Нищеты пост

Aug 21, 2015 14:39

Чем скролить ленту, расскажу лучше немножко за филиппинскую нищету, ну и вообще. Все-таки я тут уже 9 месяцев, можно как-то суммировать. Так вот. Много я видел в Азии разных попрошаек, но таких прямолинейных как на Филиппинах -- не видел нигде. Это неизменно впечатляет. Типичный пример: вчера еду в автобусе в один островной Зажопинск, стиснутый с одной стороны Леной, с другой -- какой-то местной старухой, пускающей во сне слюни (левый ряд от прохода в филиппинских автобусах трехместный). Старушка явно привыкшая вот так спать. А мне ужасно неудобно, надо сказать: ни ноги вытянуть, ни на стеночку опереться, ни в окошко поглядеть. Как в гробу. Когда бабка совсем утомила укладывать свою башню на мое плечо, я не утерпел, довольно бесцеремонно растолкал ее и пересел за задний ряд, где на тот момент оставался только местный мужичонка, у которого на коленях дрых сынок годков примерно трех. Оттуда я не без удовольствия наблюдал, как Лена словно бы невзначай тыркает пытающуюся лечь на нее старуху локтем под ребро, пока бабуля не перестала валять дурака и не села ровно.

Так вот. Этот мужичок, возле которого я сел, сразу напрягся, как гончая, и начал беспокойно ерзать. Зыркнул оценивающе на мой фотоаппарат -- но не сделал попытки отклониться, чтобы я сделал хоть один приличный кадр ландшафта. Выждал как бы паузу, и через несколько минут, дернув меня за локоть, говорит: "Гив ми мани". Я в ступоре. Говорю: "Што?" Он повторяет: "Деньги давай". Я говорю: "Хмм, с какой стати?" Мужичок как-то не нашелся с ответом -- вероятно, потому что весь его английский словарный запас ограничивался лишь этой незатейливой фразой. Уткнулся в окно, и на этом наше с ним общение закончилось.

Не, я, конечно, все понимаю, но в автобусе -- это перебор. Ты ж, собака, билет купил, не автостопом ехал! Ты же гражданин своей страны, где у тебя все права, в том числе право на работу и т.д., вон, ребенка даже не зассал родить. Какого же черта ты вот так, а?..

Но это же не единичный случай, это тенденция. Почти каждый раз, выходя на улицу, я слышу эту фразу про "дай мне денег" -- от детей, от взрослых, от стариков. Всего три слова, но почему они меня так бесят? Просто в этих словах нет ни грамма сомнения в собственном праве испрашивать. Это как уебать ночью ногой по уличному таксофону: а вдруг насыплет монет? Что об этом думает таксофон -- неважно, он же таксофон. Временами они даже ничего не говорят (видимо, потому что не знают по-английски ни слова), а просто суют тебе под нос грязную ладонь. Ну вот почему, почему эти люди решили, что таким примитивным -- хуже воровства -- способом можно что-то вымутить? Я не перестаю задаваться этим вопросом. Почему они не пытаются хотя бы разнообразить лексикон? Вот что им стоит выучить хотя бы дюжину, блядь, слов? "Мне неловко просить об этом, но может, у вас есть ненужная мелочь?" Это совсем другое дело -- человек ворует твое время, он все понимает, просто нужда заела. Только им ведь не стыдно, вот в чем проблема. И с голоду они не помирают. Просто -- почему бы и нет? Просить денег тут как-то вот не зазорно. Несмотря на повальную, истовую, анекдотичную веру в Христа, кровавые лики которого смотрят с каждой четвертой футболки, а Христовы изречения украшают каждое второе такси. Очевидно, приезжих лохов обувать на Филиппинах не стыдно, под это заточена вся их бюрократическая система (которая, к слову, делает все возможное для того, чтобы держать собственный народ в черном теле). Ты -- чужак на их земле, ты априори им чего-то должен. А может, беда в том, что они и друг с другом-то не церемонятся, все загнаны под одну шконку, потому им и кажется, что такое вот обращение -- "как к равному" -- это лучшее, что может быть, и ты должен это оценить. Не знаю, не знаю...

