Вообще все должно было быть не так.
Мы забронировали на 10 дней отель на Крите, готовили документы к греческой визе и никак не могли купить все дорожающие билеты.
И тут у нас сломалась машина. За полтора месяца до Крита. Все средства, отложенные на билет, ушли на ее ремонт. Бронь отеля пришлось отменить. Отпсук был испорчен еще не начавшись. Перенести его было нельзя, у Александра на работе с этим строго.
Мы погрустили пару дней, посчитали пиастры и поняли, что никакая теплая Европа нам уже не светит да и вообще, ничего уже не светит. Остаются курорты Краснодарского края и дорога на машине.
Но вы же понимаете, что все пошло не так, иначе не было бы этого поста.
Утро очередного понедельника я встретила в отгуле на даче. Берта разбудила меня на прогулку, я разлепила глаза и решила проверить время. На экране телефона было уведомление - Александр написал в ватсапп:
"Я тут подумал, а не махнуть ли нам до Бари на машине?".
Совсем, думаю, старый с глузду съехал без меня дома. Я отложила телефон и пошла выводить пса.
А через 10 минут ответила:
"А поехали!"
Подготовка
Для путешествия в Европу на авто вам нужно:
- Минимум двое водителей - так вы сможете преодолевать в день по 700 км и совсем не уставать.
- Подготовленная машина - не жалейте средств и проверьте все, что можно. Если машина японская - возьмите запчастей. С европейскими марками проще (особенно ситроен и пежо). И проверьте кондиционер!!!
- Подготовленные люди - проверьте свое здоровье.
- Оффлайн навигатор - скачанные заранее области в гугле совсем не панацея, нас спасал maps.me
- Зарядники для телефона, в т.ч автомобильные. Если в авто для зарядки вы используете переходник, то возьмите запасной.
- Подушка стандартная 50 на 70. Скажете потом спасибо. А вот в надувном матрасе смысла нет.
- Удобная обувь, кроссовки или кроксы. Кеды, босоножки и тд убьют ваши ноги и не дадут вдоволь погулять.
- Крем от солнца. В Европе его больше, коллеги у меня подгорали в Будапеште в апреле. Август в Италии даже не обсуждается.
- Маршрут. Хоть на трассе заправок пруд пруди, рекомендую заранее накидать план остановок. Вы можете его не соблюдать, а действовать по ситуации, но пусть будет.
- Лекарства - обязательно от головы и от отравления.
- Виза - об этом отдельно.
- Деньги - минимум 150к на двоих из расчета 2х недель. Этого хватит на отели, бензин, парковки и еду. Если в планах увозить впечатления с собой в виде сувениров и посещать необычные места и рестораны - умножайте этиу сумму на два.
- Вещи - и постарайтесь их грамотно разделить на две части: дорожную и оседлую. Наше путешествие было по схеме - 4 дня в дороге - 7 дней в Бари - 4 дня в дороге. На дорожную часть я взяла небольшую сумку с минимумом косметики, сменами белья и одеждой на 4 дня. Чемодан мы оставляли в машине, чтобы не таскать его по отелям на одну ночь.
- Вода. Питьевая и техническая. Питьевую пополняйте ежедневно на 2 1.5-лировых бутылки, техничекой возьмите канистру.
Виза
Не секрет, что подаваться надо в посольство той страны, в которой будет самое долгое пребывание. Или в страну первого въезда, если пребывание в разных странах одинаково по времени.
Расскажу про Италию.
Мы подавались через визовый центр - проще, но дороже. Помимо стандартного сбора в 35 евро за визу с каждого заявителя еще по 2000 р.
Процесс относительно быстрый - я ожидала всего час. Но вот подача заявления в моем случае была долгой - 40 минут без учета оплаты сборов в кассе. То есть 40 минут только общения с сотрудником ВЦ.
