120 лет. Булгакову. Вчера вспоминал, как в 70-м году получил «Мастера» на сутки.

May 16, 2011 09:23



Название смутило. «Про что это?» - спрашиваю. «Про то, что дьявол лучше коммунистов», - отвечают. Эта узкая трактовка смутила ещё больше. А роман ошеломил. Так и вставали его сцены в воображении. Сознание взорвалось. И навсегда осталось ощущение соприкосновения с живой сказкой жизни. Потом были другие поразительные вещи Булгакова, но «Мастер» - вне всякого сравнения. «Литературный уникум», как кто-то оценил его жанр. В ряду с Фаустом, Мертвыми душами, Войной и миром. Улиссом. Опавшими листьями. 9-ю рассказами Сэлинджера...

Навсегда останется событием жизни.

Лекция доктора филологических наук
Марии Викторовны Колтуновой - МАРИИ БАРР - автора книги

«ПЕРЕЧИТЫВАЯ МАСТЕРА.ЗАПИСКИ ЛИНГВИСТА НА МАКИНТОШЕ»

Магическая функция слова в романе
Магическая функция языка - самая древняя. Она возникла вместе с языком. В заклинаниях, которыми пользовались древние люди, чтобы умилостивить разбушевавшуюся стихию, привлечь удачу перед охотой, залечить рану и т. д. сохранялись обрядовые формулы, которым приписывалось магическое действие. На эти факты указывали такие выдающиеся лингвисты, как Р. Якобсон, К. Бюлер и др.

Проявление магической функции слова в романе многообразно. От отправления магических обрядов до специфики имяупотребления. Функция эта проявляется, прежде всего, в принципиально другом, нежели в повседневном бытовом общении, отношении к слову. Стилистически и прагматически маркированная позиция в речи определяет своеобразие таких высказываний. В слове обнажаются «дремлющие» смыслы, о которых мы забываем в повседневном общении. Сказанное в сердцах: Да пропади ты пропадом! - разумеется, никакой магической функцией не наделено. Так, в романе Аннушка-чума произносит в адрес буфетчика Сокова - А ну тебя к лешему, скаред! Это бытовое использование просторечного фразеологизма. Иное дело, это же выражение, произнесенное при других обстоятельствах. Например, в главе «Полет» Маргарита произносит в адрес нижнего жильца Николая Ивановича: - Ну, вас к чертовой матери! - что исполняется буквально. Что меняется? Ситуация и статус характеристики говорящего.

Это означает, что для того, чтобы эта функция языка активизировалась, необходимо соблюдение определенных условий в отправлении речевых актов.
В финале романа Мастер кричит в пустоту, усиливающую эхо, окружавшую тысячи лун Пилата, сидевшего в ожидании прощения:

- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Горы превратили голос Мастера в гром, и этот гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Далее:http://www.dombulgakova.ru/index.php?id=137

Булгаков.

Previous post Next post
Up