Сегодня я начинаю новую рубрику - уроки. В них покажу вам, как сделан тот или иной снимок: какие технические приемы применялись при съемке, на каких параметрах снималось, как обрабатывалось и т.д.
Начнем сразу со сложного - вечерней панорамы Дрездена. Но попытаемся сделать ее простейшими методами.
Начнем со съемки. Для того, чтобы сделать подобную картинку, нужно лишь прийти в нужно время в нужное место:
1. Нужное место подбирается заранее, чтобы успеть подготовиться: выбрать точку съемки и поставить штатив. В таких фотографиях эффектно смотрится вода, поэтому можно присмотреть место возле рек или озер. Так мы получим в кадре не только архитектуру, но и разноцветные отражения, которые создадут дополнительный план в снимке.
2. Нужное время длится крайне недолго, поэтому действовать нужно быстро. Как понять, что оно нужное? Очень просто - небо в этот промежуток времени еще немного освещено лучами зашедшего солнца, но оно несколько темнее, чем яркость фонарей и подсветки зданий (где-то на ступень-полторы экспозиции). Таким образом, есть шанс показать и глубокий синий цвет неба и теплые оттенки уличного освещения.
3. Технические параметры съемки подбираются по обстановке, но при съемке воды я стараюсь подбирать выдержку довольно длинную (здесь 20 секунд), чтобы она превратилась в то, что описывается красивым словом "гладь". Диафрагма нужна закрытая (в данном снимке f16), для максимальной глубины резкости. Чтобы позволить себя увеличить выдержку, значение ISO было выставлено минимальное из доступных в моей камере.
UPD. Для всех снимков, из которых будет состоять панорама, нужно выбирать единые параметры экспозиции, чтобы в дальнейшем одни не выбивались на фоне других, и программа могла склеить панораму качественно.
Теперь несколько слов о панораме. Если речь о вечерней съемке, то естественным будет использование штатива. Поставив камеру так, чтобы кадр выстраивался вертикально (чтобы сделать разрешение панорамы больше и увеличить площадь неба и воды в кадре), я сделал 10 снимков от левого края к правому с перекрытием между кадрами около 30% (чтобы программе было легче "сшивать" панораму".
Собственно, вот и все хитрости съемки. Но именно эти хитрости позволяют сделать так, чтобы потом не мучаться с обработкой.
А теперь несколько слов об обработке. Ее будем делать в Lightroom.
На картинке ниже вы видите один из кадров панорамы до и после обработки. Кстати, тут же вы можете увидеть параметры, на которых делались снимки.
Первым делом обратим внимание на закладки Basic и Lens Correction. В последней ставим птички напротив автоматической коррекции геометрии и хроматических аббераций.
В закладке Basic, где собраны основные настройки изображения, сдвигаем баланс белого влево (в более холодные оттенки, чтобы проявить цвет неба), делаем коррекцию экспозиции в плюс, осветляем тени (Shadows) и самые светлые участки (Whites). Менее светлые участки (Highlights) чуть притемняем, также сдвигаем вниз точку черного (Blacks). Таким образом картинка стоновится более контрастной, но без пересветов в светлых участках и без провалов в тенях.
Также можно увеличить микроконтраст (Clarity) и Vibrance - снимок станет еще более контрастным и насыщенным. Но с этим лучше без фанатизма.
Следующим шагом станет работа с отдельными цветами (HSL). Здесь основной момент - это притемнение теплых оттенков подсветки зданий и осветление синего цвета неба. Всего по чуть-чуть. Но тут уж дело вкуса. Кому-то наверняка не понравится моя синяя картинка, кто-то напротив скажет, что насыщенности не хватает.
Сделанные изменения применяем к остальным снимкам, сделанным для панорамы. Подробно останавливаться не буду, просто CTRL+C на снимке-образце и CTRL+V на всех остальных, которые нам нужны. Экспортируем снимки.
Финальный этап - панорама. Будем делать ее средствами Photoshop. Для этого открывает закладку File>>Automate>>Photomerge. Это и есть инструмент для склеивания панорам. Есть множество других, от сторонних производителей, но сегодня обойдемся простейшими средствами.
В открывшемся диалоговом окне нажимаем Browse, выбираем нужные файлы в любом порядке и нажимаем OK.
Выбранные файлы помещаются в окно Photomerge, где в нужном режиме (чаще всего это Auto) они собираются в панораму. Для этого нужно просто нажать OK.
Кстати, обратите внимание на строки Vignette Removal (коррекция виньетирования) и Geometric Distorsion Correction (коррекция дисторсии) на предыдущем изображении - их стоит активировать. С ними шанс получить качественную панораму увеличивается.
Результат далек от идеала, но в данном случае это обусловлено тем, что при выборе снимков я захватил пару лишних - сделанных при других параметрах экспозиции.
Учитывая ошибку, снова возвращаемся к Photomerge. На этот раз выбираем только нужные снимки и повторяем описанные ранее действия. Смотрим на результат - уже лучше, но переходы между кадрами кое-где заметны. Исправляем это обычной "заплаткой" - обводим проблемный участок и перетягиваем заплатку на место с ровным небом.
Тем же способом убираем черные пятна - это пыль на матрице. Хотя в моем случае, это уже даже не пыль, а скорее грязь.
Желающие убить время могут тем же способом избавиться от коряг и другого визуального мусора в воде.
Кадрируем изображение инструментом Crop.
И сохраняем в виде нового файла.
Все! Можно печатать, делиться в ЖЖ и соцсетях!
Стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев фотошоп неплохо справляется с панорамами. Так что этим инструментом очень даже можно пользоваться. Но в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы хорошо снять, тогда и вам, и программе будет куда легче.
Что еще можно (и нужно) сделать со снимками, чтобы передать творческий замысел фотографа, я расскажу в следующий раз.
Другие мои снимки вечерних и ночных городов:
Ночной Париж. Картинки с высоты
Ночной Вроцлав
Цвет ночного Брюсселя PS. Убедительная просьба - напишите в комментариях свое мнение об уроке. Что было хорошо и что плохо? Что можно улучшить и продолжать ли вообще?