Я подавала за нас двоих, так как Сашино присутствие не требовалось (отпечатки пальцев сдавали менее полугода назад). Эта информация была на сайте и посольства, и ВЦ, однако операционист стал уверять меня в обратном. Заявление-то в итоге принял, но вопросы остались.
Машина - это вызывает повышенный интерес. Подготовьте очень подробный маршрутный лист - с телефонами гостиниц, с номерами броней, с ожидаемым временем прибытия и выезда. Отдельной строкой пропишите последовательность стран и то, как Вы собираетесь перемещаться внутри каждой страны с примерным временем пребывания (то есть, "въезд в Австрию в 11-00, пребывание в Вене с 13-00 до 17-00, выезд из Австрии 21-00, ночевки нет"). У меня это все было, и тем не менее заставили дописывать отдельно, что после ночевки в Чехии мы попадаем в Италию через Автрию, но там не ночуем. На словах поясняла, почему не ночуем там (а фигли ночевать на таком малом расстоянии?).
Документов надо много. По фин. гарантии - 2НДФЛ в этом ВЦ не котируется. Выписка со счета и все. У меня ее не было (2НДФЛ и справка с места работы не проканали). У Саши была, но не спасло.
Визу нам дали в итоге ровно на даты поездки. Шенген у обоих не первый за год, и тем не менее. Было обидно, так как уже было забронированно два маршрута на ноябрь при условии получения длительной визы. ПРишлось отменит, так как в третий раз за год отдавать 10 тысяч за оформление мы не хотели.
Важно - не отменяйте и не меняйте брони отелей, пока виза на рассмотрении. Отказов из-за таких смен полно.
И да, это миф, что визу в Италию дают легко и на большой срок. Как повезет. Бывает не дают и тем, у кого оплачены билеты, гостиницы и доход высокий. Форум Винского пестрит такими историями.
Выезд и первый день пути
Перед выездом обязательно выспитесь! Не стоит выезжать в 6 утра. Мы спокойно поспали до 7, позавтракали заранее приготовленными вкусностями и в 8 с небольшим двинулись в путь. Все довольны, чувствуют себя хорошо, настроение отличное!
Ночевать лучше после границы Польши и Беларуси. Переходить - как удобнее. Основные пути - либо Варшавский мост прямо на выезде из Бреста, либо Домачево, в 30 км к югу от Бреста. Мы выбрали второй вариант - народу меньше. Кстати, братья - беларусы молодцы,
запилили на сайте отслеживание очередей.
Вы в любом случае приедете в Польшу ночью, смысл торопиться?
Дорога
По России все понятно - М1, ограничения и камеры знаем, все ок.
Беларусь - дорога шик, ограничение 120. Не гоните больше, менты стоят за кустами и иногда подкручивают свои пистолеты и радары. Испортите настроение себе и лишитесь минимум 10 евро. Быстре вы все равно не приедете.
Польша - после границы соблюдаем знаки. Там трасс нет, так что все стандартно. 50 в городе, 80 - за городом.
В Беларуси хороший и дешевый бензин. На каждой заправке (почти) есть возможность самообслуживания. Совет - перед самой границей залейте полный бак. Дальше топливо будет дороже.
Где делать остановки:
1) На истоке реки Москвы. Там разбили небольшой парк. Зато разомнетесь после первого перегон и придете в себя..
2) Перед Смоленском. Перекусите что-нибудь.
3) Под Минском. На заправках Беларусьнефти можно спокойно пообедать без последствий.
4) Граница.
Я обозначила остановки на минимум 20 минут. Это отдых, прогулка, перекус и так далее. В идеале нужно стопориться каждые 250-300 км, иначе водитель начинает залипать и терять сосредоточенность. Вы ж не дальнобои и не привыкли к перегонам на 1000 км. Так что берегите себя.
С туалетами все окей. На территории России на заправках все в порядке, на территории Беларуси по трассе раскиданы места отдыха - беседки, стоянка, туалеты. Чисто, комфортно, бесплатно. Ну и заправки тоже тут как тут.
