Сидим, кушаем. Племянник вместе с нами. Бабушка ему задвигает, мол, бери пример с дяди, смотри как он ест... Доедаю суп, слегка наклоняю тарелку, чтобы черпануть ложкой со дна и слышу рёв Никиты.
В общем, он повторил за мной. Но супа в тарелке было ещё много. Половина теперь на нём. Суп еле тёплый, разумеется. Племяш ревёт, как белуга. Далее такой диалог:
- Никита, ну не плачь. Сейчас бабушка тебя вытрет, - берёт полотенце, вытирает, - и ты будешь кушать дальше, да?
Никита замолкает, осматривает критическим взглядом тарелку, бабушку, меня, деда и заявляет:
- Буду плякать!
Автомобиль
Со словом "асина" я как-то целую прогулку боролся. Гуляем с ним, он катается на руках и, как все дети, камментит всё, что увидит:
- Асина... Асина... Дева... Асина...
- Никита, - я не выдерживаю, - не "асина", а "машина". Скажи!
- Уа-си-на, - старательно произносит Никита. Результат не впечатляет.
- Нет, не так. Вот смотри: "ма-ши-на", - выговариваю по слогам, преувеличенно кривя губы, - Скажи ты!
- Асина? - племянник потеряно смотрит на меня.
Ну, думаю, так дело не пойдёт. Если слово не лезет одним куском, думаю, значит надо его разделить, и пройтись по частям.
- Никита, повторяй за мной: "ма"!
- МАМА! - это слово мы конечно же знаем.
- Нет-нет! Не так. Скажи: "МА".
- МА!
- Теперь скажи: "ШИ"!
- СИ! - сойдёт и так, думаю.
- А теперь скажи: "НА"!
- НА!
- А теперь скажи: "МА", "ШИ", "НА"!
- АСИНА!!! - радостно орёт Никита на проезжающий мимо автомобиль...
Чёрный человек
Сидим вечером в детской. Я на полу, Никита на мне. Внимательно меня изучает, затем выдаёт:
- Госы титивек!
- "Госы"? Что такое "госы"? - слово мне незнакомо ещё.
- ГО-СЫ, - "членораздельно", как для тупого, повторяет ребёнок.
- Какой-такой "госы"???
- Ну госы. Где баба? - Никита отчаявшись втолковать мне мысль сам, требует переводчика. На глазах появляются слёзы. От обиды, видимо.
- Давай попробуем сами разобраться, а, Никита?
- Давай.
- Голый человек? Страшный человек? - я перечисляю варианты, Никита отрицательно вертит головой.
- Сёны! Сёны титивек!
- Аааа! - хлопаю себя по лбу, - Чёрный человек?
_ ДА!
- Где? - спрашиваю.
- Там, - показывает пальцем в сторону кухни.
- На кухне???? - на кухне никого нет.
- Фонтан! - это слово Никита произносит чётко. Он любит фонтаны, плюс, недавно они с мамой и бабушкой ходили смотреть на новые фонтаны в городе. Пазл начинает складываться. Представляю себе негра у фонтана. Ребёнок их не видел ещё, видимо запомнилась картина.
- И что он там делал?
- Сюку пымал! - ну, это понятно и легко. Переводится так: "Щуку поймал".
Через некоторое время, приходит бабушка. Я интересуюсь, много ли негров было у фонтана. Она не понимает, о чём я. Пересказываю диалог с Никитой. Бабушка смеётся.
- Это, - говорит, - фонтан такой старый! Мальчик с рыбой. В Цветнике. Помнишь?
Никита поддакивает:
- Госы титивек!
Грязный, стало быть, человек. Вот такой: