И. Калина (руководитель департамента образования г. Москва) рапортует об увеличении численности детей ясельного возраста, посещающих детские сады, более чем в два раза (на 109% по сравнению с 2010 г.), сделав это за счет сокращения длительности пребывания детей в садах в 4 раза. А полноценные ясельные группы фактически ликвидируются.
Показатель значительно вырос за счет:
- замены групп полного дня (12 часов) на группы кратковременного пребывания ГКП (3 часа) (которых может быть в 2 раза больше в тех же помещениях);
- в показатель «посещающих» детский сад включили детей, посещающих адаптационные группы (40 минут нахождения в помещение сада вместе с мамой), ранее таких групп не было;
- в показатель включено количество детей, получающих дистанционные формы дошкольного образования (видимо по телефону или скайпу)
В своих интервью И. Калина использует термины «посещающие» или «охваченные», которые не отражают количества времени, проведенного ребенком в детском саду.
В итоге выросший показатель по детям младше 3-х лет, посещающих детские сады не отражает действительного положения с ясельными группами ПОЛНОГО дня (которые в общем-то всех и интересуют).
Проверяющим организациям необходимо запросить данные по количеству детей младше 3-х лет, посещающих именно группы ПОЛНОГО дня и отследить динамику этого показателя начиная с 2010 года. А также запросить плановый показатель по количеству мест в группах ПОЛНОГО дня, которые планируются предоставить детям младше 3-х лет в 2015 году.
Обоснование и расчет
Так И.Калина заявил в Российской Газете 22.01.2014 г. об увеличении числа детей в ясельных группах: «В 2010-м ходили в детсады 14 000 малышей от 2,5 до трех лет, сейчас 35 000; от 2 до 2,5 было 13 000, теперь 23,5; от 1,5 до 2 лет - вместо 7000 теперь 12,5 тысячи». То есть в понимании чиновника с 2010 по 2013г количество детей младше 3 лет в детских садах увеличилось с 34000 до 71000 человек (или на 109%).
Увеличение количества детей ясельного возраста (до 3-х лет) возможно либо за счет увеличения садов, либо за счет изменения порядка функционирования и комплектования в уже существующих садиках.
Так как фактически количество садиков за этот же период выросло на 6,3% (до 2051 шт. в начале января 2014г), то становится очевидным, что ясельные группы стали работать по иным принципам.
Что же за изменения произошли, какие методы использует для увеличения посещаемости дошкольных учреждений детьми младше 3 лет?
Главный метод увеличения мест в статистике И. Калины - подмена групп полного дня группами кратковременного пребывания и адаптационными группами (главное чтоб был факт посещения сада, а сколько времени и что там делается уже для статистики не важно). При этом И.Калина в своих интервью повторяет из раза в раз - «ясельные группы сохраняются. Количество детей в ясельных группах растет из года в год».
Для понимания ситуации и дачи более полного ответа на вопрос - на основании чего или вследствие чего в г. Москве происходит развитие (или разрушение) дошкольного образования нужно копнуть поглубже.
В сентября 2011г. в Москве была принята ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2012- 2016 ГГ.) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (далее Программа) (утв. постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. No 450 с изменениями 2013г).
Согласно п 2 ч. 2 Программы для обеспечения доступности дошкольного образования необходим рост количества мест в дошкольных учреждениях - ежегодно на 4 %. Очевидно, что при таком росте имеется в виду то понимание места, которое было в 2011г, а ранее это были места в группах полного дня. Введение в сплошном порядке групп короткого дня (1-я работает до обеда, 2-ая - после обеда), позволяет с легкостью перевыполнить плановое значение, указанное в Программе.
Кроме того, в качеств базового целевого показателя в разделе «Планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации гос.программы» указана возможность «каждому ребенку в возрасте от 3 до 7 лет, проживающему в городе Москве и нуждающемуся в разных формах образования и развития, получить полноценное дошкольное образование».
Что же ждет детей младше 3-х лет по планам чиновников, которые начали реализовываться? Для детей младше 3-х лет предполагается, что только 35 % из них могут рассчитывать на доступ «к услугам службы ранней помощи, группам кратковременного пребывания, адаптационным группам и иным формам психологической и педагогической поддержки, включая дистанционное консультирование». И вообще, по Программе никто из детей возраста младше 3-х лет (и соответственно их родителей) не может рассчитывать на полноценные ясельные группы.
