Часть 6.
http://yasko.livejournal.com/1327401.html<8-я ЛЕКЦИЯ)
ОККУЛЬТИЗМ. СТИГМАТИЗАЦИЯ. ДУШЕВНЫЕ ТЕЛА.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
15/1X21 г.
Я хочу говорить о том, что очень неудачно названо одним
общим ничего не выражающим именем: «оккультизм», рассмотреть
его фактическую сторону, а теория и объяснение-
дело будущего. Слово «occultus»-сокрытый, т. е. как еще не
раскрытый. Это - определение отрицательное, двусмысленное,
и потому под понятие оккультизма попадают предметы самые
разнообразные. Лютер сказал, что человеческий ум похож на
пьяницу, сидящего верхом на бочке,- он не может находиться
в состоянии равновесия, а постоянно колеблется с одной стороны
на другую. Это приложимо и к научным вопросам: они
или отрицают то ту, то другую сферу явлений или наоборот,
суеверно их почитают. Так, сначала от Бутлерова и В. Крукса ^*
отделывались глумлением, а потом вдруг произошло глубокое
изменение в общественном мнении, полная вера без критики.
Как раньше самоуверенно объясняли библейские чудеса электричеством,
так и теперь так же невежественно рассматривают
их, как явления оккультные.
Под понятием оккультных явлений обобщалась масса явлений
самых разнообразных. Моя задача-не объяснять их, а показать,
что обычные представления о них ложны. С одной
стороны, при помощи физиологии, а с другой-при помощи
психологии и, наконец, оккультизма было показано, что процессы
тела направляются процессами душевными и, хотя эта душевная
деятельность не подлежит контролю, однако при известной
тренировке можно управлять процессами тела1. Даже при
помощи гипнотизма можно воздействовать на вазомоторные
действия, можно уничтожить кровоподтеки и действия опьянения
и некоторых ядов. На тело могут воздействовать самые
разные факторы духовной жизни; можно вызвать невероятное
ускорение процессов органической жизни, напр<имер> заживления
ран, сращивания сломанных костей.
На Западе с давних пор известна стигматизация, кровоподтеки,
кровотечения чрез кожу и язвы, развивающиеся под влиянием
усиленного созерцания язв Иисуса Христа. Хотя она и может быть
вызвана гипнозом,-я не хочу, однако, давать ей такого дешевого
объяснения,-несомненно, что эти явления и стигматизация
Франциска Ассизского глубоко различны. В Православии стигматизации
нет, а у католиков она бывает по той причине, что там
душевная жизнь построяется на воображении2. С психологической
стороны, воображение-яркое чувственное представление известных
образов-создает благоприятное условие для ее развития.
А православная аскетика требует изгнания этих ярких чувственных
представлений. Даже о страданиях Иисуса Христа можно размышлять
только в духовном порядке. Но в Православии есть нечто
подобное, стигматизация, но обратного характера, именно, телесные
поранения от бесов. Так, Антоний Великий51* был избит
демонами и имел раны, стигмы, вызванные отрицательными
образами. А так как о демонах мечтать нельзя, то, очевидно,
эти раны происходят не от субъективных мечтаний, а потому,
что представления сами навязываются как нечто объективное.
Даже для очень чувственного зрения граница тела лежит за
физическим телом1 На полях запись: «Итак, где границы тела?
По современным воззрениям нельзя видеть границы тела там,
где для грубого зрения кончаются они. Но и за пределами их
есть много оболочек, истечений нашего тела, и где они кончаются -
нельзя определить. Я думаю, что нигде. Мы везде,
но в разной степени связанности с нашим телесн<ым>
организмом)».). Напр<имер>, свет из пальцев-это почти
физическое явление. А есть много других истечений, излучений
и процессов нашей жизни, и я склонен думать, что благодаря
своим телам мы охватываем всю вселенную. Эту мысль раскрывает
Сперанский, ставя вопрос: каким образом Адам
и Ева увидели, что они наги, ведь после грехопадения их
познание ослабело? Ответ: они раньше не были наги, так как
весь мир был их телом при общей связности их существа и они
не видели границ между телом и миром. Само тело не было
обнажено, так как оно было внутренним органом, а потом,
после грехопадения, оно, так сказать, выпало из мира, и во
вселенной остались только тонкие флюидные оболочки.
Эта мысль соответствует современной биологии-характерно
построение тела изнутри, а не извне. Вещество заполняет
душевные и полуматериальные формы. Части этих органов,
еще не залитых веществом, находятся вне, и потому они очень
гибки и податливы. Один из этих органов-тот свет, который
излучается от человека, особенно из головы.
Этот свет-явление бесспорное и определенное, хотя вместе
с тем трудно сказать, как его видишь. Хотя видишь его чувственными
глазами, но он не координируется со всей остальной
чувственной обстановкой. Он может иметь такие же градации,-
по силе и оттенкам,-как и чувственный свет. Может
быть целый спектр излучений различной духовной ценности,
а геометрические формы его всегда более или менее однородны.
