Тело как скафандр души. Читая Брянчанинова.

Oct 19, 2016 16:29

Велик святой епископ Игнатий Брянчанинов!
Собрав мудрость множества святых отцов в удобочитаемые книги, оказал он нам, лишенным руководства, неоценимую услугу.

Вот что пишет он в своем труде "Слово о чувственном и о духовном видении духов":

Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов при­обретается совершенно иначе, нежели как то предпола­гает неопытный и неосторожный испытатель. Откры­тое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий. Боговдохновенный писатель Бытейской книги гово­рит, что по падении первых человеков Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Быт.3:21). Ризы кожаные, по объясне­нию святых отцов, означают нашу грубую плоть, кото­рая при падении изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость. Хотя начальной причиной изменения и было падение, но изменение совершилось под влиянием Всемогущего Творца, по неизреченной Его милости к нам, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Объясним это. Мы стя­жали как бы естественное влечение ко злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение подоб­но влечению демонов ко злу: прилежит помышление чело­веку прилежно на злая от юности его (Быт.8:21). Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру. Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно со­действуя злу, заражая примерами своей постоянно пре­ступной и враждебной Богу деятельности. Тем удобнее они могли совершить это, что падший человек есте­ственно влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов, покорившись им произвольно. В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, соделались бы демонами; покаяние и восстание из па­дения были бы для нас невозможны. Премудрость и бла­гость Божия положила преграду между людьми, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба - грубую вещественность тела челове­ческого. Так земные правительства отделяют темнич­ной стеной злодеев от общества человеческого, чтобы они по произволу не вредили этому обществу и не раз­вращали прочих человеков (Прп. Кассиана Собеседование 8, гл. 12). Духи падшие действуют на людей, принося им греховные помыслы и ощущения; до чувственного видения духов достигают весьма немногие человеки.

Получается, тело наше -- это как бы скафандр, выданный нам для безопасного выполнения задачи в земной атмосфере, кишащей враждебными духами.

Исходя из этого посыла становится проще понимать, как нам надо с этим скафандром обращаться:
  • Заботиться о нем, не портить, залечивать возникающие неисправности. Но при этом не увлекаться, не забывать, что главное-то -- поставленные нам задачи, а не средства для их выполнения.
  • Соблюдать правила пользования телом (то есть заповеди, нарушение которых ведет к порче как оборудования так и владельца).
  • Никогда не путать себя со своим скафандром.
  • Никогда не забывать, что внутри скафандров окружающих тоже есть обитатели. (Я, например, когда еду на машине, вижу только другие машины на дороге, не усматривая тех кто внутри. Некоторые обижаются: "Я тебе сигналил, а ты -- ноль внимания").
  • Никогда не путать окружающих с ихними скафандрами.
  • Не портить чужих скафандров!
Ну и, как итог, снова цитата из великолепного владыки Игнатия:

... душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжает способность различать добро от зла (Евр.5:14). Тогда даруется ей духовное видение духов и, если то окажется сообразным с целями руководствую­щего ею Бога, чувственное, так как обман и обольще­ние для нее уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны. При разлучении души от тела видимой смертью мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучного вступления в мир духов необходимо благовременное образование себя законом Божиим, что именно для этого образова­ния и предоставлено нам некоторое время, определяе­мое каждому человеку Богом для странствования по зем­ле. Это странствование называется земной жизнью.

ДуховнаяЖизнь, Размышления

Previous post Next post
Up