Многих интересуют технические подробности нашей вчерашней акции протеста, когда напротив Кремля был вывешен огромный баннер «ПУТИН, УХОДИ». Поделюсь некоторыми деталями.
Подготовка мероприятия заняла примерно неделю. Я выбрал точку, которая мне показалась идеальной для такого рода акции. Встретился с моим старым другом - профессиональным альпинистом, который консультировал нас с Машей Гайдар еще в 2007 году, когда мы повисли под Большим Каменным мостом на альпинистском снаряжении с растяжкой «Верните народу выборы, гады!»
В один из дней мы провели рекогносцировку местности: залезли по пожарной лестнице на крышу, осмотрели металлическую конструкцию, на которой предполагался монтаж баннера, сделали фотографии. После чего началась непосредственная подготовка.
В команду вошли проверенные активисты «Солидарности». В команде, которой предстояло работать на крыше, было пять человек, включая меня. Взяли и одну девушку - Настю Рыбаченко. Были некоторые сомнения, хватит ли ей физических сил, но она в итоге выполнила свою задачу не хуже других.
Площадь его составляла 140 квадратных метров: 20 на 7 метров. Пришлось разрезать его на несколько частей, по отдельности печатать фрагменты рисунка, после чего склеивать их все вместе. Впрочем, издалека это было совершенно незаметно. Потом начались тренировки. Мы понимали, что сотрудники ФСО могут отреагировать быстро и времени на крыше будет совсем не много. Поэтому каждому из нас необходимо было довести до автоматизма выполнение своей конкретной задачи по разворачиванию баннера, чтобы во время самой акции это заняло минимум времени.
Работать предстояло в экстремальных условиях на скользкой крыше, поэтому естественно наш альпинист-консультант провел инструктажи по технике безопасности. Каждый член группы получил в снаряжение монтажный пояс со страховкой.
В день проведения акции в нескольких точках дежурили наши скауты. Пожарная лестница на крышу здания располагалась во внутренней части двора, где идут какие-то строительные работы. Там с самого утра дежурил Александр Батурин. Его задачей было отслеживать передвижение полицейских или подозрительных людей в штатском. Мы опасались, что информация о мероприятии может «утечь» и на месте нас будет встречать автобус с омоновцами. Впрочем, подготовка к акции шла в условиях беспрецедентной секретности, о конкретном месте проведения до последнего момента знали даже не все участники группы.
Не уточняли место проведения и журналистам. Им анонсировали «крутую акцию» и собирали немного заранее в одном из кафе на территории ГУМа. Там их встречал Павел Елизаров, задачей которого было вывести фотографов на точку обзора. Он же был спикером акции и разъяснял наши требования. Общую координацию «оперативников» и «тыла» осуществлял Михаил Маглов, который дежурил в нашем мобильном штабе, оборудованном в небольшом фургончике неподалеку от места действий. Связь осуществлялась по рациям.
Получив сигнал от скаута, мы выпрыгнули из штаба на Болотной улице и направились через стройку в сторону пожарной лестницы. Предстояло пройти метров 150 (в том числе мимо полицейского участка), но никто не обратил на нас внимания. Дело в том, что участники акции были одеты в рабочую одежду, желтые спецжилетки и строительные каски. Этот маскарад позволил нам легко смешаться с рабочими и, не привлекая внимания сотрудников ЧОП, вскарабкаться по стремянке на пожарную лестницу. Один из рабочих даже предложил нам помочь подержать стремянку.
Тяжелее всех, конечно, пришлось Максу Неверову. Он тащил в огромном рюкзаке пятнадцати килограммовый баннер. По вертикальной лестнице предстояло пройти примерно 35 метров. Но справился он на отлично.
Забравшись первым, я заблокировал пожарный выход с помощью велосипедного замка. Это была страховка, чтобы выиграть несколько лишних минут в случае оперативной реакции ФСО и полиции. Перед уходом выход был разблокирован.
Когда все оказались на крыше, у меня уже не было сомнений, что все получится. Впрочем, без трудностей не обошлось. Промерзшая треугольная крыша оказалась очень скользкой, и карабкались к щиту мы дольше, чем планировали, и помогали друг другу. Ветер и мороз сильно осложняли работу, но тренировки сделали свое дело. Наши товарищи наверху быстро растянули колбасу баннера. Мы с Алексеем Никитиным заняли позиции на нижних точках. Минут через семь баннер был закреплен наверху, и к нам прилетели веревки с грузиками-карабинами. Нам было необходимо привязать их к металлическим столбам, чтобы баннер растянулся на щите.
Вот тут я пережил несколько неприятных секунд. Как только я схватил веревку, в полотно ударил поток ветра и возник эффект паруса. Меня едва не сбило с ног и в веревку пришлось вцепляться буквально зубами, чтобы удержать полотно, перекинуть веревку через столб и завязать узел. К счастью, все получилось.
Наблюдатель с моста прохрипел в рацию, что баннер смотрится нормально. Мы сожгли пару файеров, после чего началась эвакуация. Опасения, что под лестницей нас уже будет встречать наряд полиции, не оправдались. Мы спокойно спустились и загрузились в поджидавший нас фургон. Успели даже выехать на мост, выйти из машины и оценить итог собственной работы. После чего, наконец, уехали в безопасное место.
Редко бывает так, что во время подобных акций все идет по плану. Обязательно случается какой-нибудь форс-мажор. Но в этот раз все прошло почти идеально. Небо было за нас.
Баннер в общей сложности провисел 1 час 18 минут.
Я предполагал, что демонтаж поручат сотрудникам МЧС, имеющим опыт работы на скользкой крыше в мороз. Но баннер увидел кто-то из полицейских начальников. Опасаясь нагоняя, он не стал дожидаться МЧСников и послал на крышу рядовых сотрудников ОВД «Якиманка». Они работали в обычной служебной форме и без страховки. Счастье, что никто из них не разбился.
Да, кстати. Меня вчера некоторые комментаторы критиковали за то, что я назвал фамилии участников акции. А с какой стати нам скрываться? Мы не террористы и не совершали преступлений. Мы открыто и публично выражали свою гражданскую позицию. Мы ни от кого не прячемся и не скрываем своих имен. Мы делали политическую акцию и несем ответственность за свои слова и действия.
Выдавливайте из себя эту постыдную боязнь, господа комментаторы. В конце концов, одной из целей нашей акции была демонстрация того, что в современной России можно не жить в страхе и говорить власти в лицо то, что вы о ней думаете.
//
Фото: Евгений Фельдман, Павел Елизаров, Митя Алешковский, Николай Данилов.