«Партизан-МТЗ» - известный белорусский футбольный клуб из Минска. Недавно у команды появился новый главный менеджер - 22-летняя Анна БОЛБАС. Она оказалась первой за всю историю нашей страны девушкой, которой доверили такой пост.
«Партизан-МТЗ» - дважды обладатель Кубка Беларуси и дважды - бронзовый призёр чемпионата Беларуси по футболу. Клуб - уникальное явление для нашей страны, и дело тут не в победах.
В прошлом году главный спонсор клуба Владимир Романов отказался его финансировать. «Партизан» оказался на грани распада. Однако клуб решили сохранить болельщики. Собранных ими средств, конечно, не хватило, чтобы компенсировать уход спонсора, зато оказалось вполне достаточно, чтобы удержать команду на плаву и заявить её во вторую лигу белорусского чемпионата. Сам по себе этот факт заслуживает уважения, но даже это - не единственное, что выделяет клуб из ряда других.
О том, каково оказаться генеральным директором клуба в юном возрасте, какие задачи предстоит решить новому руководству и, главное, как практически с нуля наладить финансирование целой футбольной команды, «АиФ» поговорил с Анной.
- Как вы оказались на посту директора?
- В любом обществе есть иерархия, как правило - возрастная. Болельщики, которые были с нами с начала образования клуба (это немногим более десяти лет назад), инициировали сохранение команды. На тот момент я активно участвовала в жизни команды, помогала с бумагами, и меня выдвинули на новую должность.
Слухи, что спонсор уйдёт, ходили с декабря 2011 года. Когда это произошло, состоялось экстренное собрание поклонников команды. Было объявлено ЧП, на повестке дня - вопрос сохранения клуба. Эту тему обсудили, выслушали все за и против, а потом решили действовать. Нашлись среди болельщиков и люди, которые помогли с подготовкой документов для создания общества с ограниченной ответственностью. «Партизан» начал всё сначала.
- Как сейчас финансируется клуб?
- Зарплата игрокам не платится. Футболисты учатся и работают. Кто-то подрабатывает, например, на стройках, кто-то имеет постоянную работу. У некоторых есть семьи. Зарплату получают только тренер, администратор команды, бухгалтер и директор. Мой заработок - два миллиона (220 долларов).
Люди просто приходят к нам и дают деньги. Кто сколько может. Кто-то изредка оставляет десять тысяч (1,2 доллара). Есть такие, кто «сбрасываются» постоянно. Многие помогают просто своим присутствием на игре - мы продаём билеты. Если придёт много болельщиков на матч, то за счёт билетов удастся «отбить» стоимость стадиона: ведь мы должны оплачивать его аренду для домашних матчей.
Ещё у нас есть свой магазин атрибутики в одном из столичных торговых центров. Люди приходят туда, «сбрасываются», оставляют сдачу. Например, человек купит магнитик, даст 200 тысяч (22 доллара), а сдачу оставляет - на клуб. Фиксированной даты платежей нет.
По правде говоря, продажа атрибутики и билетов приносит копейки. Сейчас мы работаем над тем, чтобы поставить на ноги наш магазин. Планируем создать фан-клуб. У каждого члена будет карта болельщика, по этой карте можно будет получить определённые привилегии, но и придётся платить фиксированную сумму.
Основная задача сейчас - собрать средства для оплаты аренды футбольных полей. Стоимость разовой аренды - 4 миллиона рублей (445 долларов). Это за домашний матч. Ещё столько же нужно выложить за гостевой, при этом затраты идут на оплату автобуса для двадцати человек. На выездных играх мы также оплачиваем питание игрокам.
Чьё поле?
- Болельщики английского «Портсмута», когда клуб оказался в бедственном положении, сумели выкупить его, правда, вместе с 20-тысячным стадионом. Для вас, я так понимаю, отсутствие собственного стадиона - большая проблема?
- Мы пытаемся найти поле, которое висит на балансе у администрации Минска. Предлагаем за свои средства привести его в порядок, чтобы хотя бы где-то тренироваться. У нас ведь сейчас и собственной тренировочной базы нет - где найдём возможность, там и тренируемся. Порой приходится гонять мяч практически на голом песке, как в Бразилии.
Поле присмотрели, но не можем найти, у кого оно на балансе. Обратились в администрацию Московского района Минска, нам ответили, что раньше оно было собственностью одной организации, которую уже расформировали, и непонятно, кому что принадлежит. Сами ищут. Причём там даже не поле - площадка с ямами; вся хозпостройка - стены, и деревья внутри растут.
Мы могли бы поставить там бытовку, чтобы игрокам было где переодеться, подвести коммуникации, наладить прочую инфраструктуру. Имея собственный стадион, мы смогли бы открыть, скажем, тренажерный зал - своеобразный солидарный бизнес, через который клуб мог бы получать финансирование, пусть и небольшое.
- У вас есть бизнес-план?
- На данный момент составлена лишь смета расходов на год. За сезон только на аренду полей придётся отдать 64 миллиона (7111 долларов). Столько же - на участие в гостевых встречах. Я молчу про остальные расходы, про то, что игроки не получают зарплату.
Солидарный бизнес, на мой взгляд, мог бы помочь исправить ситуацию. Это может быть тот же тренажёрный зал, магазинчик или кофейня.
Например, в Германии есть футбольный клуб «Санкт-Паули» из одноимённого района Гамбурга. Клуб спонсирует компания, которая занимается производством пива. Так вот, болельщики команды, куда бы они ни приезжали, везде спрашивают пиво своего производителя - таким образом они поддерживают клуб.
Молодёжь всегда чем-то занимается. Мы планируем, развиваясь, ориентироваться на неё. Всё-таки нужен спонсор хотя бы для начального капитала.
В общей сложности нам требуется на сезон около 150-200 тысяч евро. Это приблизительная сумма, которая может варьироваться в зависимости от возможностей спонсора. Сюда включено всё необходимое, в том числе и требуемый штат сотрудников.
- Хватит ли знаний, чтобы открыть бизнес? По специальности вы математик, специалист по информационным технологиям…
- Будем искать специалистов среди болельщиков. То, что может скорее всего окупиться, - это кафе. К нам приезжают люди из других городов, им нужно место, где они могли бы посидеть, поговорить. В кафе есть насущная потребность.
- Напоследок: как лично вы планируете прожить на зарплату в два миллиона?
- Я не хочу вечно сидеть на двух миллионах. От меня и моих действий зависит как моя зарплата, так и развитие клуба.
http://www.aif.by