В 2008 году в Кембридже было опубликовано
исследование о влиянии соблюдения поста в рамадан беременными женщинами.
Соблюдение поста, особенно если он выпадает на первые месяцы беременности, может привести к преждевременным родам, к повышению необходимости кесарева сечения или искусственного вызывания родов, влияет на снижение веса и роста ребенка во время внутреутробного развитии и при рождении, повышение колличества случаев сахарного диабета у мамы. Голодание и изменение привычного времени сна приводит к метаболическим изменениям во внутреутробной среде: снижается уровень глюкозы и увеличивается уровень кетонов.
И без исследований, просто с медицинской точки зрения, сегодня понятно, что голодать беременной вредно. Ей важно не просто следить за питанием и регулярно кушать манди - ей важно кушать разнообразное и все самое лучшее и полезное, что только может быть ей доступно.
И тем не менее.
Абсолютное большинство окружающих меня женщин не только постились во время беременности, а еще и гордились тем, "что я прямо в рамадан и родила", подчеркивая этим, что уж если повезло, и рамадан выпал в начале беременности, - то о чем и говорить-то, конечно постилась.
Я спрашивала мусульманок-докторов. Постились. "Я вам не как доктор, как женщина и мать советую. Поститесь. Во время кормления будет еще тяжелее". Хотя я их спрашивала именно потому, что они доктора.
Исламские ученые в один голос заявляют, что надо пытаться поститься ежедневно и прерывать можно только в случае, если не выдерживаешь. И потом обязательно все пропущенные дни запомнить и отпоститься, как только появится возможность. С такой милой улыбочкой добавляя, что сейчас это так просто, посчитать дни пропущенных постов хоть за 10, хоть за 20 лет. Даже не знаю, как радоваться перспективе оказаться в лет 50 с приоритетом в 20 месяцев поста над научной деятельностью, путешествиями, походами в бассейн и беззаботными прогулками.
У человечества есть два набора Господних знаков. Письменные и сотворенные, и они не могут противоречить, потому что имеют один источник. Когда американцы слетали на Луну, студенты Мекки обратились к Мухаммаду Аль-Шанкиити (если я не ошибаюсь) за разъяснениями, он ответил: "Возможно, они говорят неправду. Или же мы все это время неправильно понимали Коран".
Очевидный вывод: то, что вредит организму мамы и ребенка, не может быть требованием к соблюдению.
По каким-то причинам наши ученые до сих пор считают правильной аналогию беременности с болезнью. То есть болезнь должна быть такой, чтобы пост заметно ухудшал состояние больного, такой, граничащей со смертью, тогда пост соблюдать нельзя. Но беременность, конечно, никакая не болезнь. Мама оправится, а ребенок просто родится недоношенным - от смерти при любом раскладе далеко.
Или как к некой трудности. В том смысле, что на душу не накладываются обязательства, которые она не может вынести. Аналогия тоже в принципе неверная - как показывает практика, мамы способны выдержать пост. Падают в обмарок, конечно, единицы.
Имам Малик придерживался мнения, что в случае, если соблюдение поста не позволяет собрать урожай, т.е. влечет существенную потерю имущества, то необходимо собрать урожай, а пост отложить. Я не вижу причин не продолжить работать над привязкой поста к целям Шариата (защита религии, жизни, семьи, имущества, интеллекта).
Защита любой человеческой жизни, рассудка, здоровья - один из основных приоритетов нашей религии. В этом ключе очевидно, что беременной женщине нельзя даже пытаться поститься.