Министр финансов Коковцов, рассматривая перспективы войны в 1905 года
надеялся на финансовые рынки США. Банк Моргана и Нью-Йоркский Национальный банк оказались единственными крупными финансовыми учреждениями США, которые во время русско-японской войны поддержали Россию, тогда как большинство других заняли благожелательную позицию по отношению к Японии.
Перед отъездом в Портсмут, министр финансов В.Н. Коковцов дал поручение С.Ю. Витте «позондировать» в Америке почву относительно большого займа. В США Витте возобновил прерванные после 1902 года переговоры с крупным представителем финансовых кругов США Дж.П. Морганом об открытии для России американского денежного рынка. В этоже время японские представители на Портсмутской конференции заявляли, что в случае перехода к Японии южной части КВЖД по мирному договору с Россией, Япония отдаст в аренду США эту ветвь дороги и удовлетворит другие «экономические интересы США в Маньчжурии». Представители банковской системы также требовали, чтобы Николай II пошёл навстречу либеральной оппозиции. Надежды, что Витте сможет договориться о займе в США, не было. Министерство финансов, имея в виду то, что с американскими банкирами не удастся договориться. Поэтому министр Коковцова направил Витте телеграмму, что после переговоров с американцами он должен сделать все возможное для заключения займа во Франции.
http://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-krupnoy-finansovoy-operatsii-mezhdunarodnogo-haraktera-ministerstvom-finansov-rossii-v-nachale-hh-veka К моменту занятия П. А. Столыпиным поста председателя Совета Министров было завершено получение самого большого в истории Российской империи внешнего государственного займа - 5 % займа 1906 г. В результате к концу 1906 года внешний долг России составлял сумму - 2.285.361.026 рублей [9, 1909, с. 238 - 239 "ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПРЕМЬЕРСТВА П. А. СТОЛЫПИНА" О. В. Баев).
http://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-gosudarstvennyy-dolg-rossiyskoy-imperii-v-gody-premierstva-p-a-stolypina-1906-1911 При этом в 1878 году государственный долг казначейства без учета процентов по займам составлял 940 млн. рублей.
http://cyberleninka.ru/article/n/kreditno-denezhnye-metody-stabilizatsii-valyutnogo-kursa-proekt-i-i-kaufmana-k-100-letiyu-vyhoda-v-svet-knigi-serebryanyy-rubl-v-rossii-ot-ego То есть промышленный рост конца 19-нач 20вв во многом осуществлялся за счет иностранных займов (рост долгов за 30 лет в 2,4 раза или на 1,34 млрд руб.).
В период премьерства П. А. Столыпина Россия аккуратно обслуживала свой внешний долг. «Наш внешний долг должен начать последовательно и неуклонно сокращаться, на что не следует жалеть никаких средств. Погашение его возможно единственно путём покупки на иностранных биржах наших бумаг, для чего должен дать средства активный расчётный баланс» [32, с. 48]. В 1907 г. на выплату процентов по внешним займам было затрачено 99 009 711 руб., а на погашение основной части долга - 57.346.224 руб., в 1908 г. - соответственно 95.403.788 и 58 504 352 руб., в 1909 г. - 100.759.671 и 4 773 360 руб. и в 1910 г. - 116.662.869 и 6.648.766 руб.
В долг правительство царской России брала на небольшие сроки (возможно на большие сроки не давали). Так в июне 1908 г. русское правительство начало подготовку большого государственного займа, предназначенного для погашения 5 % обязательств 1904 г., срок которых истекал в мае 1909 г. Б. В. Ананьич указывает, что «к этому времени Коковцову удалось поднять цену на облигации 5 % займа 1906 г. до уровня выпускной» [1, с. 219]. Действительно, к августу 1908 г. курс 5 % займа 1906 г. составлял 99,15 %, а к марту 1909 г. - 100,82 % [9, 1910, с. 164]. Пусть не смущают превышение курса над 100% - все таки это долг, обеспеченный золотым рублем (рост курса золота тоже влияет на оценку номинальных долгов). Это свидетельствовало о благоприятном восприятии зарубежными финансистами ситуации в России.
С другой стороны, при свидании российского и английского императоров последний пообещал повлиять на лондонских банкиров с целью доставления России денег на железнодорожное строительство. Однако главным кредитором России оставалась Франция.
Решение о внешних заимствованиях принималось с санкции парламента. Так 6(19) декабря 1908 г. царь утвердил одобренный Государственной думой и Государственным советом закон о предоставлении министру финансов права выпустить заем для погашения 5% обязательств Государственного казначейства 1904 г. и для производства чрезвычайных расходов по государственной росписи (бюджету) на 1909 г. на сумму не свыше 450 млн руб.
Комитет финансов на своих заседаниях 21 и 23 декабря 1908 г. (3 и 5 января 1909 г.) высказался за необходимость заключения займа при условии сокращения срока, защищенного от погашения и конвертации с 20 до 12 или хотя бы 15 лет и желательности уменьшения комиссионного вознаграждения банкирам с 4 до 3,5 %. В конце концов скидка синдикату банкиров была определена в размере 3% % [17, с. 149]. Член Комитета финансов С. Ю. Витте оценивал условия займа как крайне невыгодные и объяснял его заключение удостоверением министра финансов Коковцова об опасности в ближайшем будущем войны.
16 февраля 1909 г., при обсуждении в Думе росписи доходов и расходов, депутатом Шингарёвым Коковцову были предъявлены обвинения в падении общероссийского кредита на мировом рынке даже ниже кредита Финляндии, реализовавшей в Лондоне свой последний заем на 3% % выше русского, и уплате слишком высоких комиссионных [7,ч. 2, стлб. 1683]. Действительно, в 1909 г. Финляндия реализовала в Англии и Швейцарии при посредничестве лондонской банкирской фирмы «Гамбро и сын» 4/ % заем на 45 270 000 ф.м. по 92/ % для железнодорожного строительства.
Заем 1909 г. предназначался на покрытие дефицита, фактически же пошёл на образование «свободной наличности», ведь из 525 млн руб. для погашения займа 1904 г. было достаточно 300 млн руб., а предвидевшегося дефицита бюджета в 1909 г. не оказалось [3, с. 361]. Заем давал царскому правительству необходимые средства ввиду угрозы конфликта с Австро-Венгрией и тем самым укреплял взаимодействия с Англией и Францией, подорванное в ходе Боснийского кризиса.
Этот заем стал последним государственным займом довоенной России, предназначенным для размещения на денежных рынках Западной Европы.
После 1909 г. вплоть до начала мировой войны Россия не делала за границей государственных займов, так как проводимая правительством П. А. Столыпина экономическая политика не требовала постоянной нужды во внешних займах. На этапе промышленного подъёма
1909 - 1913 гг. финансовое положение России несколько улучшилось.
Вместо новых внешних займов правительство П. А. Столыпина старалось выплачивать уже имеющиеся. Так, 10 апреля 1911 г., на основании одобренного Государственной думой и Государственным советом и Высочайше утвержденного закона от 7 апреля 1911 г., последовало распоряжение министру финансов о выкупе 5 % золотой ренты 1884 г. и были объявлены порядок и условия выкупа. Всего в 1911 г. был разрешён выкуп 5 % ренты на 30 млн руб. и погашено облигаций 4/ % займа 1905 г. на 604 тыс. руб. [9, 1912, с. 11, 138]. В результате, если в 1908 г. из 397 млн руб. платежей по государственным займам на заграницу падало 202,5 млн руб., то в 1912 г. -187,3 млн из 387,5 млн [27, с. 205]. Сокращение внешнего государственного долга России продолжалось вплоть до 1914 года.