"Аманат" (Россия, 2022)

Jun 04, 2022 00:40

Можно включить любой фильм на плазме, смотреть его с телефона или вообще ничего не смотреть неделями, но иногда остро хочется пойти в кино. На что угодно хорошее. В том смысле, что это должно быть что-то потенциально содержательное, не вульгарное и закономерно не вызывающее наплыва зрителей. Ожиданий при этом лучше никаких не иметь, а в расписании выбрать самый ранний утренний сеанс (если есть выбор).



Пятница вечер - тоже неплохо. А билеты покупала я, поэтому выбрано было историческое, костюмное, романтическое и почти без примелькавшихся лиц - фильм "Аманат". В зале было человек десять, двоих (маму вместе с шумным мелким чадом) надо было выгнать, ибо нечего мешать остальным, даже если потомство деть некуда, а развлечься охота. Стычки с такими и ещё с шуршаще-жующими (это были они же) почти неизбежны в кинотеатре. А лучшие сеансы - на которых никого, кроме тебя, вообще нет.

Ну да ладно, это частности. А вот фильм мне понравился. К вопросу об ожиданиях: не став заранее читать про действительно имевшие место события, я ожидала счастливого финала, а в итоге в конце ревела... и не только в конце. Это, конечно, печальная сказка, и история с политикой вершатся не столько порывами благородных сердец, сколько многослойными играми и кровью (т.е. дипломатией и войнами), но после оказываются нужны истории, возвышающие дух, честь и любовь сынов Отечества.

"Аманат" - как раз такой фильм, и вышел он своевременно. Она - о том, что офицер, присягнув Отечеству, отдает ему и жизнь свою, что есть для мужчины то, что важнее любви, что сопротивление миру порой есть гордыня, что страна наша расширяла границы, защищаясь, и брала пол покровительство народы пусть вопреки их воле, но во благо и их.

Старший сын Имама Шамиля был отдан русским в качестве заложника - в обмен на снятие осады одной из крепостей. Мудрый шаг. В Петербурге мальчик, которому покровительствовал император, получил великолепное образование, после был произведен в офицерский чин, впитал русские обычаи и даже получил согласие на брак с юной аристократкой Анной Олениной, даже готов был сменить веру. Но жизнь распорядилась иначе, и Джамалуддин вернулся на Кавказ. В фильме показана поэтизированная и чуточку героизированная версия этой истории.

Снято очень красиво, плавно, цельно. Не без вопросов к репликам персонажей (я бы поменяла некоторые слова на более "книжные", сообразно времени) и к игре отдельных актеров, в особенности дам: главная героиня, юная Оленина, не кажется девушкой 19 века, она выпала из двадцать первого и манерой игры, и прической, хотя и хорошенькая, а Екатерина Гусева, играющая ее мать, традиционно фальшиво-мимимилая и одинаковая во всех ролях.

Зато главный герой в исполнении Амина Хуратова, великолепен в каждом кадре: хорош собой, хорош в историческом костюме, совершенно естественен и благороден в роли. Право, залюбовалась!

Все дети, сыгравшие юного Джамалуддина, его товарищей по училищу, маленькую Анну Оленину, - замечательные. Второстепенные мужские персонажи уместны и органичны: и Шамиль, и император Александр II, и сопровождавший аманата на Кавказе офицер, и младший брат Джамалуддина, и какие-то совсем проходные фигуры. Ну а снято как! И где! В дивном Павловске, Петербурге, в горах Дагестана. Красота.

Очень отрадно, что такое кино у нас снимается. Не идеальное, но достойное и поднимающее важные патриотические и исторические темы тогда, когда это нужно.

рецензии/кино, история

Previous post Next post
Up