Другой пример. Стою на манильском перекрестке, ловлю такси. Мимо прет свою телегу мусорщик лет 20. Чумазый как свинья. Остановился и говорит мне в спину: "Эй, сигарету дай". Я оборачиваюсь: "А?" Он, подбирая слова, повторяет мне, как слабоумному: "Мне от тебя надо сигарету". Я говорю: "А где твое "пожалуйста"?" У него сразу стало такое стеклянное выражение глаз, знаете, как у подвисшего робота. Нечего не ответил, помялся, поскреб затылок и погреб дальше. Вероятно, я его оскорбил, призвав к вежливости. ХЗ. Местные пролетарии никогда не задаются вопросом, ЧТО НЕ ТАК. Они не понимают, почему я, идя по улице, не оборачиваюсь на выкрики "Эй, Джо!" и "Как тебя зовут?" и "Откуда ты?" и "Куда ты идешь?". Они не опасны, нет. Они просто любопытные бездельники, принявшие вот такую систему ценностей, когда любой прошедший мимо белый человек, откликнувшийся на их ор через всю улицу, добавляет +100 к туземному ЧСВ. Им неведомо само понятие зоны комфорта, поэтому они они не думают, что во что-то такое постоянно вторгаются, и что меня все это могло изрядно заебать за 9 месяцев. Вероятно, мое молчание им кажется чванством. Мне же их поведение кажется быдлизмом. Налицо столкновение культур. Кстати, отвязаться от попрошайки легко -- надо лишь сказать: "Ноу мани, сорри". Но ведь это неправда. Я не выхожу из дома с пустыми карманами. И не люблю врать. Тем не менее, только такой ответ работает. Говорить "У меня нет денег ДЛЯ ТЕБЯ" -- невежливо. Чертова вежливость, э?

Надо отметить, Юго-Восточная Азия в целом очень радует уровнем вежливости. И на Филиппинах все это есть: узнать дорогу, попросить совета -- без проблем. Но это если средний класс. А вот бедные люди -- они здесь на удивление бесцеремонны. Никаких "пожалуйста", "спасибо", только "эй" (орется исключительно во все горло). Кажется, это просто -- быть вежливым, для этого не надо ходить в школу. Это закладывается в семье. Но если семья не вылезает из бедности, и все окружение -- такое же, вежливости взяться неоткуда.

Я видел много разных проявлений бедности в Азии. Подавляющее большинство т.н. "коричневых людей" (за исключением жителей "зажиточных" стран типа Малайзии и Сингапура) так или иначе убеждено в том, что белых пришельцев распирает от бабла, и грех их не подоить. Это есть, наверное, в любой бывшей колонии, где средний турист за день просаживает месячную зарплату среднего аборигена. Но только на Филиппинах беднота столь вопиюще прямолинейна: в уличных кучах мусора, в склепанных из фанеры хибарах, в отношении к чужакам. Если ты отвернешься от протянутой грязной лапы, тебя настойчиво дернут за локоть -- эй, я все еще тут! И будут дергать, пока не ответишь с нажимом: "Ноу!". Местные вот так понимают социальную справедливость: у кого-то есть, а у тебя нет -- пусть поделится. Это менталитет. Они, кстати, постоянно воруют друг у друга, а обворованный обтекает: сам виноват, что не спрятал все вещи под замок. Как мне сказали, это распространенное явление во многих семьях, даже в тех, которые считаются неплохо живущими. Членам семей даже запрещено судиться друг с другом, иначе суды бы просто парализовало. Всему ли виной конкретно постоянная нехватка денег? Не знаю. Мне кажется, дело еще и в непостижимом уровне лени, которым пропитана нация. Урвать кусок и прожить один день красиво -- вот программа-максимум. Никто никогда не скажет нормальную цену на жилье, на такси, на прочие вещи -- постараются выжать максимум и удивляются, когда ты поворачиваешься и сваливаешь: ведь, заговорив с ними, ты уже вроде как им принадлежишь и сильно обижаешь их, уходя к другому продавцу. Как сказал бы Борат: "Нехороший!"

Те филиппинцы, которые реально работают, трудятся как волы, это правда. Надо видеть, какие тяжести они таскают на солнцепеке за пару-тройку долларов в день. Но те, у которых работы нет (таких большинство), похожи на безвольных медуз -- они совершенно ни хрена не делают, ни к чему не стремятся, валяются целыми днями в своих микродвориках размером с наш туалет, обдуваемые вентиляторами, и тупо смотрят в пустоту. Похоже, эти люди ни на что не надеются, они махнули на себя рукой: хоть кто-то в семье работает -- и хрен с ним, на миску риса хватит. Будущего нет.

Это кажется мне странным, очень странным. Как можно проводить жизнь в условиях такой дикой скученности, когда ни у кого нет личного пространства? Манила -- дико перенаселенный муравейник, шумный как заводской цех. Здесь никогда нет тишины, потому что нет стекол в окнах. Все друг у друга на головах, как в советской коммуналке, хоть дома, хоть на улице, где каждый квадратный метр чем-нибудь за занят. Игроки в баскетбол даже не прекращают играть, когда через устроенную на улице площадку проезжает автомобиль. Компьютерный клуб за неимением другого пространства воткнут в подворотне -- кидай пять песо в щель и лезь в фейсбук, пока под ногами шныряют крысы, а за спиной протискиваются прохожие. У квартир на первом этаже часто нет передней стены -- вся семейная жизнь как на ладони. Ведь это же тюрьма. Аквариум. Вероятно, что-то меняется в голове у человека, когда он растет в таких условиях. И иные способы существования уже кажутся мифом. Я видел здесь на удивление много сумасшедших -- даже люди, в обычное время вполне адекватные, временами начинают разговаривать сами с собой. Наверное, 120 миллионов нельзя упаковать в замкнутом пространстве без ущерба для психики.

