Стратегические бомбардировщики ракетоносцы Ту-160 (Белые лебеди)
До 1992 г. основная база Ту-160 находилась в Прилуках (Украина). После развала СССР украинскую присягу приняли около 25% летного и 60% технического персонала. Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией Украины - 40 тонн. Украине этот шедевр авиации вообще не нужен был и тратится на него это государство не собиралось.
Предложение России о продаже 10 полностью исправных Ту-160 по цене $25 млн за один самолет показалось украинской стороне неинтересной. В эти годы из-за нежелания Украины тратить на эти самолеты деньги прекратился авторский надзор со стороны ОКБ, сопровождение техобслуживания заводом-изготовителем, а также нехватка топлива, запасных частей и уход квалифицированного летного и технического персонала Совет национальной безопасности и обороны Украины принял в 1995 г. решение о ликвидации Ту-160. 5 декабря 1998 года МинОбороны Украины и МинОбороны США подписали соглашение о ликвидации бомбардировщиков, среду которых был и Ту-160.
16 ноября 1998 г Украина приступила к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства (США активно уничтожали в это время военный потенциал бывшего СССР, в России проходили похожие процессы в отношении нашего ядерного оружия). 8 самолетов ТУ-160 из 19, бывших на Украине, удалось вытащить из процесса уничтожения, и они в 1999-2000 г. были перегнаны в Россию. Последний из ТУ-160, оставшихся на Украине, был уничтожен в 2001г.
В России с 1992 г. местом базирования стратегических бомбардировщиков ракетоносцев Ту-160 (Белые лебеди) под г. Энгельс. 16 февраля 1992 года первый Ту-160 поступил на вооружение в 1096-й полк ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. Самолет пришлось на полгода заморозить, так как некому было летать. К маю 1992 года под Энгельсом уже три Ту-160. Параллельно шло переоборудование аэродрома - все наземное имущество, тренажеры и средства подготовки самолетов остались в Прилуках (Украина), и теперь требовалось все обустраивать заново.
Летом 1992 года Энгельсский гарнизон пополнился летным и техническим составом, отказавшимся от принятия украинской присяги.
Четвертая машина поступила в Энгельс в начале 1993 года. Последующие самолеты стали поступать только после окончания чудовищных 90-х гг начиная с 2000г.
Большинство самолетов полка имеет свое персональное название: "Илья Муромец", "Михаил Громов", "Василий Решетников", "Валерий Чкалов" и т.д.
http://www.airforce.ru/aircraft/tupolev/tu-160/book/page_1_8.htmhttp://www.airforce.ru/aircraft/tupolev/tu-160/book/page_1_5.htm Тех.характеристики:
Практическая дальность самолета составляет 12300 км. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 тн.
Основной вариант вооружения - стратегические крылатые ракеты Х-55 или Х-55М/СМ (ядерная). Количество несомых ракет - 12 единиц. Дальности полета ракет до 3000 км. Крылатые ракеты имеет автономную систему управления, которая корректирует её полет по рельефу местности. Если ракеты будут меньшей дальности, то их количество увеличивается.
http://www.airforce.ru/aircraft/tupolev/tu-160/book/page_2_5.htm