За свою жизнь я поучаствовал, если не считать учений в армии, в пяти массовых выездных организованных мероприятиях более или менее на природе. Это 1) ставропольская краевая школа комсомольского актива в 1988 году, где я был одновременно в качестве организатора и учащегося, 2) конкурс ученических бригад в том же году, где я присутствовал как комиссар отряда пахарей и диск-жокей, 3) устроенный Ходором и “Открытой Россией”
писательский семинар “Ответственность текста” в Звенигороде в 2002-м, 4)
слёт растабайкеров в Ольгино в 2007-м и, наконец, только что, 5) так называемый молодёжный инновационный форум “Селигер-2009″.
Тусовка на Селигере более всего, конечно, похожа на школу комсомольского актива. Но есть заметные различия. Комсомол я застал на смертном одре, а потому в школе комсомольского актива ничего собственно комсомольского у нас не было. Были лекции разных специалистов, были встречи с журналистами, самодеятельные спектакли, дискуссии на разные политические темы, которыми рулили не какие-нибудь адские идейные комсомольцы, а мы с товарищами, чья идеология тогда колебалась от “За веру, царя и отечество” до “Бей красных, чёрных, жёлтых, зелёных и голубых”. Во всяком случае, все мы были категорическими противниками власти КПСС. На территории кемпинга, где проходила школа, не висело ни единого лозунга, ни одного портрета какой-нибудь властной рожи. Явление официоза было разовым - в один из дней заявился первый секретарь крайкома комсомола А. Черногоров. Все дежурно скривили лица, пропустили мимо ушей его неумные разглагольствования и продолжили заниматься своими делами. На Селигере агитация и пропаганда всюду, на каждом шагу: портреты Путина и Медведева, лозунги, плакаты, надписи на майках, постоянное вещание местного телевидения с висящих чуть ли не на каждом дереве ЖК-панелей, странные инсталляции, палатки дискуссионных политических клубов, знаки временной топонимики, бешеная накачка с главной сцены на построениях утром и вечером. Когда мы, преподы, впервые вошли в детский лагерь, как раз с главной сцены вещал Вася. Он рассказывал, как стоящие за корпорацией Google американские империалисты мешают сайту проекта “Год молодёжи” появиться в первых строках выдачи. Многие, правда, слушали его, мягко говоря, без энтузиазма:
Большинство приехавших на Селигер молодых людей привезли туда свои проекты и идеи в надежде выжать из кого-нибудь бабла на развитие оных или, как минимум, получить какие-нибудь полезные советы и консультации. На идеологическую накачку они плевать хотели. Тем не менее, почти круглосуточная обработка даёт плоды. В один из дней я мог эти плоды наблюдать особенно близко. Фиму Дикого, Юру Гиренко и меня пригласили на типапередачу местного типателевидения - поговорить об ответственности блогеров и о том, являются ли блоги средствами массовой информации и т.п. Так вот, передо мной сидело десятка два молодых людей, считающих себя в той или иной степени информационщиками, и все они чуть ли не в один голос требовали больше цензуры, больше власти государству, больше прав силовым структурам, больше запретов и т.п. Один юноша о свободе слова сказал буквально следующее: “Наелись мы уже этой свободы”. Для меня это был шок. Вечером я ложился спать с мыслью утром собраться и уехать оттуда к чёртовой матери. Но утром подумал, что лучше попробовать поговорить на эту тему с теми группами, которым я читаю лекции, попробовать хоть немного надломить эту несгибаемую веру в Мента. Однако не пришлось. Ученики первой же группы, явившись на занятия, сказали, что смотрели давешнюю передачу, сообщили, что разделяют скорее мою точку зрения, нежели мнение моих оппонентов, и попросили не судить обо всём лагере по тем людям, что пришли на передачу. Меня это более или менее успокоило. Потом я ещё неоднократно сталкивался с результатами идеологического и морализаторского долбежа. Причём выплывали они всё время как-то неожиданно. Например, рассказывает ребёнок о своём проекте создания мегагиперпортала для мегагипермолодёжи, всё очень забавно и трогательно - и вдруг шмяк, как выключатель повернули - попёрли лозунги.
В целом, мероприятие, конечно, неоднозначное. С одной стороны, для активной молодёжи это отличная возможность потусоваться, оттянуться, пообщаться со сверстниками из разных краёв империи, возможность чему-то научиться, узнать что-то реально полезное, завести знакомства, связи, с другой - наиболее слабые умы уедут оттуда по стойке смирно с ведром говна в голове. Что здесь перевешивает? Наверное, всё-таки первое, потому что, грубо говоря, слабые умы всё равно набрались бы говна - не на Селигере, так в телевизоре, на улице, в интернете. А если зацепит и кого из более или менее нормальных, они, я думаю, через год-другой придут в себя. Зато у них уже будет иммунитет.
Запись опубликована в блоге
Записки Дениса ЯЦУТКО. Оригинал записи находится
здесь.