Я понимаю, безработица. Невероятная конкуренция. Если у тебя нет своего микробизнеса, лотка на рынке или должности в какой-нибудь госконторе, ты вкалываешь как раб на рисовых полях. Очень многие бегут из страны. Но откуда эта, блин, тотальная апатия, неверие в себя у тех, кто остался? День прошел -- и хорошо, сейчас пострадаем, потом на небе отдохнем. Между тем если бы вся семья не висела на шее у одного человека, они, наверное, могли бы добиться большего. Они не были бы рабами, столь сильно зависящими друг от друга. Культ семьи -- это вроде бы здорово, но что это за жизнь, если каждый второй карапуз, науськанный мамашей, при встрече начинает выпрашивает у тебя баблос, а вполне прилично одетая мама стоит рядышком наблюдает за этим с улыбкой, не делая попытки его одернуть? С какими "понятиями" вырастет такой ребенок? Он вытянет семью из жопы? Он куда-то поедет, кем-то станет? Ой, сомневаюсь. Если старухи, когда ты покупаешь хлеб, не стесняются подходить и говорить в лоб "Сдачу отдашь мне" (хотя у тебя без сдачи), то молодежь вряд ли будет вести себя иначе -- им есть, у кого учиться.

Повторюсь еще раз -- мне встречались и другие филиппинцы: вежливые, помогающие советами, реально интересующиеся "че там за бугром". Но мало. Малообразованных людей ничего не волнует кроме, скажем так, выживания -- в этом плане они, наверное, мало отличаются от первобытных аборигенов (с поправкой на мобилы c 3G и приложения для онлайн-знакомств). Даже студенты имеют лишь самое смутное понятие о мировой истории. Многие даже не в курсе, что где-то там когда-то была Вторая мировая война. Им не до пирамиды Маслоу, им бы хлеба с маслом. В основном народ озабочен быстрым заработком: при твоем появлении в каком-нибудь депрессивном районе в глазах у них, как у советских фарцовщиков, загорается по знаку доллара.

Кстати, тут надо провести разделение: те, у кого есть работа, уважают ее. Это заметно. Сфера потребления вышколена, уличные лоточники выдают сдачу до цента (таксисты все равно мухлюют, но хер с ними -- эта публика почти везде одинакова). А вот те, у кого работы нет, почему-то уважают только себя. Хотя за что -- сие мне неведомо. Это психология уличной шпаны, подростков, пытающихся показать, что они тут огого, и им невдомек, что человеку может быть противно, когда его окликают "Эй". Они не прибавляют "мистер", как во многих азиатских странах, нет -- они свободная нация, освободившаяся от гнета колонизаторов, и этим горды. Что странно: в США, на которые они все дрочат со страшной силой, никто не боится быть вежливым. Но на Филиппинах это почему-то не прижилось, прижились только гамбургеры. В Японии вежливость превыше всего, но оттуда здесь прижились только суши и караоке. Откуда же прижилось панибратство -- из Китая? Откуда взялся похуизм на чужое мнение -- из Кореи? Или оно просто всегда сопутствовало этой нации, никак не способной выпутаться из собственных соплей?

Да, я говорю в первую очередь об обитателях "городского дна", самых обездоленных, -- хуже только жизнь в трущобных подземных норах. Но ведь таких здесь большинство. Эта нищета всеобъемлюща, именно она задает тон общему впечатлению. Когда-то меня умиляло, что каждый встречный бомж принимает тебя "за своего" -- вот ведь какая гостеприимная страна! Теперь, наслушавшись однотипных вопросов и не менее однотипных предложений расстаться с деньгами, мне хочется держать дистанцию. Так уж повелось в Азии с понаехавшими: если ты не сыплешь баблом, ты жадный -- а это как быть невежливым. Подобное отношение замечается не сразу. Но чем больше тебе на это намекают, тем большее раздражение это вызывает. Они не обращают внимание на твои драные шорты, на дырявую футболку, они реагируют только на фотоаппарат. Ты, по их меркам, невежлив -- но почему-то они не пытаются быть вежливыми в ответ. Не пытаются начать с себя. Зачем им это? "У нас так принято". И напрашивается вопрос: не потому ли в этом лесу все так печально, что в нем "вот так принято"? Есть над чем подумать и чему поучиться, в общем. Спасибо, Филиппины!

Филиппины, нищета, путешествия, ЮВА, Азия

Previous post Next post
Up