О блаженная праздность выходного дня! Никуда не хочется спешить и можно с чистой совестью провалиться в сон, а потом вынырнуть из него ближе к вечеру. Погода серая, но слышна капель. А утром было так хорошо: в городе было тихо, совсем мало прохожих, и падал медленный, волшебный какой-то снег. Я была на вокзале, потом прогулялась по центру, зашла на почту и в маленький книжный, где не была уже несколько лет. У продавца поразительная память: он помнит, что я родом из Абхазии.
Читаю привезенную из Казани повесть Олега Шорникова "Великоросс" о художнике Константине Васильеве. Ошибок-опечаток много, но читается, как дышится. Очень живая книга воспоминаний, с простой живой мудростью.
"Как-то незаметно во мне укрепилось сознание, что это духовное обогащение не должно быть односторонним, и сам, в меру возможностей моих, старался принести ему что-то - новую мысль, впечатление о новой книге, фильме, картине, музыке. И было это плодотворно для меня же: незаметно кончилось бездумное чтение ради сюжетной интриги, просмотр фильма или слушание музыки ради развлечения, но выработался сам собой простой и эффективный метод постижения произведения - самому становиться как бы автором его. Уловить эмоциональный и нравственный настрой автора, не разрушая целого логическим анализом, а настроив в резонанс собственные скрытые струны, угадать тайну красочной и языковой фактуры сопряженным сопереживанием, сгущенным вниманием и сочувствием творцу - и вот уже подняла тебя волна авторского вдохновения, как подымает океанская волна гавайца на его малоплавучей доске и несет плавно, долго и стремительно, пока не вынесет на влажный песок отлогого берега".
"Через неделю мы с Генкой, как и другие студенты, уехали в глубинку Татарии, сроком на месяц, убирать картофель и прочий разнообразный урожай. Что бы там ни говорили, а я всегда любил и люблю эти поездки на сельские работы. Здесь сбрасываешь постоянный неизбывный груз привычных забот и с удовольствием впрягаешься в простую, физически нелегкую, но нравственно легкую и приятную работу. Если делать ее со вкусом, радуясь напряжению усталости, то чувствуешь, как вливается эта усталость силою и здоровьем".
"И кто это придумал, и зачем это придумал уничтожить тяжелый мускульный труд - не надо его уничтожать! Остановитесь, мудрецы-философы, законодатели и законоговорители, не делайте его ненужным и бесцельным: в нем источник беспричинной радости! Пожалейте нас, мужиков, пожалейте жен и детей наших! Ничто так не свято, как ласка грубой сильной руки".
Дочитала "Дам и господ" Прачетта из подцикла о ведьмах. Как всегда, в финале мне особенно хотелось, чтобы роман длился и длился. Это довольно-таки ранняя книга о Плоском мире, и в стиле автора еще нет той безупречной отточенности, но зато гораздо больше камерности, ламповости, как говорят сейчас.
"- ...Люди только берут. Они вспахивают землю железом. Они разоряют ее.
- Некоторые действительно так поступают, не могу с тобой не согласиться. Другие отдают больше, чем берут. Они даря любовь. Они породнились с землей. Сказали ей, что она есть на самом деле. А для этого нужны люди. Без людей Ланкр был бы обычным куском земли с зелеными пятнами на нем. Деревья не знали бы, что они деревья. Здесь мы едины, госпожа, мы и земля. Это уже не просто земля, это - страна. Она как лошадь, которую объездили и подковали, как собака, которую приручили. Люди касаются полей, бросают в них семена, и с каждым разом земля становится от тебя все дальше и дальше. Все меняется".
Не часто, обращаясь к романам о Плоском мире, я останавливаюсь подолгу на одном фрагменте, но этот заставил меня задуматься и, может быть, изменить кое-что в собственных взглядах на мир.
И, конечно, неизменный пратчеттовский иронический атеизм:
"- ...Тяга к оккультному.
- Терпеть не могу, когда тягают всякие культы, - твердо заявила матушка. - Я знаю лишь одно: начинаешь баловаться с культами - начнешь верить в духов, начинаешь верить в духов - начнешь верить в демонов. А потом глядь - ты уже и в богов поверила. После этого все, твое дело - швах.
