Честно признаюсь: я очень хотела пойти на "Отверженных" в кино. Но теперь, после того, как я посмотрела этот фильм, я очень и очень сомневаюсь, что все же осмелюсь сделать это.
Видите ли, он очень, очень хорош, и в нем довольно хорошо снятых пронзительных сцен, поэтому время от времени я начинаю плакать, когда его смотрю. А мне не нравится плакать на людях.
Поэтому я просто расскажу, что это за фильм, обожобожебожемой что за фильм, а сама еще поколеблюсь.
Сюжет знают все, так что его опустим. Я лично смотрела две экранизации: французский мини-сериал с Шарлоттой Генсбург в роли Фантины, Департье в роли Вальжана и Малковичем в роли Жавера (Генсбург - вин, Малкович - винвинвин, Департье отчасти все портил). И еще экранизацию 1998 года с Умой Турман в роли Фантины, Нисоном в роли Вальжана и Рашем в роли Жавера (лютый вин, но Турман Генсбург не переиграла. Вопрос, какой Жавер мне больше по душе так и остался открытым. Я склоняюсь к синтетическому варианту: жизнь как у Раша, сцена смерти как у Малковича).
А вот теперь и третья - причем это не экранизация романа, а экранизация мюзикла, что хорошо бы учитывать.
Пойдем по порядку.
Хью Джекман в роли Жана Вальжана
Хорош. Хорош настолько, что временами на экране можно заметить полупрозрачные буквы: "Я актер, который вышел из мюзиклов и в мюзикл вернулся, дайте же мне Оскар, я его заслужил". Причем, готова спорить, Оскар ему дадут. У него хорошие партии, хороший голос, и играет он тоже хорошо. Вообще из плюсов я бы назвала то, что действие мюзикла начинается на каторге. В книге об этом есть, но мало, экранизации обычно тоже обходят вопрос заключения Вальжана стороной. И поэтому то, что в самом начале мы видим крупным планом то, через что ему пришлось пройти, работает очень хорошо. Вальжан морально перерождается за одну песню - "Valjean's Soliloquy" (я ее слушала раз 5, отматывая бегунок на плеере назад - не потому, что песня так уж хороша и мотив у нее запоминается. Просто мне очень нравится, как Джекман прямо во время песни играет голосом. Это хорошо) и идет вершить добрые дела. Единственное, о чем я тут жалею - это о том, что среди реплик епископа, отдающего подсвечники, не было моей любимой: "Этим серебром я покупаю у тебя душу и отдаю ее Богу". Персонаж получился вот прямо таким, каким и должен быть: он радуется, когда получает Козетту, беспокоится, когда она растет, и с обреченным спокойствием ждет того момента, когда ему не удастся уйти от Жавера и многолетний побег будет окончен. Довольно странно выглядит только одно: то, как стремительно героя состарили в конце фильма. Конечно, можно сказать. что много лет он жил спокойно, а волнения последнего времени превратили его в старика. Но все равно это выглядит так же, как финал Гарри Поттера - дети надели парички и немножко поиграли во взрослых.
Не очень. Отчасти проблема кроется в его пении. Об этом говорили много, но я тоже не упущу возможности. Вообще-то, у Рассела Кроу там, в Австралии, есть своя группа, поэтому от него можно было ожидать хоть чего-то. Но есть небольшая загвоздка: Рассел Кроу - он вроде как тенор, а Жавер в мюзикле - партия для баритона. Иногда слышно, как Кроу отчаянно не справляется. Иногда он справляется, но на лице при этом заметно нечеловеческое усилие. Из-за этого же в то время, как на экране в основном были персонажи, Рассел Кроу остался среди них Расселом Кроу, который пытается петь баритоном. Это не так, чтобы очень на пользу фильма. Кстати говоря, а вы замечали, что мы не знаем имени Жавера? То есть, оно есть, но неизвестно. Его называют только "Жавер" или "инспектор" или "инспектор Жавер". Но значит ли это, что если мы не знаем его имени, то его у него нет? Да нет же! Поэтому, собственно, мне нравился Жавер Джеффри Раша и Джона Малковича - у них за функцией угадывался человек. А вот Жавер Рассела Кроу - он будто бы и в самом деле человек без имени. Функция, выполняющая закон, и ничего более. Возможно, конечно, что это решение создателей фильма. Но Жавер, который выглядит каким-то никаким - это некруто. Особенно оглядываясь на предыдущие экранизации. Отдельно скажу про сцену смерти: Жавер, конечно, тонет в Сене. Если вы помните, то Джеффри Раш со скованными впереди руками падал в воду с набережной лицом вверх. Если вы помните, то Джон Малкович со скованными сзади руками входил в студеную воду прогулочным шагом, ни разу не остановившись и не оглянувшись. Рассел Кроу умирает намного эпичней. Он тоже тонет, но иначе: с грохотом, брызгами, бурлящей водой и прочими спецэффектами. Тихая смерть была мне больше по нраву, скажу честно.