Представление о свете от святых может дать венчик, изображаемый
на иконах(На полях запись: «Сквозь него видно, он прозрачен. Свет этот
может быть у разных людей различной природы. Спектр, начиная
с материальных N-лучей. Свет может быть разных видов и изображается
графически венчиками: 1. Сфера вокруг головы; 2. Вроде сосуда,
окружающего голову; 3. Вся фигура в яйцевидной оболочке.
Венчики Святых-более или менее удачное графическое изображение
того <же> краской»-в тексте, вероятно, ошибочно: «того что».__
Сфера, заполненная светом и окружающая
голову (см. «Столп и утверждение Истины»)53*, может представляться
как световой сосуд-нимб, gloria54*, на воскресшем
Иисусе Христе.
Религиозная и иконописная символика всегда реальна,
она всегда имеет некоторую реальную причину, в ней нет
условности. А если мы эту реальность не всегда видим, то это
происходит, во-первых, от плохого исполнения и, во-вторых, по
нашей грубости. Богослужение есть не только символ, но и символизируемое.
У человека есть сверхтелесные органы, воздействующие на
весь мир. Отсюда понятна важность требования аскетики-
избегать вхождения в другого человека
(На полях запись: «Нет условной символики. Она, чтобы соответствовать),
всегда <реальна>. Каждый символ есть вместе с тем
и символизируемое. Свет-это какие-то сверхтелесные органы воздействия
на весь мир и на других людей. В связи с этим-требование
аскетики избегать вхождения в среду оболочек другого человека-
дурного».). Иной может быть
расположен к нам, и все-таки мы ощущаем глубочайшее отвращение,
как будто у нас отнято что-то жизненное и дорогое.
И наоборот, с другим человеком мы чувствуем, что мы как
будто оздоровели, внутренняя тревога улеглась, и, даже только
посидев с ним немного, мы видим, что нам не о чем его
и спрашивать-то: все мучившие нас вопросы как-то сами собою
разрешились. Наоборот, очень вредно иметь близкое общение
с людьми недоброкачественными духовно, страстными: от них
вытекает непосредственная зараза, и мы получаем какой-то
ущерб, не умом.
Кода я бывал в гостях в еврейских семьях, которые были ко
мне очень расположены, а в смысле моральном были даже
гораздо порядочнее христиан, я все-таки чувствовал, что уходишь
от них как будто обсосанный, опустошенный, что-то
потерпевший, и в течение нескольких дней чувствуешь это лишение
жизненной силы. С другой стороны, это ощущение подобно
тому, как если бы взять палочку, намочить ее в чернилах
и опустить в стакан с водою: так и от человека тянутся нити
чего-то прозрачного и внутреннечерного, которые все повышают
свой уровень в комнате, так что под конец становится прямо
невыносимо дышать. А от людей духовно-доброкачественных
характерно подобное же приятие какой-то теплоты.
На эти периферические, но, может быть, самые жизненные
части нашего организма есть возможность воздействовать.
Кожа есть то же, что и нервная система. Со словом «периферия»
у нас обычно связывается представление о чем-то неважном,
а на самом деле она-важная вещь, и оболочка эта может быть
еще более чувствительна. Неврастения-рана оболочек. Эксте-
риоризация чувствительности есть попытка отрезать эти наши
части и связать их с другими предметами.
При глубоком гипнозе выделяли чувствительный слой тела
на расстояние 12 сантиметров. Этих слоев несколько, и их
можно было впитывать особыми веществами. Особенно благо-
приятным конденсатором человеческой энергии служит воск,
особенно в форме человека, т. е. куклы. Повреждение ее передает
страдания человеку. Отсюда основной прием черной магии-
волхвование над куклой, вынутым следом и вообще над всяким
веществом, связанным с известным выделением. Де Роша55*
переводил человеческую энергию на фотографическую пластинку,
и повреждение пластинки тяжело отражалось на человеке.
По его мнению, можно даже умертвить человека, совершая
известные действия над его фотографией.- Дюпрель. Философия
мистики.
В журнале «Ребус»57* печатались статьи о реальности оборотней:
люди могут посылать свои астральные тела в животных,
и они правы, когда говорят, что они превращаются
в животных, напр<имер> в волков (На полях запись:
«Напитывают флюидами восковую куклу, битье
ее доставляет страдания организму. Это соответствует вынутию следа.
По портрету Де Роша. Дюпрель-философ-мистик: реальность
оборотничества. Вследствие болезни, без желания люди посылают свои
астральные тела в животных. На отдельных листках, вложенных в тетрадь,
запись: «Опыты Римана. Экстериоризация чувствительности: он переводил на фотографическую пластинку энергию человека и повреждая пластинку, причинял тем страдания человеку (1921 г.)».
