Ходил в понедельник на встречу с Мараховским (директор Мортранса). К сожалению 1,5 часа оживленной беседы не хватило мне для охвата всех тем что я планировал, но то что мне надо, я для себя уяснил.
А выяснил я следующее - быть мне конкурентно способным на следующих велосипедных соревнованиях! Так как машины у меня нет, а велосипед есть, дури соответственно так же хватает чтоб зимой ежедневно ездить на континент на велосипеде (не переживайте в этом году буду ездить по мостам, а не по льду)
В очередной раз убедился, что общественный транспорт должен быть только государственный и никак иначе. Но к сожалению мы имеем то что имеем (у некогда государственных паромов, теплоходов и катеров появились собственники), с этим надо смириться и как-то приспосабливаться. Уверен на 99%, что администрация и перевозчик в дальнейшем не смогут адекватно взаимодействовать и работать. Т.е. действовать в интересах пассажиров и города. У каждого свои цели и задачи, мало что имеющие общего с обеспечением морского прибрежного сообщения и его развитием.
В первую очередь стало ясным, что паром Бригадир Ришко встал на прикол! С учетом сегодняшнего трафика нет маршрутов для его наполнения, а так как он наиболее затратен в эксплуатации, то скорее всего в ближайшее время Мортранс от него избавится. Соответственно для зимней эксплуатации остаются полтора малых парома, «Залив Восток» мало того что слабоват по определению и для нашей ледовой обстановки в общем то не годится, так он ещё и нуждается в ряде технических мероприятий на которые естественно пока нет денег. «Уссурийский залив» сейчас находиться в доке и готовиться к зимней навигации, на него собственно говоря вся и надежда. Но что б он смог всю зиму проходить без происшествий необходимо будет как минимум несколько раз прочищать ледовый канал-фарватер каким-нибудь ледоколом или буксиром, и вот с этим я уверен будут серьезные проблемы. Кроме всего прочего на маленьком пароме в пиковые рейсы откровенно мало места. В итоге, скорее всего паром с ситуацией не справится, если конечно не будет аномально теплая зима. А островитяне всю зиму будут ездить по льду через Новик, а далее со студентами штурмовать шатлы. Кстати о шатлах, есть информация, что ВПОПАТ, для которого эти все МАNы и закупили, так же получает более чем значительные дотации из казны - никто не прояснит ситуацию?
Так я вижу ситуацию в ближайшем будущем. Можно ли её избежать? Не знаю. Но можно было бы к этому подготовиться. Например динамично развивая морские перевозки, обновляя флот современными экономичными судами, в замен тех сорокалетних посудин что мы имеем. В 2010 году весной, Пушкарев в прямом эфире обещает в течении трех месяцев купить новые паромы. Естественно не покупает, а потом нагло лжет, что он ничего подобного не говорил. От Мараховского узнал, что он примерно в тоже время пытался приобрести два Норвежских парома трехлетки за 7 млн. евро каждый, естественно денег таких у него не было, а чтоб продать в кредит с него затребовали многолетний контракт в подтверждение своей платежеспособности в последующие годы, который соответственно с ним никто заключать не стал. В итоге из-за хронических конфликтов интересов флот продолжает стареть, дорожать в обслуживании и т.д. и т.п. На фоне этих событий как то уж совсем дико выглядит ситуация с «Георгом Отсом». Напомню, из федерального бюджета, в рамках программы развития Владивостока как центра Тихоокеанского сотрудничества, было выделено краю около 500 млн., на которые и была совершена эта нелепейшая покупка.
Спросил у Мараховского - почему он отказался от двух новеньких катамаранов передаваемых ему в управление. Ответ меня не удивил. Во-первых их надо хранить при температуре не ниже +5 градусов. Соответственно на зиму необходим теплый сухой док, которого нет. Во-вторых - во время ходовых испытаний, при заглушенном одном двигателе, катамаран не смог совершить прямолинейного движения с работающим другим двигателем. В-третьих - у них конструктивно отсутствуют подруливающие винты. Что при условиях нашей навигации, не позволит безопасно совершать маневры. В-четвертых - на тех линиях что он работает практически отсутствуют причалы оборудованные в достаточной степени для швартовки этих катамаранов. В-пятых - у них нет служебных помещений для персонала. По моему этих пяти пунктов достаточно.
Обсудили проблему внутреннего воровства. Лично я её вижу в том, что для таковой создаются все условия, от того она и процветает. А то что она процветает, подтверждает тот факт, что за 2,5 года было уволено 14 контролеров. Для решения этой и ряда других проблем предложил оптимизировать расписание. Во первых уменьшить интервал по возможности до часу в пиковое время (я про Подножное направление говорю), это будет удобней пассажирам и снизит нагрузку на рейсы которые сейчас частенько переполнены, а соответственно находиться достаточное количество желающих сесть на судно мимо кассы. Так же попросил вернуть предварительную продажу билетов, однако с этим есть сложности из-за ограничения количества пассажиров на судне и бюрократическими взаимоотношениями с администрацией города.
Высказал свое недоумение стоимостью провоза автомобиля. Почему например у того же Корытко грузовой автомобиль стоит 320 рублей за тонну, а у датируемого из казны Мортранса аж 700р. На что была попытка объяснить сей факт запланированным согласованным и рассчитанным заранее объемом в денежном эквиваленте автомобильных перевозок… В общем ответ меня не удовлетворил и мне кажется я смог убедить, что стоимость провоза автомобиля должна быть существенно снижена, тем более в условиях сегодняшних реалий. (мост и прочее)
Что касаемо цифр. Не совсем понял как, но каждое направление рассчитано и имеет стоимость одного оборотного рейса - на Подножье 44 тысячи рублей, на Чуркин 1,9, на Попов 90 и т.д. Естественно при таких затратах ни о какой окупаемости не может идти и речи. Соответственно согласно закона и контракта разницу между затратами и выручкой должен компенсировать город. Оставляя 2% на развитие фирмы. Отсюда видимо и вырисовываются все эти миллионы. Очевидно что при эксплуатации разных судов на линии будет и разная себестоимость рейса. Даже если предположить что себестоимость рейса соответствует действительности, то нафига нужны тогда такие суда? Тем более учитывая их степень износа, то думаю от них надо избавляться и покупать новые, современные и экономичные и чем скорее тем лучше.
Но это все измышления больше утопические чем реальные. А на сегодняшний день надо как то управляться с тем что имеем. Предложил сократить время оборотного рейса на Подножье с 2-х часов до 1ч 30мин - 1 час 40мин. Это возможно, так как на Канал заходить не надо, а вместо паромов ходит более быстрый теплоход, и время в пути в один конец сейчас реально занимает 40 минут. Соответственно эти изменения позволят сэкономить на топливе…
Ладно. Долго еще можно рассуждать о глобальной организации морского транспорта, о сложившейся обстановке с Корытко-Мортранс-мэрией, где у каждого своя правда, каждый тянет одеяло на себя и решает личные задачи. Корытко например имея в собственности или аренде вокзалы и причалы естественно свои интересы ставил выше сторонних организаций , Пушкарев решает свои политические задачи, Мортранс личные экономические… Но страдает как не удивительно город и его жители.
Р.S. Удивительную оперативность и гибкость проявил Мортранс. Пока писал пост позвонили и сообщили, что чуть ли не с завтрашнего дня будет разрешена предварительная продажа на нашей линии, но правда лишь до того момента как начнется пора с рыбаками. Кроме этого уточнили предпочтительное время прихода утренних рейсов в город. Прозвучал вариант - первый рейс приходит примерно в пол восьмого, второй в пол девятого. Ну что-ж, отлично!