та и рада поучить её жизни!

- И что она ей поёт? - спросил я.

- Как что? Всё про экономию! Ведь теперь мы всей семьёй экономим воду! - произнёс иронически Коля всё с той же фальшивой улыбкой.

- Интересно как?

И тут Коля поведал, что ему довелось пережить за последние три-четыре месяца.

- Итак, - начал Коля, - ты, конечно, знаешь, что наше любимое государство по просьбам трудящихся ввело лимит на воду?

Я одобрительно кивнул головой.

- Так вот, первый месяц прожили мы нормально, пока наша мама не сходила заплатить за коммунальные услуги. Пришла она поздно вся на взводе - руки трясутся, глаза навыкате, речь неразборчива, как будто она живого медведя увидела посреди города. Только потом, после того как она немного отошла, мы узнали в чём дело. Оказывается, что она заплатила в этом месяце за воду чуть ли не в два раза больше, чем в предыдущем. Ситуация заключается в следующем: на каждого прописанного в квартире, как ты, наверно, знаешь есть лимит 140 литров в день, всё что выше этого лимита стоит в два с половиной раза больше. Примерно получается, что мы в месяц потребляем чуть больше четырёх кубов на члена нашей семьи, но я-то здесь не прописан и живу на птичьих правах, пока наша квартира строится. Поэтому мы и превышаем положенный лимит. Да, ещё если бы жили только втроём: я, жена и тёща - тогда тоже всё было бы терпимо. Но ведь  у нас маленькая дочка, а за детьми сам знаешь, какой уход нужен - стирать за ними, мыть их - хотя воды уходит не много, но тем не менее! Но это здоровье ребёнка, на этом экономить нельзя! А ещё с нами живёт шурьяк - брат моей жены. Ты его знаешь!

- Петька что ли?

- Да, он самый!

- Он там себе хоть работу нашёл какую-нибудь?

- Если бы он её искал бы, то, наверняка, нашёл бы! А так сидит этот бугай целыми днями в своём интернете, чаи с кофе сосёт, да душит свой комп. Вместо работы нашёл какую-то пассию и привёл её жить до нас! Каково тебе такой расклад?

- Как же, как же, видел я её! И что?

- А ничего! Ей тёща давай говорить про то, что надо экономить, а та только кивает головой и делает по-своему. Мне бы такой характер! - на какое-то мгновение он задумался.

Повисла небольшая пауза, вызванная прикуриванием сигареты

- Так и получается, Коля - продолжал он, - что в наших трёх комнатах живёт шесть человек, а лимит всего на четверых, а реально экономят на мне! Сколько раз говорил я тёще, мол, бросьте экономить, давайте я буду, в конце концов, платить за всё: за свет, за газ и, главное, за воду! Но эта старая кляча хочет в одиночку тянуть эту лямку! Для чего? Не знаю, наверно для того, чтобы нас попрекать, ведь мы, оказывается, сидим у неё на шее!

Коля замолчал. Посмотрел на окна Анны Никитичны, улыбнулся и продолжил:

- Поначалу всё было ничего! Ну, отказался я от приёма ванны, стал пользоваться душем. Всё же лучше, чем грязному ходить? Но оказалось, что всё равно потребляем больше, чем положено. Эта стала бегать сюда - Коля кивнул в сторону окон Анны Никитичны. - И жизнь превратилась в сущий ад, квартира стала гадюшником, в прямом смысле этого слова. Не-е, не потому что там живут гады, хотя не без этого, а потому, что всё загадили и в первую очередь свои мозги. Как это случилось? Когда с душем не прокатило, начали экспериментировать.

- Как? - спросил я.