Еще об оккультных действиях наркотиков. Сейчас смотрят
слишком позитивистически на вред, приносимый ими: а на
самом деле он гораздо более, чем кажется. Например, табак
повреждает центральную нервную систему, т. е. физиологический
источник нашего существования. Он парализует мистические
органы, так сказать, прижигает их, отрезает. Человек становится
органически неспособным понять известные духовные
вещи, они будут казаться ему чем-то призрачным, подобно
обезвкушению в физиологическом смысле. Если помазать язык
настойкой из <...>2 листьев, он перестанет ощущать, человек
потеряет чувство вкуса. Так и курящий лишен чувства реальности.
Говорят, что при курении бывает якобы обострение
умственных способностей. Но это-самообман: жизнь бесконечно
сложна, мир иррационален вследствие бесконечно сложного
комплекса всех условий, причин и т. д.; а курящий упускает из
виду все эти причины, отрешает явление от причин, так сказать,
отрезает его от корней. Поэтому ему все представляется очень
простым, и он самообманно уверен, что для него все разрешимо3.
«Критика чистого разума» вся написана на сигарах;
это-сигарная литература 58\
Если сила, исходящая из нашего существа, может соединяться
с веществом, то тем более с живыми существами.
Мумии, мощи. Лет 10 тому назад во Франции была женщина,
которая обладала способностью мумифицировать трупы маленьких
животных, т. е. остановить процесс тления и засушить
тело: стоило ей подержать их в руках и процесс разложения в них
приостанавливался и они не разлагались, а высыхали. Этим
заинтересовалась Академия Наук и стала производить опыты:
у трупа отрезали, напр<имер>, руку, подвергали ее пассам, и она
мумифицировалась, хотя весь остальной труп разлагался. Тогда
египтологи вспомнили, что на египетских гробницах изображался
обряд пассирования-египтяне знали об этом.
Далее, если эти, можно сказать, случайные явления нашего
тела оказывали действие на труп, то тем более должно быть
сильным действие человека на самого себя. Поэтому самомумификация
для людей повышенной душевной жизни вполне естественна.
Конечно, нельзя объяснять происхождение мощей только
от действия самомумификации. Но в образовании мощей
действуют силы разного порядка, приводящие тела в нетленное
состояние. Поэтому в образовании мощей есть и нечто естественное.
Ведь только для падающего религиозного сознания чудо
есть какой-то фокус, о котором не говорят. На самом же деле
чудо-пример высших сил, которыми обладает человеческое
естество, когда оно освящено. Чудо-проявление сил вышеестественных,
но в плоскости своей-естественных; было бы
противоестественно, если бы Иисус Христос и те, которые
получили от Него благодать, не проявляли бы естества высшего
порядка. Бл<аженный> Августин: для религиозного человека
было бы более удивительно, если бы не было чуда.
Может быть вопрос: почему не так часто бывают в наше
время чудеса? В общем, большом масштабе они не столь часто
констатируются, а в малом масштабе всякому известны по
личной жизни ' (На полях запись: «Чудеса в малом размере
встречаются очень часто». ). Нужно отметить особенность нашего времени.
Представьте себе долину и высокие горы. Мы живем в долинах,
в обычном воздухе, и лишь живущие на высоких горах задеваются
духовными облаками. А к вечеру облака спускаются и задевают
всех, а не одних лишь жителей гор. Так и в наше
время-«вечернее»-заметно, с одной стороны, обострение
мистической чувствительности, а с другой-снисхождение
к нам Божества, миров иных. Сейчас чудо неизмеримо ближе,
как и вообще мистические явления, как благодатные, так и темные,
как близость усопших, так и обратнотемных сил.
Для живущих в позитивистических низинах одинаково далека
и чужда как белая, так и черная «благодать». Но когда
ответственность от нас большая требуется, то и чувствительность
обостряется ( На полях запись: «Прежние чудеса становятся ближе и обыкновен-
нее. Мистические явления становятся все ближе. Изменение опыта в две
стороны. Приближение к большому опыту. Когда треб<уют> ответа: со
Христом или с Антихристом, то повышается чувство ответственности».)
Рассуждение об аурах, истечениях организма. Объятия, поцелуи,
рукопожатия кроме условного своего значения имеют
и то, что благодаря им происходит обмен энергией, внутреннее
соединение с другим человеком. Различное действие разных
одежд. Отсюда понятно требование аскетики, не садиться на
стул и не надевать одежды человека страстного, и, наоборот,
вещи человека, полного духовной энергии, оказывают благотворное
благоприятное действие. С общением связаны известные
плюсы и минусы. Только вглядитесь в свой опыт, и увидите,
что это так. «Блюдите, как опасно ходите»59*. Отсюда смысл
идеи старчества как общения, вынашивания душ в астральном
теле старца, а не только нравственного примера и назидания.
Это вынашивание было известно в глубокой древности. Платон
говорит в диалоге «Теэтет»60*, что на людей действовало простое
общение с Сократом. Простое присутствие его в комнате
повышало знание ученика, и, наоборот, кто ссорился с ним
и был в гневе, тот в его присутствии скоро выдыхался и терял
свой гнев.
Часть 8.
http://yasko.livejournal.com/1330090.html