Из старенького..
Многие не понимают, почему Путин считает Януковича легитимным президентом. Им кажется, что это всего лишь первый попавшийся повод для давления на Украину. Но в этом случае Путин во многом прав. Чтобы в этом убедиться, надо всего лишь сопоставить некоторые нормы Конституции Украины и те документы, которыми бывшая оппозиция оправдывает свое нынешнее нахождение у рычагов власти.
Почему Янукович считает себя легитимным президентом? Потому что в феврале 2014 года рвавшиеся к власти оппозиционеры допустили минимум три серьезных ошибки.
Как депутаты два раза Конституцию меняли
Первая ошибка бывших оппозиционеров - нарушение процедуры внесения изменений в текст Конституции Украины. Эту ошибку они совершили вследствие нарушения Соглашения между властью и оппозицией, заключенного 21 февраля.
Пункт 1 этого Соглашения свидетельствует о том, что до 23 февраля необходимо было вернуть Конституцию Украины в редакции 2004 года:
«1. Протягом 48 годин після підписання цієї угоди буде прийнято, підписано і оприлюднено спеціальний закон, який відновить дію Конституції України 2004 року зі змінами, внесеними до цього часу. Підписанти заявляють про намір створити коаліцію та сформувати уряд національної єдності протягом 10 днів після цього».
Напомним, что Конституция 2004 года (на самом деле ряд изменений и дополнений в первоначальный текст Конституции Украины, принятый в 1996 году) была введена в действие под давлением «майданных» митингов конца 2004 года в качестве одного из пунктов политического компромисса.
Основное отличие Конституции 2004 года от Конституции 1996 года - колоссальные полномочия Верховной Рады. По Конституции 2004 года парламент имеет право назначать премьер-министра и почти весь состав Кабмина, генерального прокурора.
В целом, пункт 1 Соглашения о возврате к Конституции 2004 года был сторонами выполнен, но довольно странным образом. Об этом было принято два разных документа - соответствующий закон и постановление Верховной Рады.
Закон «О восстановлении действия отдельных положений Конституции Украины» №742-VII был принят Верховной Радой 21 февраля 2014 года. В статье 1 этого закона приведен новый текст статей Конституции, а в статье 3 установлено, что нынешний состав Верховной Рады будет осуществлять свои полномочия до 2017 года.
Характерный нюанс: судя по «Данным о результатах голосования» на сайте Верховной Рады, этот закон был включен в повестку дня 21 февраля в 16.43, а проголосован и принят без какого-либо обсуждения через 8 минут - в 16.51.
Однако формально в повестку дня Верховной Рады этот закон был включен «задним числом» - постановлением от 22 февраля № 749-VII (см. законопроект №4163 в приложении к постановлению). В размещенной на сайте Верховной Рады «Карточке законопроекта» нет никаких сведений ни о хронологии рассмотрения этого постановления, ни о результатах голосования по ней. Также никаких следов рассмотрения этого постановления Верховной Радой нет и в стенограмме пленарного заседания парламента за 22 февраля.
Отметим, что согласно статье 154 Конституции законопроект о внесении в нее изменений может подаваться либо президентом, либо не менее чем одной третью состава Верховной Рады. А проект закона №742 был внесен всего тремя депутатами - лидерами парламентских фракций Олегом Тягнибоком, Арсением Яценюком и Виталием Кличко.
А согласно статьям 155 и 159 Конституции изменения в нее могут быть проголосованы только на двух очередных сессиях парламента, лишь после одобрения проекта Конституционным судом.
Ни одно из этих требований соблюдено не было. Депутаты оправдывают нарушение процедуры тем, что речь якобы идет не о внесении изменений в Конституцию, а о «восстановлении ее текста, действовавшего ранее». И такое словоблудие они считают достаточным основанием для того, чтобы за 8 минут кардинально поменять Основной Закон страны!
Все помнят, что творилось в Киеве в то время: перестрелки, нападения на депутатов, хаос. Виктор Янукович в своем заявлении назвал происходящее государственным переворотом и был вынужден улететь в Харьков, а затем в Донецк. Был ли в это смутное время передан на подпись президенту закон об изменениях в Конституцию - неизвестно.
Однако под предлогом, что Янукович якобы должен был подписать этот закон еще 21 февраля, на следующий день Верховная Рада приняла уже не закон, а постановление от 22 февраля №750-VII аналогичного содержания.
Единственное существенное отличие этого постановления от принятого днем ранее закона - это п. 7, на основании которого постановление утрачивает силу с начала действия соответствующего закона от 21 февраля.
Причем аргумент, что Виктор Янукович должен был подписать этот закон именно 21 февраля, не выдерживает никакой критики.
