... и ересь моя вся со мной

Apr 18, 2008 03:56


- Папаша! Кто строил эту дорогу?
- Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душечка!

Я против анонимности в искусстве. И вообще против анонимности. Анонимность - это отказ от ответственности. Даже не отказ - прятки. Не "я это сделал, но отвечать не буду, заставьте-ка меня", а трусливое инфантильное "это не я!" Я не против псевдонимов. Но только когда псевдоним нужен либо как часть художественного проекта (тогда все должны знать, кто такие Кукрыниксы и кто такой Б. Акунин), либо для лучшего опознания автора. Последнее, например, мы можем наблюдать на примере Шатрова, который Маршак, но которому позвонил Самуил Яковлевич и сказал, что "в русской литературе может быть только один Маршак". То есть, это странная позиция, конечно. Толстых, например, в русской литературе вагон и маленькая тележка, а ничего - никто не путает, кроме некоторых. Да и англичане, в общем, я думаю, без труда отличают Хаксли от Гексли, хоть, в отличие от нас, и произносят их одинаково. Но тем не менее - когда псевдоним - для распознавания - это нормально. Но когда за псевдонимом прячутся - не люблю. Ещё более не люблю, когда скрывают авторство. Принципиальных же анонимов (сейчас это, кстати, модно: имедж-борды всякие и пр.) не люблю особенно. Да, вы можете говорить, что любой юзер в сети в принципе анонимен, потому что его личность по умолчанию никак не подтверждена, даже если он (как я, например) подписывается своей фамилией. Но, если это не чья-то заведомо чужая фамилия и если он под этой фамилией или под этим ником в сети имеет некий солидный багаж высказываний, он уже не аноним. Ведь что такое личность, в конце концов, если не сумма высказываний? Пусть это не имя, допустим, данное вам при рождении, но, если вам дороги ваши слова, вы подписываете их. Так мастер ставит клеймо на своё изделие. Некий же бессмысленный алкоголик, который гонит тяп-ляп какой-то поток, гонит не от себя, а так, как старший смены показал, только хуже, он, напротив, будет избегать того, чтобы его продукт идентифицировали с ним. Потому что ему всегда надо, если что, иметь возможность воскликнуть: "Это не я!"

Тут, правда, многие презрительно скривятся и скажут: "Нашел чем гордиться и дорожить! Высером в ЖЖ!" На это отвечу, что высером можно назвать что угодно, качества названного предмета от этого не изменятся. Да, я дорожу тем, что пишу, в т.ч. в ЖЖ. Потому что это плоды раздумий, часто нелегких. Потому что это заметки для памяти, часто важные. Потому что это моменты жизни, часто моей. Раньше я повсюду носил с собой большую сумку с тетрадками и блокнотами и постоянно делал записи там, просматривал их, правил и т.п. Теперь блокнотом я пользуюсь реже и только одним, еще ношу с собой диктофон и видеокамеру, а записи часто делаю именно в ЖЖ. И также, как раньше мне были нужны мои блокноты, теперь мне нужны те места в сети, в которых я что-то писал. Я часто возвращаюсь к ним. И, насколько я знаю, не только я.

Кстати, о публичности. Это очень удобно - что записи в сети так легко делать публичными. Не приходится каждому нужному человеку зачитывать вслух вновь и вновь одно и то же. Всё уже здесь, уже на виду. Достаточно давать ссылки, ну, может быть, с комментариями. И я никогда, проходясь, по старым записям, не скрываю их под замок. Напротив - я часто открываю то, что пару лет назад было скрыто. Актуальность прошла со временем, текст стал просто текстом, историей. И пусть теперь я, может быть, не согласен с тем, что писал раньше, но это писал я, это была моя дорога, это я её строил, это по ней я пришел туда, где стою теперь. Вот он я. Смотри, Господи...

манифесты

Previous post Next post
Up