***
Когда-то во власти символов были живопись и архитектура: каждый мастер, следуя языку знаков, зашифровывал в творениях целые легенды или отчаянные вызовы времени. Их смыслы теперь утеряны, но, не мысля реальности без аллюзий и загадок, человечество создало герменевтику нового времени - логотипы для произведений дизайнерского искусства.
Эти модные эмблемы, сцепляя Вчера и Сегодня, получили абсолютную власть над умами. Вырвавшись из оков эскизов и набросков, они превзошли собственных создателей и стали сильнее и самобытнее кутюрье. Логотипы оказались королями в окружении обожающих и верных придворных: художников, моделей, клиентов.
В чем же их тайна? Хрупкие и подвижные, устойчивые, как скала, и неуловимые, как морской бриз, - у логотипов бесчисленное множество лиц. Некоторые ослепляют мгновенно, иные, зная о своем превосходстве, безмолвно взирают на свиту. Символы стиля, они безапелляционно провозглашают лаконичный манифест «Здесь и Сейчас!».
***Стремительность крыла Nike, кельский код Givenchy, пылкость розы Lancome и укрощенная свобода Gucci... История каждого fashion-логотипа - хитросплетение случайностей и безграничного творчества: можно было бы сочинить поэму или отточенное эссе о языке моды и стиля.
Скажем, логотип Chanel: жесткое сцепление двух змей, не упускающих ни одного движения извне, ни одной мысли, способной поколебать каноны элегантности. Он достоин пера французских постмодернистов: две пересекающиеся дуги - это и подковы, приносящие счастье, и гибкие рыбы, плывущие в двух направлениях: непрерывное движение к идеалу, свобода от условностей высшего света.
Символ мадемуазель Коко овеян легендами. Кто-то полагал, что его создателем был Михаил Врубель, чей мятущийся гений отчаянно искал удачи в противоречивых линиях и гранях. Уж не демоническое ли начало сковано ими?
Впрочем, вернее было бы считать логотип инициалами самой Шанель, ведь он в полной мере соответствуют характеру своей владелицы. Дом Chanel всегда отличался остротой, как и язык Коко, и чутьем, как раздвоенное жало змеи: его стиль всегда был безупречен в этом опасном балансировании между провокацией и сдержанностью.
***Двойственность, зеркальность отличает логотип и другой известной марки - Дома Fendi. Его облик создавался в тысяча девятьсот шестидесятых. Крупные украшения, мех и стремительные тендерберды - стиль захватывающих детективов Жапризо. Это было время бунта в красках, словах и мыслях. Именно тогда юбки укоротили до мини, каблуки сделали устойчивыми, а худобу - экстрамодной.
Миру нужна была геометрия, и Карл Лагерфельд, начинающий дизайнер и креативный директор Дома, создал новое ее воплощение - симметричный знак Fendi, одновременно мужественный и утонченный, подходящий для стиля милитари и идеально гармонировавший с карамельностью модных цветов. Перелом и революция - логотип в полной мере отражал новый стиль Дома: стремительность в символе Дома сочеталась со стабильностью, а основательность - с отвержением всяческих устоев.
Бренд занимал всё новые ниши: меховые изделия и мягкая кожа, аксессуары, коллекции prêt-a-porte, молодежные линии Fendissimo и, наконец, роскошные ароматы - Theorema, Fantasia, Fan Di Fendi. На протяжении десятилетий над всем этим властвовал логотип Fendi - символ могущества мужчины и восхитительной нежности женщины.
***
Впрочем, есть и такие, для кого корифеи моды - лишь пафосные консерваторы. Высокой моде не под силу вызвать безудержный смех или позволить человеку вольно дышать. Она придумана для больших городов, верениц такси и дорогих авто. Но есть те, кто каждый день спускается в подземку и в теплом ветре летящего навстречу поезда все еще слышит зов природы.
Марка Henri Beguelin вернула моду к ее истокам: прочные коровьи шкуры, сшитые вощеной нитью и отделанные натуральной фурнитурой, - вот прекрасная основа стиля. И идеограмму нужно выбрать подходящую - что-то забавное и естественное, скажем, семейство вышитых человечков: мужчины, женщины, мальчика и собаки. Именно они появились на первых поясах марки - Spazzatura и Tribu.
Замысел авторов был довольно прост - уже самим логотипом намекнуть вечно спешащим нью-йоркцу или миланцу, жителю Фукуоки или Малибу о том, что за пределами городской круговерти по-настоящему живет огромный мир, всегда актуальный, но надежный и проверенный временем. Его-то и преподносили дизайнеры своим клиентам, утверждая: «Мы создаем роскошь, а не моду».
Если хобби становится делом жизни, значит, ты идешь верным путем - не так ли рассуждала компания друзей из Тосканы, разрабатывая пояса и сумочки, а позже кожаные корзины, обувь, кашемировую одежду и даже мебель. Только природные материалы и оригинально обыгранные ракушки, бусины или жемчуг - таково было условие создателей бренда. И жителям мегаполисов их идея пришлась по душе. Вышитые остатками нитей стилизованные человечки стали полноправным доказательством качества, мастерства и оригинальности Henri Beguelin.
***
Таковы лишь три истории из мира моды, но в каждой из них логотипы предстают выразителями власти в единстве аллегории и художественного воплощения. Они могут быть элементами самоутверждения, из которых строится пьедестал изысканности, стильной взбалмошности или незамысловатой простоты, но не стоит забывать главного: для прочности этому пьедесталу требуется нечто большее - характер и осознание собственного стиля и красоты. Именно на это ориентируется каждый из модных домов, управляемый и ведомый неповторимым королем-логотипом.