Во-первых, как говорилось выше, в пункте 1 Соглашения между властью и прежней оппозицией от 21 февраля было указано, что закон должен быть принят, подписан и опубликован в течение 48 часов, то есть до 16.00 23 февраля!
Кроме того, в ст. 94 Конституции Украины, которая является актом высшей законодательной силы (то есть и выше Соглашения между властью и оппозицией, указано), что президент должен подписать либо вернуть с возражениями принятый парламентом закон в 15-дневный срок! Если же президент ничего не сделает вообще, то закон вступает в силу автоматически.
Но в революционном угаре требования какой-то Конституции, похоже, никого не волновали.
Следовательно, Верховная Рада не имела ни прав, ни причин принимать 22 февраля в нарушение всех возможных норм свое постановление об изменении текста Конституции.
А теперь важный нюанс: постановление №750, как следует из стенограммы заседания Верховной Рады, было поставлено на голосование 22 февраля в 13.01, сразу после избрания в 12.34 Александра Турчинова председателем Верховной Рады.
Видимо, предыдущий спикер Владимир Рыбак оказался несговорчивым и не пошел на нарушение всех возможных конституционных норм о порядке изменения текста Конституции.
Отметим, что закон об изменении текста Конституции от 21 февраля был в итоге подписан Александом Турчиновым, опубликован в газете «Голос Украины» 1 марта и, как указано на сайте Верховной Рады, вступил в силу 2 марта.
Имел ли право Турчинов подписывать закон? По мнению автора этих строк - нет. Об этом ниже.
Были ли прекращены полномочия Виктора Януковича?
Следующим этапом действий «майданных революционеров» по захвату власти было отстранение от власти Виктора Януковича. Исчерпывающий перечень возможных причин для досрочного прекращения полномочий Президента Украины перечислены в ст. 108 Конституции:
1) отставка;
2) невозможность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья;
3) смещение с поста в порядке импичмента;
4) смерть.
Далее, в статьях 109-111 Конституции расписаны процедуры прекращения полномочий президента для случаев его отставки, невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья и импичмента соответственно.
Однако революционеры не были бы революционерами, если бы не придумали что-то новое даже в этом очевидном вопросе. И это им удалось.
Еще одним своим постановлением от 22 февраля №757-VII Верховная Рада признала Януковича «самоустранившимся» от выполнения обязанностей (п. 1) и назначила на 25 мая внеочередные президентские выборы (п. 2).
Сказать, что это постановление нарушает Конституцию - это не сказать ничего. Постановление Конституцию грубо попирает, игнорирует и вообще игнорирует ее существование!
Как мы убедились, никакого «самоустранения» как повода для досрочного прекращения полномочий президента Конституция не предусматривает. И вопреки расхожему мнению, Верховная Рада не прекращала полномочий Виктора Януковича как президента Украины!
Давайте внимательно почитаем текст пункта 1 вышеупомянутого постановления:
«1. Встановити, що Президент України Віктор Янукович у неконституційний спосіб самоусунувся від здійснення конституційних повноважень та є таким, що не виконує свої обов’язки».
В пункте 1 постановления было всего лишь «установлено» два обстоятельства:
1) президент Украины Виктор Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий;
2) президент Украины Виктор Янукович не выполняет свои обязанности.
В общем, парламентарии не более чем установили факт невыполнения Януковичем своих обязанностей. Ни о каком досрочном прекращении полномочий президента в постановлении речь не идет.
Напомним, что днем ранее Виктор Федорович находился на рабочем месте и даже подписал вышеупомянутое «Соглашение между властью и оппозицией». А 22 февраля, в день принятия постановления о его «самоустранении», Янукович еще находился на территории страны - в Харькове, после чего отправился в Донецк.
Даже в зарубежных поездках президент подписывает различные документы. Поэтому говорить о каком-то «самоустранении» 22 февраля было, мягко говоря, некорректно.
Дальше в пункте 2 постановления, где речь идет о назначении на 25 мая внеочередных президентских выборов, имеется ссылка на ст. 85 Конституции:
«2. Відповідно до пункту 7 частини першої статті 85 Конституції України призначити позачергові вибори Президента України на 25 травня 2014 року».
В ст. 85 Конституции указан перечень полномочий Верховной Рады. Пунктом 7 части 1 этой статьи установлено, что парламент имеет полномочия назначать выборы президента в сроки, установленные Конституцией. Эта норма была в Конституции 1996 года и в 2004 году не менялась.
Факт невыполнения Виктором Януковичем своих обязанностей констатировали, внеочередные («позачергові») президентские выборы назначили. Казалось бы, для достижения «революционной целесообразности» этого достаточно. Но нет. Для придания видимости законности своим действиям депутаты все-таки сослались на ст. 85 Конституции.
Зря парламентарии это сделали, ой зря! Ведь там говорится об их праве назначать президентские выбо