Энн Хэтэуэй в роли Фантины
Прекрасна. Совершенно и абсолютно. Ее исполнение I dreamed a dream не имеет ничего общего с привычным исполнением этой красивой и печальной песни. Она почти проплакивает ее крупным планом на грязном сером фоне, и песня от этого, как и жизнь Фантины, начинает казаться красивой вещью, которую время и неосторожность превратили в рухлядь. Она не очень долго на экране - это же Фантина, но когда она есть, все внимание уходит только на нее. Есть только одна деталь, которая мне не совсем нравится. Но она не очень важна. Это номер "Lovely ladies". Я вообще очень люблю эту песню городских проституток - у нее очень запоминающийся и цепкий мотив, разухабистая манера исполнения и все на виду. Но я видела этот номер в мюзикле. И отчасти я так люблю его именно из-за того, как там его поют - во все горло, будто вот-вот сорвут уже ненужный за ненадобностью голос, с каким-то отчаянным, агоническим весельем. И только Фантина в этом мире макабрических танцев и утех чужая, и оттого печальная. Эта непохожесть работает отлично. В фильме этот номер более очевидный: тут боятся все, тут готовы к близости смерти все, поют веселые слова печально и механически, а глаза блестят, но не от радости, а от холода и голода. Это неплохо. Просто номер из мюзикла мне по нраву немного больше.
Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн в роли супругов Тренардье
Прекрасны. Никогда раньше на экране не было таких Тренардье. Обычно они просто злобный и жадный плебс. Тут они - хозяева уголка безумия в этом жестоком мире. Они обирают людей и получают удовольствие от всего, что делают. Каждый раз, когда на экране появляются эти двое, невольно начинает казаться, что попал в фильм в фильме - так их эпизоды непохожи на все остальное. Каждая секунда на экране супругов Тренардье - время радости, безудержной и безжалостной, радости до упада и упадка. Их первый номер "Master of the House" сделан так хорошо, что его хочется пересматривать снова и снова, все время наблюдая за тем, как они обирают людей и как им это сходит с рук. Скажу также, что позднее, в парижских сценах, отлично показано их общение с полицией. Тренардье - ужасные, но пестрые. Люблю их.
Аманда Сейфрид в роли Козетты
Если честно, мне немного больше понравилась маленькая Козетта. Но, чувствую, это потому, что я очень люблю песню "Castle in the cloud", которую она поет, обнимая куклы из тряпки. Сейфрид изначально была сильной картой. Говорили, что у нее настоящее сопрано и она сможет спеть. Она смогла. Не скажу, чтобы вот прямо вызывала восторг, но спела хорошо. У Козетты есть несколько неплохих номеров, но они не лучшие в фильме. Упор сделан на баррикадах Студенческого восстания, а Козетта сидит дома и ждет Мариуса. Она неплохая, но лично мне она показалась в этом фильме не самым интересным персонажем. Девушка и девушка.
Эдди Редмейн в роли Мариуса
Эдди Редмейн, если что - этот тот парень, который был в "7 ночах с Мерлин" - фильме так себе. А больше я его и не помню нигде. Поэтому я не знала, что это будет за Мариус и чего от него можно ждать. И это в определенном смысле очень хорошо. Потому что я оказалась неготова к тому, насколько он хорош и как много выдает на экране. Я верила этому Мариусу каждую секунду. Вот он увидел мельком девушку - и влюбился. Вот он кокетничает с жуликоватой Эпониной. Вот он решает, что дело важнее любви и приходит на баррикады. Вот он теряет Эпонин. Вот он теряет все. "Empty chairs at empty tables" - это как раз один из тех номеров, на которых я уже плакала и заплачу еще. Пустая комната, в которой еще только недавно пели и смеялись твои друзья, а вот уже все они мертвы - а ты еще тут. Все еще тут.
Один из самых статичных номеров фильма, он снят (как и много тут вообще) в той манере, которую мы уже видели у Хупера в Король говорит - персонаж находится где-то сбоку кадра, и кажется, что его тут очень мало, а правил/мира/горя - слишком много. Даже тут, в Отверженных это работает не всегда. Но когда работает - как в номере Мариуса - то это прекрасно.
Саманта Баркс в роли Эпонины
Саманта Баркс - это Эпонина Тренардье. В принципе, на этом можно закончить разговор о ней. Вы не увидите эту актрису нигде больше (на данный момент) - потому что она актриса сценического мюзикла "Отверженные" и поет в нем партию Эпонины. Девочка, у которой все было хорошо, а теперь все плохо, которая влюблена в Мариуса и готова для него на все - даже найти его случайную любовь. Он только в самом конце посмотрит на нее иначе, чем на острую на язычок бродяжку. Хочется верить, что это было достаточно для того, чтобы хотя бы перед смертью она немножко побыла счастливой.
Дэниэл Хаттлстоун в роли Гавроша
Гаврош хороший. Я уверена, все его любят. В этом фильме Гаврош получился на славу - он маленький, бесстрашный. нахальный и преданный делу революции, несмотря на то, что Республики уже давно нет.
Аарон Твейт в роли Анжольраса
Со взором горящим и верой в равенство. Анжольрас в фильме хороший. Другие революционеры. кстати, тоже, просто выводить всех не буду. Лучше покажу:
Их боевой дух то падает, то взлетает, но они стоят до последнего, даже когда им дают возможность уйти. Баррикады в фильме вообще сделаны хорошо, особенно их разгон: Студенты, которые стучат в двери, умоляя спасти их от смерти. Горожане, закрывающие ставни, глаза, и уши. Смерть последних двоих бунтовщиков: самого серьезного и самого несерьезного из них. Женщины, которые поутру отмывают кровь с улицы.
Хорошо. Страшно.
ИТАК
Смотреть ли "Отверженных" Тома Хупера? ДА. КОНЕЧНО.
Это прекрасный фильм, неудачные моменты которого смываются волной восхищения от моментов удачных. Персонажи, кадры, цвета, музыка - тут все ярко, мощно.