- Но ведь все они и в самом деле существуют, - возразила нянюшка Ягг.
- Это еще не значит, что в них надо верить. Они от этого только наглеют".
Еще одно:
"Я ничего не имею против богов и богинь, если они находятся на своих местах. Но они должны быть созданы нами самими. Чтобы мы могли разобрать их на части, когда надобность в них исчезнет".
Как правило, Пратчетт пишет настолько искрометно, что вычленить из его книг отдельные цитаты невозможно - пропадает контекст. Но в этот раз у меня скопился ворох всевозможных кусочков остроумия (что само по себе гораздо больше, чем чувство юмора).
"Особенностью слов является то, что их значения способны извиваться, как змеи, и если вы хотите найти змей, изите их за словами, которые изменили свое значение".
"Платить надо всегда - как за хорошее, так и за плохое, обстоятельства бывают разных типов. "Вот только люди этого не понимают", - подумала матушка Ветровоск, возвращаясь на кухню".
Очень Куваевское:
"Плата за то, чтобы быть лучшим - это обязанность быть лучшим".
Ну и просто славное:
"Быть настоящей ведьмой - это прежде всего знать, кто ты и где находишься".
А это не такой уж простой вопрос.
Впрочем, пока я точно малодушно нахожусь в стазисе. Восьмое марта выдалось хлопотным, поскольку приходили гости, а днем нужно было сходить за продуктами и приготовить ужин - от этого, согласитесь, несколько устаешь. Правда, фоном на кухне шла "Артистка" Говорухина - фильм настолько безупречный в каждом кадре и каждой реплике, что я его уже наизусть выучила.
Утром папа подарил нам с мамой розы в горшочках, бордовую и бело-розовую. Мне родители подарили восхитительную брошь-стрекозу, а я им (23-е я ведь формально пропустила) - маленький изящный латунный подсвечник. И три гиацинта в горшочке - они всегда появляются у нас дома в марте.
Ну а самой себе я сделала подарок 9 марта - отправилась в кино на анимэ "Мэри и ведьмин цветок" Ёнэбаяси. Получила огромное удовольствие. И, кстати, в зале было много взрослых, пришедших без детей, хотя это детская анимация.
Хиромаса Ёнэбаяси - очень талантливый ученик Хаяо Миядзаки, и "Мэри и ведьмин цветок" - замечательный мультфильм, красивый, цельный, умный, трогательный, добрый, с хорошей литературной основой ("Маленькая метла" Мэри Стюарт) и с очень славной музыкальной темой. С совершенно узнаваемым фирменным стилем "Гибли" (хотя его сняла студия "Понок"), что не удивительно, ведь Ёнэбаяси работал на ключевыми кадрами многих фильмов "Гибли" и в качестве режиссера снял на этой студии "Ариэтти" и "Марни". И, наверное, лучший показатель для детского фильма - это то, как внимательно его смотрели дети. Но Ёнэбаяси предстоит еще долгий путь для того, чтобы стать равновеликим гению своего учителя и чтобы вкладывать в каждую историю что-то настолько большое, что от этого каждый раз сжимается сердце. Вечером я случайно попала на трансляцию "Ходячего замка" - вот где каждая секунда прекрасна в своей взрослой и в то же время искренне детской мудрости, но это моя любимая из работ Миядзаки. Впрочем, я бы еще раз посмотрела и "Мэри и ведьмин цветок".
После кинотеатра я зачем-то зашла в "Читай-город", выбрала ежедневник с репродукциями Ренуара (неразумные траты на фоне всех остальных неразумных трат), краем уха услышала разговоры девочек в детском отделе о том, какие книги им нравятся - это так очаровательно, особенно на фоне других девочек, рядом со мной выбиравших блокноты.
На улице молоком сквозь тонкие облака проливался солнечный свет, и сразу все стало весенним. Я даже подумала, что восьмимартовский всеобщий ритуал с дарением тюльпанов и мимозы вызвал тепло из небытия. Не скажу, что мне не нравится белизна - она хороша, но внутри что-то тихо просит клейких зеленых листочков и подснежников.
Пойду полью розы. В них есть что-то из Андерсеновской сказки "Снежная королева". "Розы цветут - красота, красота. Скоро мы встретим младенца Христа". У великого датчанина это строки не только о Рождестве.