Около этого любопытного ателье-магазина на парижской улице Парментье просто невозможно было не остановиться. Ярко-желтая витрина, за стеклами которой громоздятся горы сломанных старых кукол, игрушек, и их всевозможных «запасных частей» - ручек, ножек. Вырезки из газет, отрывки старых писем.
«Здесь чинят старые куклы, игрушки и плюшевые мишки» - гласили надписи на входе.
Первый раз мы увидели эту кукольную мастерскую Анри Лёнэ (Henri Launay) в традиционно французский выходной - в понедельник, но потом специально вернулись во вторник, чтобы зайти внутрь и увидеться с хозяином. Которому, судя по газетным вырезкам и, кстати, вполне информативному сайту, сегодня уже почти 90 (!) лет.
Честно скажу, состоявшееся знакомство с мастером Анри и его лавкой во многом «сломало шаблоны», которые у нас связаны с понятием «кукольных дел мастер» или «кукольный доктор».
Открывая дверь в странную кукольную «больницу», мне казалось, что навстречу выйдет милый, добрый старичок, что-то вроде Санта Клауса, или доктора Айболита.
Однако мсье Анри оказался немногословным, и ужасно серьезным. «Только одно фото здесь, пожалуйста», - сухо проговорил он после формального приветствия, даже не улыбаясь. Понятно конечно, что его не радуют зеваки-туристы, которые заходят в лавку, ничего не чинят и не покупают, и только отвлекают от ремонтных дел.
Но когда мы скачали с его сайта большую статью в International Herald Tribune, многое стало на свои места.
Оказалось, что клиенты мсье Анри вовсе не дети, поломавшие свои игрушки, а пожилые парижане, от 50 с лишком до 80 и старше. Они приносят ему своих любимых кукол, чтобы починить их, обновить и передать следующим поколениям.
Почти с каждой куклой связана какая-то невероятная семейная легенда. Одну из кукол, по имени «Ольга», подарили владелице родители перед встречей с загадочной «Русской княгиней». Другая кукла досталась владельцу от...немецкого офицера, который жил в реквизированном (оккупированном, отнятом у хозяев) доме во время 2-й мировой войны. Так вот, там офицер жил в вместе со своей женой, у которой родился маленький ребенок. Офицер подарил одинаковые куклы и своему ребенку, и маленькому французу, видимо, сыну хозяев дома. Возможно, чтобы как-то компенсировать чувство вины за оккупацию. Француз сохранил куклу на всю жизнь, как память о войне и тех событиях, а мсье Анри восстановил куклу, и отремонтировал ее. Письмо, рассказывающее эту историю, приклеено на витрину лавки-мастерской.
Мсье Анри не только ремонтирует кукол, но и покупает-продает их. Причем, его любимые куклы - это уникальные изделия 19-го века, цена кстати на которые может достигать 15000 евро.
В общем, мастер оказался человеком сложным, молчаливым, и очевидно, одержимым своим любимым делом.
Он работает в своей мастерской 5 дней в неделю, приезжая туда на мотоцикле «Хонда». С 1964 года. Работает среди залежей туловищ, голов, кукольных париков, глаз, ножек и ручек.