Млечный Путь

Aug 27, 2014 23:31

Приветствую всех еще не позабывших меня читателей. Жив я еще, и даже снимаю. Только стройка полным ходом, времени совсем нет. Купил взамен "гелиоса" японский Yashinon 50x f/1,7. Вот, испытал.



Итак, это панорамное изображение, сшитое из 60 кадров по 15 в 4 ряда. Реальное же количество отснятых кадров перевалило далеко за 200. На каждый кадр изображения с выдержкой 3 секунды снимался один кадр с той же выдержкой, но с закрытой крышкой объектива, т.н. dark, а так же один кадр с полностью расфокусированным изображением - кадр карты распределения шумов. Чувствительность использовалась 6400 ISO. Кроме того, нижние два ряда склейки были повторно пересняты с выдержкой 20 секунд на чувствительности 1600 ISO. Это делалось исходя из того, что небо существенно поворачивается за время съемки, и если оптимизировать панораму по звездам - ландшафт безбожно размажется. К тому же хотелось получить на нем поменьше шума.
Уже дома снял открытый в фотошопе документ с серой заливкой 128 по всем каналам. Это пригодилось для регулировки баланса белого и выравнивания виньетирования объектива.
Обработка выглядела так: все что снято импортировалось в Лайтрум. По последнему кадру выставлен баланс белого, по нему синхронизированы все остальные кадры, после этого на остальных, кроме "серого" подтянута экспозиция, снижена контрастность ("блеклого" вида не нужно бояться, это требуется для того, чтобы "оторвать" от нулевых значений возможно большую часть гистограммы) и слегка добавлена насыщеность. Все кадры, кроме "серого", конечно, по-новой синхронизируются. Снимки экспортируются в 16-битные TIFF изображения.
А дальше начинается самая геморройная работа, требующая наибольшее количество человеко-часов. Для начала открываем в фотошопе "серый кадр". Выставляем значение 128 по всем каналам ТОЧНО В ЦЕНТРЕ кадра. Для этого пользуемся ТОЛЬКО серой пипеткой и крайними ползунками "уровней". По краям изображение будет темнее. Как добьемся требуемого результата - надо инвертировать изображение, края при этом посветлеют, центр останется неизменным.
А потом на кажрый кадр изображения накладываем с режимом наложения "вычитание" dark, сливаем слои, с тем же режимом накладываем карту распределения шумов (забыл сказать, их надо размыть гауссом примерно на 10-15 пикселей), уже подбирая параметр "непрозрачность", чтобы фон не выбился в абсолютно черный (в моем случае это оказалось 75%), снова сливаем слои и на все накладываем серый кадр уже overley-ем.
Так готовились 60 кадров звездной панорамы. Кадры ландшафта таких плясок с бубном не потребовали, на них накладывался только серый.
Следующим этапом создаются две панорамных склейки, отдельно для неба и ландшафта. Для этого я использовал программу Kolor Autopano Giga. Каким образом с ней бороться я подробно описывал раньше.
И, наконец, полученные панорамы совмещаются в одно изображение стандартными средствами фотошопа.
Итоговая панорама разумеется потребовала доработки напильником. Пришлось убирать штрихи от пролетавших спутников, а их развелось дофига, немного придавливать шумы (а они таки остались, несмотря на все старания, уменьшать размер изображеия с кошмарных 22000х15000 пикс на вменяемые 5500х3667, слегка шарпить ландшафт (звезды нельзя!).
      Update:

