Пожить несколько времени в монастыре

Jul 15, 2014 07:57

Несколько раз мне довелось пожить некоторое время в русских православных монастырях.
И несколько раз я порывался об этом написать, да все откладывал. Читатель, далекий от православия, все равно не поймет ничего, хуже того, поймет превратно, читатель же воцерковленный не нуждается в моих неофитских впечатлениях - у него своих девать некуда.

Правда есть еще прослойка граждан, относящихся к вере с симпатией, но все откладывающих свое воцерковление на потом. Вот для них и напишу.

Что же дает "уход  в монастырь" на неделю-другую? Или что можно дать приютившему тебя монастырю?

Монастырь окружен стеной, отгораживающей его от окружающего мира. За этой стеной идет совсем другая жизнь, ценности там иные, мотивация поступков иная. Недаром монахов называют иноками.

Основа монастырской жизни - молитва. Вас не поймут, если вы не станете ходить на богослужения - чего ради вы приехали в обитель? Работать? Но работать можно и по месту жительства.
Есть такое явление, когда люди, все потерявшие в миру (попросту бомжи) прибиваются к монастырям и кое-как работают за ежедневную кормежку и крышу над головой. Они поначалу не могут оставить свои дурные привычки, с трудом стоят на службах и отлынивают от них всеми правдами и неправдами. Некоторые скоро возвращаются "на свободу", некоторые же начинают спасаться.

Монастырские службы продолжительнее тех, что идут в приходских храмах, так как совершаются по уставу без сокращений - вычитываются полностью все кафизмы, положенные каноны и акафисты. Особенно это заметно Великим постом.
С непривычки бывает трудно часами выстаивать в храме.
И лукавый нашептывает:
- "Ну что ты стоишь? Ноги свои пожалей, вон как гудят уже! Пойди лучше поработай! Пользы больше принесешь монастырю, все равно ведь не молишься с братией, а дожидаешься отпуста".
Он лжет, как всегда. Стоит поддаться ему и пойти на свое послушание, как работа, представлявшаяся только что желанной альтернативой, немедленно станет в такую же тяжесть, как только что стояние в храме. Бес будет уговаривать пойти полежать в келье, или погулять по саду, или сходить за водою на святой источник или ... мало ли что еще.

Вообще, внутри монастырской ограды бес нападает гораздо сильнее и наглее чем в миру. Он боится что вы выйдете из его подчинения. Но и отогнать его проще, ибо ангел-хранитель тут имеет к тебе полный доступ. Так и проходят монастырские дни и ночи в постоянном принуждении себя. Это и есть начало спасения. Путь спасения узок и тернист, и немногие идут им. Если повезло и удалось встать на него, то каждый шаг будешь делать с трудом (принуждая себя) ибо идешь вверх, в гору. Только катиться в пропасть можно самокатом.

В любом монастыре можно остановиться на три дня в качестве паломника. Предоставят какое-никакое жилье и  станут кормить. Никто не будет вас принуждать силком ходить в церковь. Невольник - не богомольник.

Если же хотите пожить подольше - предложите свою помощь. Всегда масса работы в любом монастыре, особенно в сельской местности, как мужской - дрова, вода, починка, стройка, расчистка, переноска и так далее, так и женской - огород, уборка урожая, уборка территории. Никто, разумеется, не даст вам ремонтировать единственный трактор не зная вас, или создавать сайт монастыря; как не доверит уход за коровой, приготовление пищи или мытье посуды.

Уезжая из монастыря, получив благословение на обратный путь, и в последний раз приложившись к иконам, выходишь из главных ворот  в  мир. И тут испытываешь настоящий шок.

Уже отвык ты от речи окружающих людей, кои не соловьями поют, как правило. Карликовые интересы и заботы "мирских" еще не стали снова твоими. Неожиданно начинаешь понимать, что проведенные в монастыре дни, окончания которых ты считал по пальцам, были на самом деле счастьем. И ты будешь снова считать деньки до следующей возможности пожить в монастыре.

ДобрыеДела, Монастырь

Previous post Next post
Up