Передо мной книга заметок и наблюдений Д.С. Лихачева. У нее криво вклеен задний форзац. Она пухлая, шестисотстраничная, но уменьшенного формата. В сером ледериновом переплете с черно-красным тиснением. Такие книги вызывают доверие.
Я читаю ее медленно и с большими перерывами. Иногда открываю на случайной странице и тем самым множу закладки. В прошлый раз остановилась на "Слове о Полку Игореве" - мне было скучно читать про древнерусскую литературу. Вчера я не могла оторваться от тех же страниц.
В контексте "Слова...", например, Лихачев говорит о том, что для древнерусских литературных памятников, как и для литературных произведений поздних времен, характерно то, что за историческую основу взяты не завоевательные походы, а оборона земли русской:
"Только оборонительная война давала пищу творческому воображению больших писателей: Отечественная война 1812 года и Севастопольская оборона. Замечательно, что "Война и мир" не касается заграничного похода русской армии. "Война и мир" кончается у границ России. И это очень показательно.
Я не думаю, что эта черта специфична для русской литературы <...> Героизм обороняющихся всегда привлекал внимание писателей больше, чем героизм нападающих: даже в наполеоновской истории <...> народ миролюбив и охотнее пишет об обороне, чем о наступлении, и героизм, победу духа видит в героической защите своих городов, страны, а не во взятии другой страны, захвате чужих городов.
Психология защитников глубже, глубже может быть показан патриотизм именно на защите. Народ и культура народа по существу своему миролюбива, и в широком охвате тем литературы это видно с полной ясностью".
МНад последним нужно подумать - я не настолько хорошо знакома со всемирной литературой, с ее историей, и потому утверждение о миролюбивости любого народа вообще мне видится сомнительным. Однако же русская литература это подтверждает в отношении русского же народа (зд. под русским я подразумеваю ровно то же, что подразумеваю под именованием русской себя. хотя во мне - множество разных кровей). И потому по прошествии времени именно из небытия современной русской словесности, я уверена, родятся новые книги об освобождении русской земли в первой четверти XXI века.
Фото: ТГ-канал "Уголок Ситха"
Ну и папоследок - полезное замечание из раздела "О русском и чужестранном":
"Обижаться следует только тогда, когда вас хотят обидеть, если же говорят что-то невежливое по невоспитанности, по неловкости, просто ошибаются, - обижаться нельзя".