Решил поменять текст технического описания, так как слишком бестолково описал процесс. Итак, дубль два.
Что использовалось?
Аппаратная часть: камера Canon 1100D, мануальный объектив Yashinon 50 mm x f/1,7 с адаптером M42-Canon EOS, штатив с самодельной панорамной головкой.
Софт: Adobe Photoshop Lightroom 5.1, Adobe Photoshop 14 CC, Kolor Autopano Giga v 3.6.1.
Процесс съемки: панорама "плиткой" из 4 рядов по 15 кадров, все смежные кадры перекрываются примерно на 25%. Подробно, как это делается, описано здесь: http://yasenev-photo.livejournal.com/2600.html
Снималась панорама в 2 прохода.
Первый проход: делаем кадр (чувствительность 6400 ISO, диафрагма 1,7, выдержка 3 секунды), следом полностью расфокусированный кадр с теми же настройками: для этого, чтобы не сбивать фокус, пришлось ставить перед объективом большую отрицательную линзу -4 дптр и держать ее руками во время экспозиции, благо шевеленки можно не бояться. Это получается карта распределения шумов в кадре, ведь разные участки сенсора шумят неравномерно. Затем делаем dark-кадр - все то же самое, только с закрытой крышкой. Это - карта горячих пикселей и собственного шума матрицы в отсутствие сигнала. Потом поворачиваем камеру на заданный угол и повторяем все 3 кадра. И так 60 раз.
Второй проход: возвращаем камеру в исходное положение и снимаем заново нижние 2 ряда, в которые попадает ландшафт. Уже с ISO 1600 и выдержкой 20 секунд. Диафрагму прикрываем до 2,8.Фокусируемся несколько дальше гиперфокалки. Никаких дополнительных кадров уже не делаем. Дело в том, что за немалое время съемки небо со звездами успевает существенно повернуться. И когда мы соберем панораму и оптимизируем ее по звездам, земля будет конкретно смазана. Поэтому ее и приходится снимать отдельно и впоследствии вклеивать вторым слоем.
Придя домой, делаем крайний и очень существенный кадр. Ставим камеру на штативе непосредственно перед монитором, объектив оставляем сфокусированным на бесконечность и с открытой диафрагмой. Создаем в фотошопе новый документ с заливкой серым цветом. По всем каналам RGB должно быть одинаковое значение. Включаем в камере отображение гистограммы, чувствительность ставим минимальную, и подбираем выдержку, чтобы гистограмма имела пик (он будет довольно острым) около середины. Так и снимаем.
ВАЖНО! Пофиг, какие стоят в камере настройки баланса белого. Но ни в коем случае они не должны быть "авто". И ни в коем случае их нельзя менять на протяжении всей съемки.
Полученный кадр даст нам одновременно "серую карту" для установки баланса белого всей панорамы и карту виньетирования объектива.
Постобработка: импортируем все фото в лайтрум. На всех, кроме "серой карты" увеличиваем экспозицию, снижаем контраст. Это - чтобы "оторвать" максимум деталей от черного края гистограммы. Слегка добавляем насыщеность. ШУМЫ И РЕЗКОСТЬ НЕ ТРОГАЕМ! На снимках получается невнятная блеклая каша. Ничего страшного! Синхронизируем настройки. Потом выделяем уже все кадры, вместе с серым, на нем пипеткой выставляем баланс белого, и синхронизируем настройки заново. Все, что получилось, экспортируем в 16-битный TIFF формат.
Дальше - самое интересное. Запускаем фотошоп. Сначала из каждого кадра со звездами вычитаем соответствующий dark. Для этого накладываем его вторым слоем с режимом "вычитание". На то, что получится, опять с вычитанием точно так же накладываем карту распределения шумов.Ее нужно размыть по Гауссу со значением 10-15 пикселей. Только здесь, чтобы не выбить фон в абсолютно черный, выставляем параметр "непрозрачность" для слоя около 75. Снова объединяем слои. И напоследок накладываем "серый" кадр в режиме overley (перекрытие). Его предварительно нужно подтянуть уровнями с тем, чтобы в центре значения RGB были строго все по 128. Края будут чуть темнее. Потом инвертируем цвета, при этом центр не меняется, края светлеют. Наложив этот слой мы надежно и математически точно компенсируем виньетирование объектива.
Может я дурак, пытался записать action для всех этих выкрутасов, но почему-то не срослось. пришлось делать все ручками, покадрово. Адская работа!
Для кадров с ландшафтом это все не нужно. Только виньетирование убираем.
Затем помещаем 2 группы кадров в Autopano, и собираем 2 панорамы. Процесс подробно описан здесь: http://yasenev-photo.livejournal.com/3357.html .
Потом открываем обе склейки снова в фотошопе. На "ландшафтной" отделяем землю от неба, благо оно передержано и слегка смазано. делаем копию самого контрастного канала, уровнями добиваемся, чтобы небо полностью выбелилось, а земля зачернилась. чтобы не мешал шум, копию канала предварительно размываем на пару пикселей. Дорабатываем черными/белыми кисточками, создаем выделение из канала, его самого удаляем. редактируем выдаление функцией "умный радиус" в окне "уточнить край". Инвертируем, чтобы выделилась земля, копируем ее и вставляем в панораму с небом.
Результат окончательно шлифуется и уменьшается (бикубик, плавные градиенты) до приемлемых размеров. Давится оставшийся шум, слой с землей слегка шарпится. Да, если у кого windows 32бита, как у меня, то памяти для обработки тяжелых файлов будет не хватать. Видит-то она не больше 4 Гб, реально около 3,7, под приложения отдает половину того, остальное резервирует под свои никому не нужные службы. В результате для работы остается примерно 1700 Мб. Мало, блин! Ну ничего. Запускаем от имени админа командную строку, набираем абракадабру: bcdedit/set increaseuserva 3100 , где число - сколько Мб мы оттяпаем себе. Больше указанного не стоит, винда может забастовать.
      Проверяем на том же ФШ: Если до этого у меня в настройках производительности было 1600 Мб доступной памяти, то после - 2650! И забегал явно шустрее!, И вылетать перестал с нехваткой RAMИ напоследок хочу спросить мнение прочитавших: является ли ВОТ ЭТО фотографией как таковой? Или это все-таки что-то из области компьютерной графики?

фотошоп, аппаратура, обработка фото, звезды, панорамная съемка

Previous post Next post
Up