- Ой, лучше тебе не знать. Ну да ладно, коли я начал, так и быть расскажу. Итак, начинаем экономить воду или становиться бережливыми, то есть из белорусов превращаемся в немцев. Начали с самого популярного, особенно по утрам, места нашей квартиры, то бишь уборной. Вначале всё было терпимо. Тёща через жену попросила меня сделать наполняемость сливного бачка меньше. Я поставил на среднее положение. Тёще этого оказалось не достаточно, и я был вынужден поставить до минимума. Через какое-то время я заметил, что смываться стало хуже. Думал, что чего-нибудь напортачил или случайно перекрыл воду в бачке, поэтому полез посмотреть. Но когда поднял крышку бачка, увидел, приготовься, увидел на его дне булыжник. Взял я тогда этот булыжник, да пошёл искать по квартире тёщу, но к её счастью не нашёл, а так бы точно быть беде. Вечером, когда она пришла из гостей, - Коля опять кивнул головой в сторону знакомых окон, - я ей всё высказал. Но в ответ мне была прочитана лекция о том, что её пенсии едва хватает заплатить за одну только воду и при этом она не нуждается в наших деньгах. На следующий день мне жена сообщила, что мы в туалете отныне будем смывать только раз в день, а именно на ночь. Я-то думал, что им нескольких дней хватит, чтобы образумиться и с радостью согласился, но как я ошибался! Я же не знал тогда, чем они собираются смывать. Оказывается, что они придумали новый способ экономии во время мытья посуды: берут тазик, поменьше, набирают в него воду, моют в нём посуду, а оставшуюся после мытья посуды воду из тазика сливают в большое ведёрко. Ведёрко за день наполняется водой, вот они этой водой и смывают всё то, что накапливается в унитазе за день. Представь, додуматься, чтобы одними нечистотами смывать другие!.. Думал, что их на два-три дня хватит. Но нет, втянулись. Уже месяца полтора так живём. Вонища стоит в нашей квартире непередаваемая, но зато мы экономим воду, - опять на лице у Николая появилась знакомая улыбка, - а для всего остального есть освежитель воздуха. Одно хорошо - зима на дворе, а так я думаю, точно бы загнулись от дизентерии! Но и этого им оказалось, видите ли, мало. Влажную уборку моя ненаглядная супруга раньше делала если не каждый день, то раза три в неделю так точно, а теперь в лучшем случае раз в неделю и то когда мамаши дома нет. Тут я уже жене постарался объяснить как смог, что у нас маленький ребёнок и что если наши соседи по квартире предпочитают жить в хлеву, то это их личное собачее дело, а нам гробить собственное дитя ни к чему. Как ни странно, но жена согласилась. Хоть это радует. А для них пускай лучшей уборкой будет - это, сняв очки с носа, не видеть этой грязи и пыли, что вокруг. Так одержал я свою первую маленькую победу! Потом они начали экономить на стирке. Стали стирать вручную и то раз в месяц - один месяц стирают белое, а в следующем месяце - цветное. Как тебе такое, Коля, ходить в грязной и мятой одежде по два месяца? Но тут я пошёл на хитрость! Думаю: «Ах, так, жалко моих денег на коммуналку, так я лучше себе одежды и белья на них куплю столько, чтобы хватало на каждый день до стирки!» Так и сделал. Теперь эти обе ходят в грязном. Ходят и завидуют, а я как белый человек - в чистом и с новым гардеробом! А жене говорю: «Слушайся нашу маму - она тебе плохого не пожелает!» Так знаешь, что они придумали в ответ? Они мне предложили бриться, чистить зубы, да и вообще умываться на работе, а душ принимать раз в неделю! «Ага, - сказал я тогда, - по четвергам». То есть, получается, что я должен вставать ни свет ни заря, переться на работу, небритый, нечёсаный с запахом изо рта и там делать все утренние процедуры. Душ раз в неделю! «Любимая, - обращаюсь я к жене, - умница, ты моя ненаглядная, расскажи мне, что делать с моим цветущим и пахнущим благовониями телом целую неделю!» И она мне на полном серьёзе отвечает: «Так вон у тебя одеколон есть и туалетная вода!» Естественно, я не купился на это предложение и душ остался за мной, хотя они порой меня начинают выводить из себя, когда ещё холодная вода не стекла, начинают одна за одной стучать мне ванную комнату и переспрашивать, не случилось ли со мной несчастья какого-нибудь. Ну, скажи мне, чтобы ты на моём месте сделал бы?

- Не знаю, Коля! Наверное, свалил бы куда-нибудь…

- Так и я думаю, - вздохнул он, - валить надо, вот и съёмную квартиру подыскал. Сейчас думаю, как об этом жене сказать. Если не согласится на переезд, то собираю сегодня же свои манатки и к родителям. Хотя, если честно признаться, я уже приспособился немного. Стал раза два в неделю в баньку ходить, в ту, что недалеко отсюда. Иногда, к своим родителям, на другой конец города езжу помыться, заодно попроведать их. Эх, всветить бы пару раз этой Свечки, да так, чтобы и мысли больше не было распространять эти бредовые идеи!

Закончив своё печальное повествование он увидел, что в его руке остался всего лишь окурок. Окурок упал на землю, и рука Николая в очередной раз потянулась в карман за сигаретами. Достав пачку и обнаружив, что она пуста, смял её и бросил в сторону урны, но та и половину расстояния не пролетела. Так и упала на снег. Затем Коля достал связку ключей, прислонил чип к домофону и мы вошли в подъезд.

На свой этаж мы поднимались уже молча, а оказавшись на своей лестничной площадке, Коля вдруг произнёс:

- Обидно, Коля, ведь всё было так хорошо, даже этого кризиса не замечали, а тут такое дело! Я же, Коля, квартиру строю. Вот к лету обещают уже наш дом сдать! Как-никак своя жилплощадь - сам в ней хозяином буду, тебя вон на новоселье приглашу, Мишку с первого, ещё кого-нибудь! Только вот сейчас бы разобраться с этой нечестью, а там, я так думаю, всё наладится! Ну, ладно, сосед, - Николай мне протянул правую руку. - Бывай!

- No posoram! - ответил я ему и протянул руку навстречу.

Мы обменялись рукопожатиями и разошлись по своим квартирам.

В тот вечер я много думал: «Такая экономия или, как её официальные лица государства называют, бережливость ни к чему хорошему не приведёт. Да, люди, в конечном счёте, научаться экономить воду, но при этом, сколько здоровья и нервов они потеряют? Об этом никто не думал, и думать, конечно же, не будет. По мне, так пускай они подавятся этими деньгами, чем я начну экономить на здоровье своих родных, своей семьи».

Но от греха подальше я не стал делиться тем, что узнал сегодня от соседа и своими невольными мыслями по этому поводу с моей супругой, как бы ненароком не инфицировать её мозг, хотя она у меня женщина в высшей степени благоразумная и на такое вряд ли поведётся!

Фельетон, Закон и порядок, Социально-экономическое, Бытовое

Previous post Next post
Up