Граница
Не торопимся и вежливо разговариваем. Осмотр авто беглый, главное соблюдать все правила. Не везите ничего запрещенного. Насторение только испортите. Поляки разговаривают по-польски, но все понятно.
Ночевка
На границе со стороны Польши полно отелей. Мы выбрали
Хотелик Нийджвайдек в городке Радзынь Подлясский. Он недорогой, но очень комфортный и приветливый.
Мы приехали туда в 23-30 по Мск (выехали в 8:30, напомню). По местному времени это было всего лишь 22:30. Хоть городок и маленький, но на улицах полно людей. Однако поесть будет негде (но вам и не будет хотеться). Можете заранее перед границей перекусить на той же заправке в Беларуси.
А заселялись мы в отель так. Мы подъехали к отелю - нас встретили. Уточнили фамилию и направили во внутренний двор. Там небольшой паркинг, а по соседству чей-то курятник или вроде того.
Мы зашли в отель и состоялся примерно такой диалог:
- Добрый вечер, как добрались? - Администратор говорил по-русски хорошо, но с акцентом. Хотя, если бы он говорил и по-польски, мы бы все поняли.
- Спасибо, отлично!
- Ваш номер такой-то, давайте провожу.
- А оплата?
- Какая оплата? Все завтра, завтра. Сегодня вы устали. Вам воду без газа?
Нам всучили полтораху воды, показали номер и наказали спать до победного.
А с утра нам приготовили вот-такой завтрак, предварительно уточнив, что мы хотим:
Мы были приятно удивлены такому радушию. Мы не торопились, спокойно позавтракали и не спеша тронулись в путь. Да, за ночевку в неплохом номере со всеми удобстравми и завтраком мы отдали около 2500р.
Польша
Поляки только начали строить трассы. Пока они присутствуют в большей степени на границе с Германией (основной поток) и ближе к границе с Чехией. Поэтому основной путь у вас будет лежвть через деревни и города. Ехать вы будете медленно, но красиво. Дорога до границы заняла около 8 часов (550 км). Наш путь лежал в Брно через Люблин и Жешув и проездом через Краков и Катовице (бывш. Сталиногурд).
Мы выехали из Пасмурного Радзыня и направились в Люблин. Нам посоветовали ресторанчик около него, мод там завтрак хороший. В тот ресторанчик мы не попали, но нашли не менее классный.
Польша - страна аграрная. Поля-поля и деревни. Последние очень ухоженные, домишки основательные, цветники на загляденье. Поля золотые, сено аккуратно сложено, тишина и покой. Дороги, кстати, тоже ничего, хоть и не трасса.
На дорогах полно заправочных комплексов, на некоторых есть спортивные площадки:
Кому спорт, а кому- любовь:
Мы заехали в одну деревушку выпить кофе и перекусить. К слову, в каждой польской деревне есть отель с рестораном. Спокойно можете заезжать в любой.
Шарлотка по-польски - больше похожа на штрудель:
Главное не перепутать туалеты, потому что дверь на фото ниже не ведет в женский туалет (не ведитесь на привычный треугольник!):
Потому что в женский туалет ведет ДЫРКА:
На этом наша первая Польская часть подходит к концу. Мы вырулили на трассу и поехали в Брно. Пара советов:
- В Чехии трассы платные, перед въездом на территорию страны нужно купить виньетку (такой абонемент). Они бывают разной длительности - просчитайте заранее, на сколько дней она вам нужна с учетом всего путешествия. Штрафы серьезные, лучше возьмите на больший срок, если можете задержаться. Купить можно на любой заправке и оплатить картой.
- В Чехии бензин дороже польского, так что заправьтесь километров за 30-40 до границы. Границы, кстати, как таковой нет (обозначена знаками и сбросом скорости до 90 км/ч.
А мы едем дальше - до встречи в Брно!