Вечером, за минуту до того, как погаснет дневной свет, я вспоминаю запах ржаного хлеба.
Край неба сегодня был розово-серым, в тон перчаткам на моих руках и цветам на павловопосадском платке. В тон гранатам, прячущим зерна под шероховатой кожицей, которую уже обожгло солнце.
Вечером мне было грустно, а потом я расплакалась над очередным фильмом, но это были хорошие слезы для хорошей историии. Мне бы хотелось пересказать ее вам не слишком длинно, но так, чтобы вы узнали об одном замечательном человеке.
Его звали Джордж Хогг, англичанин, выпускник Оксфорда со степенью бакалавра в области искусств, начинающий журналист и искатель приключений. В 23 года он на два дня прибыл в Шанхай, помог переправить китайским коммунистам еду и медикаменты и своими глазами увидел войну. Хогг остался в Китае - воевать против японских оккупантов. На передовой он написал книгу "Я вижу новый Китай", а после возглавил приют для мальчиков-сирот. Договаривался о продуктах, ухаживал за садом, устроил спальный корпус, детскую площадку, вел занятия. Из чужака он превратился в учителя, в человека, о котором спустя десятилетия вспоминают как о человеке, у которого не было недостатков: он всегда улыбался и был добр. И он был очень смелым: в конце 1944 года Хогг был арестован за то, что не позволил армии националистов рекрутировать своих воспитанников. В ноябре, вернувшись к приют, он решил перевести мальчиков в Шаньду, провинция Гансу, где они были бы в безопасности. Один из воспитанником Хогга вспоминал потом: "Он был непоколебим, но он стал другом. Когда мы переходили вместе с ним горы, мы не знали почему. Мы были слишком юными и просто следовали за ним. Мы никогда не встречали таких, как он, прежде. И никогда большое не встретим".
Семьсот двадцать километров пешком по заснеженным горным тропам - через месяц они были в Ланчджоу, где Джордж Хогг смог нанять шесть грузовиков. В марте 1945 года, преодолев еще 400 килоемтров, Хогг и его дети прибыли в Шаньду. Он смог, потому что так было нужно, а в июле, играя с детьми с баскетбол, повредил ногу и скончался от столбняка. Пытаясь его спасти, двое мальчиков на мотоцикле проделали путь в пятьсот километров, до Ланчджоу и обратно, но не успели привезти лекарства. Все три дня быстротечной болезни дети Хогга пели ему песни, которым он их научил. Он был счастливым человеком - у него было шестьдесят детей, которые помнят его и любят.
А ведь он был моим ровесником.
(Ну вот, опять расплакалась.)
В 2008 году вышел фильм "Дети Хуанг Ши" - совместная работа китайских, австралийских и немецких кинематографистов. История получилась более романтической, чем реальность - этого требовал жанр, но фильм все равно получился каким-то настоящим, светлым и без лишнего пафоса. Я включила его из-за Джонатана Риз Майерса, и на него действительно приятно смотреть, наблюдать превращение безрассудного юноши в мужчину, несущего ответственность, хотя еще лучше было узнать об удивительном человеке - конечно, не единственном на этой планете, но такие истории всегда особенно ценны. По-моему, рассказывать их - большая честь для актера.