Таким образом, очевидно, для малышей младше 3-х лет запланировано ухудшение качества дошкольного образования - так как дистанционное консультирование и группы кратковременного пребывания это суррогат по сравнению с базовыми полноценными ясельными группами полного дня.
Так что г-н И. Калина сперва сделал «нужную» Программу, а теперь ее реализует без зазрения совести.
Особое впечатление произвело то, каким образом чиновники собираются оценивать достигнуты ли цели Программы после ее окончания:
А) Согласно разделу 4. «Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов» если в 2016г. количество жителей Москвы, удовлетворенных качеством образования составит 55% от общего количества жителей, то Программе реализована и цели достигнуты (при этом согласно Приложению№2 к Программе доля жителей удовлетворенных качеством образования в 2010 г. была определена как 25%)
Б) На стр. 29 Программы конечные результаты Программы в части Управления качеством услуг в сфере образования оцениваются следующим образом: Изменение доли неэффективных бюджетных расходов в общем объеме бюджетных ассигнований на сферу образования по сравнению с базовым 2011 годом. Планируется выйти на значение 50 %. Данный показатель характеризует степень успешности мер по повышению бюджетной эффективности расходов в сфере образования».
Как говорится, как хочешь, так и понимай!
В общем, группа эффективных менеджеров заявила, что «старая» система дошкольного образования была «мега» неэффективной и все имеющиеся ресурсы можно с лёгкостью использовать более эффективно (например, резкое формальное увеличение показателя количества детей младше 3 лет в дошкольных учреждениях на 109%). Именно этот посыл, похоже, лег в основу написания Программы.
Для справки: в 2010 году первый заместитель Мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова (на тот момент) на пресс-конференции заявила «В Москве планируют восстановить систему ясельных групп. Об этом сообщила первый заместитель Мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова на пресс-конференции. Она рассказала, что бытует мнение о том, что до 3 лет мать должна сидеть с ребенком и не отдавать его в детский сад. "По сути это хорошо, а если мать - одиночка? Или она студентка?", - спросила Л. Швецова.
Она напомнила, что до 1,5 лет государство выплачивает матерям пособие на ребенка, на которое "худо-бедно" можно жить, а после этого возраста сумма уменьшается до мизера. "Что тогда делать? Конечно, мама устраивает ребенка в сад. Нужно работать, зарабатывать, обеспечивать семью", - подчеркнула Л. Швецова.
Она заметила, что именно для этого существуют ясли, которые были мощной системой в советское время, и были практически уничтожены во время перестройки. "Сейчас у нас ведется работа по восстановлению этой системы. Мы потихоньку создаем снова систему ясельных групп и будем активно ее развивать"
Видимо в это благое начинание и поверили москвичи, которые так «необдуманно запланировали» рождение ребенка на 2012 год. Новая метла - по-новому метет.
Источники информации:
- Информация о количестве садов и их строительстве.
http://www.rg.ru/2012/12/27/sad.htmlВ 2013 планировалось построить в Москве 24 садика (на 3890 мест)
http://stroi.mos.ru/news/za-god-v-moskve-postroili-stolko-zhe-detsadov-skolko-za-proshlye-tri-goda) сада
В 2010г. расчет количества садиков = 1931= 2051 (янв 2014) - 24 (план на 2013) - 76 (2012) - 20 (20).
В 2011 году - 20 садов.
В 2012 году построено 76 детских садов на 10950 мест. (
http://stroi.mos.ru/news/za-god-v-moskve-postroili-stolko-zhe-detsadov-skolko-za-proshlye-tri-goda)
Количество ДОУ на январь 2014 год - 2051. Сайт ДОгМ
http://www.educom.ru/ru/education_system/ - О старой позиции по яслям Швецовой http://www.mosportal.ru/2/i124_132.htm
- Программа развития образования 2012-2016. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (2012-2016 гг.)" РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/pasport2012-2016%2807.08%29_new.pdf