Исследование целевой аудитории: зачем и что анализировать?

May 26, 2018 18:40





Не секрет, что прежде чем приступить к разработке любого продукта необходимо провести предварительные исследования и сформировать четкое представление о том, что мы будем делать и для кого. Для начала, правильно задавать себе вопрос не «как сделать круто?», а «кто этим будет пользоваться?». Получить ответ на него поможет исследование целевой аудитории (ЦА), т.е. потенциальных пользователей вашего будущего продукта.


Зачем анализировать?

Процесс анализа ЦА, который в рамках данной статьи примем за синоним исследования, позволит вам:

  1. Определить ценности, потребности, боли и ожидания будущих пользователей.
  2. Понять, что действительно интересно целевой аудитории вашего продукта.
  3. Выбрать платформы для реализации: мобилка, веб, смарт тв и т.д.
Что анализировать?

Если заказчик вашего продукта не предоставил никаких исследований или у вас небольшой стартап с ограниченным бюджетом, то необходимо провести самостоятельную работу. Описанные далее пункты помогут за короткий срок сформировать базовое представление о будущих пользователях и подскажут, на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Основные параметры

На этом этапе все просто, узнаем о потенциальных пользователях следующее:

  • возраст и пол
  • семейное положение
  • география проживания
  • образование
  • профессия
  • уровень дохода и платежеспособности
  • культурный уровень
  • хобби и основные интересы
Дополнительные параметры

Далее анализируем параметры, которые важны именно для вашего продукта, например:

  • любимый вид спорта, если делаете спортивный портал
  • читаемая литература, если проектируете книжный Интернет-магазин
  • любимый жанр фильмов, если разрабатываете онлайн-кинотеатр
  • и т.д.




Изображение с old.womenbz.ru

Потребительский статус

Прежде чем человек станет пользователем вашего продукта, он уже где-то ест и одевается, ходит в какой-то кинотеатр, пользуется различными сервисами и т.п. В общем, где-то уже тратит свои деньги. Вот, например, несколько вопросов, которые помогут лучше прочувствовать ЦА:

  • Где питается? Через какой сервис заказывает еду?
  • Какую службу такси предпочитает? Какие марки авто нравятся?
  • Сколько тратит на мобильную связь? Какая модель телефона?
  • Куда ездит отдыхать? Какие сервисы использует для бронирования отеля?
  • Какие фестивали и клубы посещает? Где покупает билеты?
  • и т.д.
Ценности

Ценности целевой аудитории - это то, ради чего будущие пользователи с большой долей вероятности будут готовы приобрести ваш продукт. Ценностями для большинства людей чаще всего являются:

  • свобода и независимость
  • внимание и уважение окружающих
  • дружба и любовь близких
  • развитие и самореализация
  • и т.д.
Пользовательские боли

Дизайн решает проблемы. Проблемы - это боли пользователей, поэтому при анализе целевой аудитории следует собрать как можно больше болей потенциальных пользователей, например:

  • плохое самочувствие
  • недостаток общения
  • лишний вес
  • низкий уровень дохода
  • и т.д

Решить абсолютно все пользовательские проблемы невозможно и тем более нереально сделать продукт с функционалом на все случаи жизни. Скорее всего, в тот момент, когда идея продукта только появилась, она уже подразумевала решение какой-то определенной проблемы. Целесообразно выделить пару вспомогательных проблем, которые дополнят основную боль и которые этот продукт потенциально может решить.

Например, вы разрабатываете фитнес-приложение и в ходе «болевого» анализа определили, что оно поможет пользователю сбросить лишний вес и улучшить самочувствие, а также позволит завести новых друзей в спортивном сообществе, т.е. восполнит недостаток общения. Но сможет ли это приложение повысить уровень дохода? Разработчикам скорее всего да, а вот пользователю вряд ли. Конечно, можно придумать партнерские предложения для тренеров, которые будут составлять программы тренировок для других пользователей и продавать их через ваш сервис, но это лучше вынести в дополнительный продукт (как Uber для пассажиров и Uber Driver для водителей).



Ожидания от продукта

Тут необходимо подумать над тем, что ждет от вашего продукта будущий пользователь? Например:

  • удобство использования
  • конфиденциальность и безопасность личных данных
  • экономия времени
  • набор функций и возможностей, которые предоставляет продукт

Если вы проектируете сервис, у которого уже есть аналоги на рынке, обязательно посмотрите их. Проанализируйте какие функции реализованы в этих продуктах, разберитесь какие возможности предоставляют своим пользователям конкуренты и не поленитесь прочитать отзывы. Отзывы оставляют реальные люди и эта информация поможет вам лучше понимать свою ЦА, а может быть даже подскажет как выделить ваш продукт среди аналогов, учитывая «хотелки» будущих пользователей.



Изображение с pikabu.ru

В заключении должно быть что-то вроде этого: «зная свою целевую аудиторию и ее предпочтения, вы сможете корректировать и выстраивать свои маркетинговые ходы, оптимизировать лендинги, повышать конверсию и продажи…», но это не самое главное. Описанные в данной статье этапы помогут понять, что продукт разрабатывается для живых людей и надо учитывать их потребности. Если изначально сделать продукт, который никому не нужен, то никакие маркетинговые ходы и многочисленные оптимизации не помогут.



Оригинал: https://designpub.ru/product-58a450239ecc



Подписывайтесь на нас в других социальных сетях:

Yandex.Zen - https://zen.yandex.ru/media/id/5ac098dff031731b9711ba45

Instagram - https://www.instagram.com/dotdesignblog

VK - https://vk.com/dotdesignblog

Twitter - https://twitter.com/dotdesignblog



целевая аудитория, дизайн, маркетинг

Previous post Next post
Up