Ум. Из книги "Я есть ТО" Нисаргадатта Махарадж.

Mar 28, 2010 23:25

21:21 28.03.2010

Ум. Из книги "Я есть ТО" Нисаргадатта Махарадж.

Ум. Из книги "Я есть ТО" Нисаргадатта Махарадж.


Вопрос: Существуют очень интересные книги, написанные достаточно
компетентными людьми, в которых отрицается иллюзорность мира (но не его
мимолётность). По их словам, есть иерархия существ от самых низших до
самых высших. На каждом плане сложность организма предопределяет и
отражает глубину, широту и интенсивность сознания без какой либо явной
или познаваемой точки высшего развития. На всех планах действует только
один высший закон: эволюция форм для роста и расширения сознания и
проявления его бесконечных возможностей.

Махарадж: Может быть, это соответствует истине, а может, и нет. Даже
если это верно, то только с позиции ума, но на самом деле вся вселенная
(махадакаша ) существует только в сознании (чидакаша ), тогда как я
пребываю в Абсолюте (парамакаша ).

В чистом бытии возникает сознание, в сознании появляется и исчезает мир.
Всё, что есть, - это я, всё, что есть, - моё. Прежде всех начал, после
всех окончаний - я есть. Существование всего - во мне, в «я есть»,
которое сияет в каждом живом существе. Даже небытие немыслимо без меня.
Что бы ни произошло, я должен быть там, чтобы наблюдать это.

В: Почему вы отрицаете существование мира?

М: Я не отрицаю мир. Я вижу, что он берёт начало в сознании, которое
есть тотальность известного в бескрайности неизвестного.

Всё, что имеет начало и конец, - всего лишь видимость.

Мир может привидеться, но не быть .

Эта видимость может длиться очень долго по одной шкале времени или быть
очень короткой по другой шкале, но по сути это одно и то же.

Всё ограниченное временем мимолётно и не имеет реальности.

В: Без сомнения, вы видите окружающий вас действительный мир. Ваше
поведение кажется вполне нормальным!

М: Так кажется вам. То, что у вас занимает всё поле сознания, для меня
всего лишь крупинка. Мир длится, но лишь мгновение. Ваша память
заставляет вас думать, что мир непрерывен. Я же не живу памятью. Я вижу
мир таким, какой он есть, - образом, привидевшимся сознанию на
мгновение.

В: Вашему сознанию?

М: Любая идея о «я» и «моём», даже о «я есть» находится в сознании.

В: Является ли тогда ваше «абсолютное бытие» (парамакаша )
бессознательностью?

М: Идея бессознательности существует только в сознании.

В: Тогда откуда вы знаете, что пребываете в высшем состоянии?

М: Потому что я в нём. Это единственное естественное состояние.

В: Вы могли бы описать его?

М: Только в терминах отрицания: не имеющее причины, независимое, ни с
чем не связанное, неделимое, несотворённое, непоколебимое, неоспоримое,
недостижимое с помощью усилий. Любое утвердительное определение идёт из
памяти, и потому не годится. В то же время моё состояние предельно
реально, и потому возможно, постижимо и достижимо.

В: А не поглощены ли вы абстракциями?

М: Абстракции имеют ментальное и вербальное происхождение и исчезают во
сне или обмороке, со временем они возвращаются. Я безвременно пребываю в
моём собственном состоянии (сварупа ) в сейчас . Прошлое и будущее
существуют только в уме, я есть сейчас .

В: Мир тоже существует сейчас .

М: Какой мир?

В: Мир вокруг нас.

М: Вы имеете в виду ваш мир, не мой. Что вы знаете обо мне, если даже
мой разговор с вами существует только в вашем мире? У вас нет причин
верить, что мой мир подобен вашему.

Мой мир реален, именно таков, каким воспринимается, а ваш появляется и
исчезает в зависимости от состояний вашего ума. Ваш мир чужд вам, и вы
боитесь его. Мой мир - это я сам . Я у себя дома.

В: Если вы и мир - одно, как вы можете его сознавать? Разве субъект
сознания не отличен от объекта?

М: Сознание и мир появляются и исчезают вместе, поскольку они - два
аспекта одного и того же состояния.

В: Во сне меня нет, а мир продолжается.

М: Откуда вы знаете?

В: Я узнаю об этом, когда просыпаюсь. Память подсказывает мне.

М: Память - это ум. Ум продолжается во сне.

В: Частично он отсутствует.

М: Но его картина мира не меняется. Пока есть ум, есть и ваше тело, и
ваш мир. Ваш мир создан умом. Субъективный, заключённый внутри ума,
фрагментарный, временный, персональный, он висит на волоске памяти.

В: Как и ваш?

М: Нет, что вы! Я живу в действительном мире, а вы - в мире
представлений. Ваш мир персональный, личный, его нельзя разделить с
другими, он только ваш. Никто не может войти в него, видеть так, как
видите вы, слышать так, как слышите вы, чувствовать ваши эмоции и думать
ваши мысли.

В вашем мире вы совершенно одни, замкнуты в своём вечно меняющемся сне,
который считаете жизнью. Мой мир открыт, един для всех, доступен всем. В
моём мире есть общность, озарение, любовь, качество реальности.
Индивидуальное тотально, тотальность - в индивидуальности. Всё едино, и
Одно есть всё.

В: Ваш мир так же полон вещей и людей, как и мой?

М: Нет, он наполнен мной.

В: Но вы видите и слышите так же, как мы?

М: Да, со стороны кажется, что я слышу, вижу, разговариваю и действую,
но для меня это просто происходит, как для вас происходит пищеварение
или потоотделение. Механизм тела ума присматривает за происходящим, но
не требует моего участия.

Так же как вы не принимаете участия в росте ваших волос, так и я не
забочусь о своих словах и действиях. Они просто случаются и не
затрагивают меня, поскольку в моём мире не бывает неправильных вещей.

Вопрос: Одни говорят, что вселенная была создана. Другие утверждают,
что она всегда существовала и извечно подвергалась изменениям. Одни
говорят, что она подчиняется законам вечности. Другие отрицают даже
причинность. Одни говорят, что мир реален. Другие - что он абсолютно не
существует.

Махарадж: О каком мире вы говорите?

В: О мире, который я воспринимаю, разумеется.

М: Мир, который вы воспринимаете, на самом деле ничтожно мал. И он
доступен исключительно вам. Представьте, что это сон, и хватит
беспокоиться.

В: Как я могу считать его сном? Сон не длится так долго.

М: А как долго продлится ваш собственный маленький мирок?

В: Как бы то ни было, мой маленький мирок есть не что иное, как часть
общего мира.

М: А разве идея общего мира не является частью вашего персонального
мира? Вселенная не говорит вам, что вы являетесь её частью. Вы сами
создали общий мир, чтобы считать себя его частью. На самом деле всё, что
вы знаете, - это ваш собственный личный мир, каким бы он ни казался вам
в свете ваших фантазий и ожиданий.

В: Но ведь восприятие - не фантазия!

М: А что же ещё? Восприятие - это узнавание, ведь так? Что то абсолютно
незнакомое можно ощутить, но не воспринять. Восприятию требуется
память.

В: Согласен, но память не превращает всё в иллюзию.

М: Восприятие, воображение, ожидание, предвкушение, иллюзии - всё
основано на памяти. Едва ли между ними есть граница. Они сливаются друг с
другом. Всё это отзвуки памяти.

В: И всё же память существует, доказывая реальность мира.

М: Как много вы помните? Попробуйте записать по памяти всё, что вы
думали, говорили и делали тридцатого числа прошлого месяца.

В: Вы правы, тут у меня провал.

М: Это нестрашно. Вы помните достаточно - подсознательная память делает
мир, в котором вы живёте, таким знакомым.

В: Признаю, что мир, в котором живу я, субъективен и неполон. А как
насчёт вас? В каком мире живёте вы?

М: Мой мир похож на ваш. Как и вы, я вижу, слышу, чувствую, думаю,
говорю и действую в мире, который воспринимаю. Но если для вас этот мир -
всё, для меня он - почти ничто. Сознавая, что мир - часть меня, я
уделяю ему не больше внимания, чем вы - съеденной пище. В процессе
приготовления и поглощения пища отдельна от вас, и ваш ум фиксирован на
ней, но когда она съедена, она полностью покидает ваше сознание.

Я съел этот мир, и мне больше не нужно думать о нём.

В: Получается, что вы не несете никакой ответственности за свои
поступки?

М: Как я могу? Как я могу нанести вред чему то, что является одним
целым со мной? Напротив, без размышления о мире все мои действия будут
во благо. Как тело бессознательно поправляет своё состояние, так и я всё
время поправляю состояние мира.

В: Тем не менее, вы осознаёте безграничные страдания мира?

М: Конечно, осознаю, и гораздо острее вас.

В: И что вы делаете?

М: Я смотрю на всё глазами Бога и понимаю, что всё хорошо.

В: Как вы можете говорить, что всё хорошо? Посмотрите на войны,
эксплуатацию, жестокий конфликт между государством и его гражданами.

М: Все эти страдания созданы человеком, и в его власти положить им
конец. Бог помогает, сталкивая человека с результатом его действий и
требуя восстановления равновесия. Карма - это закон, утверждающий
справедливость. Это целительная рука Бога....

Читать онлайн



read more at Advayta

rss2lj

отрывки из книг, нисаргадатта махарадж, АФОРИЗМЫ, ОТРЫВКИ ИЗ КНИГ, ВОСТОЧНАЯ МИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, ЦИТАТЫ, ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ, УЧЕНИЯ НЕДВОЙСТВЕННОСТИ

Previous post Next post
Up