Пара-тройка дней перерыва превратилась в пару-тройку недель. Не подумайте, что я ушёл в запой, просто у меня много других дел, которые гораздо больше отвлекают моё внимание, и довольно сложно переключиться обратно. Надеюсь, что в предыдущих постах сумел заинтриговать читателей и дать пищу для размышления на тему фашистского следа в истории "Большого террора". Ну а сейчас немного охлажу горячие головы, которые бездумно решили делать выводы на основании приведённой ранее информации.
Да, "Винета" была серьёзным инструментом пропаганды фашистской Германии на оккупированные территории. Но этот инструмент был не единственным. Вермахт имел собственный отдел пропаганды, в состав которого входили пропагандисткие роты (Propagandakompanie), в чьи обязанности входили как пропаганда на собственное население и войска, так и "пропаганда на врага" . А ещё вопросами печатной пропаганды в зоне гражданского управления официально ведало Имперское министерство оккупированных восточных территорий (Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete) под руководством рейхсляйтера Альфреда Розенберга. Судя по той информации, которую мне удалось изучить, сотрудничество и в некоторой степени координация между министерствами происходили, однако это дело ограничивалось только общим "темником" -- были вопросы, которых стоило избегать, были моменты которые необходимо продвигать. Главными из этих моментов являлись темы, как похорошела/похорошеет земля Русская после освобождения от "жидо-большевиков", ну конечно же успехи немецко армии. Естественно все печатные материалы на оккупированных территориях подвергались цензуре, но по большей части их содержание определялось авторами статей и редакторами газет. По этим причинам в разных выпусках одной и той же газеты могли присутствовать взаимоисключающие вещи, и говорить о какой-то стройной версии сталинских репрессий, придуманной немцами, нельзя. Вот, хотя бы пример из издававшегося в Берлине "Нового слова" (№ 5 (387) 18 января 1942 г.):
Для особо ленивого читателя выделю основное:
Т.е., в январе 1942 г. редакция берлинского "нового слова" ещё не была в курсе, что сотрудники НКВД массово расстреливали в подвалах всех, кто к ним попадал, а потом сжигали тела в печках, о чём писали 27 декабря 1942 г. (№ 103 (485)):
И оба этих свидетельства были получены при осмотре помещений НКВД. И оба этих свидетельства были опубликованы в одной и той же берлинской газете. А что говорить о газетах на оккупированных территориях? Добавлю, что газетной бумаги было маловато (тогда для немцев очень много чего было дефицитом), поэтому на оккупированных территориях тиражи были довольно малы (от 1 до 15 тыс. экз.), но разнообразных периодических изданий на "восточных территориях" с 1941 по 1944 гг. насчитывается около 300. Редакторам газет и авторам статей платили мало, зато у них была бронь от поездки на трудовую повинность в Германию, что не могло не вдохновлять. К слову сказать, и сами сотрудники по своей квалификации могли сильно отличаться. Например, в Пскове редакция коллаборационисткого издания "Псковский вестник" состояла из бывших сотрудников газеты "Псковский колхозник". А редактором газеты "Новый путь", издававшейся в Бобруйске, был добровольно сдавшийся в плен в 1941 г. советский офицер Голубовский М.С., который до войны работал в редакции московский "Известий", но почему-то на новом месте работы стеснялся озвучивать свою фамилию и был запечатлён для потомков так:
Где-то редакторами газет выступали бывшие политработки, например кавалер ордена Трудового Красного Знамени бригадный комиссар Жиленков Г.Н. Ну а где-то тупо использовали учителей средней школы или преподавателей ВУЗов, главное, чтобы грамотой владели, ага.
Если кто-то из читателей, склонных к поисковой работе на просторах интернета, задастся целью изучить оккупационную прессу на предмет упоминания там сталинских репрессий, и хоть как-то классифицирует её, то это будет очень интересно, но вряд ли мы что-то увидим неожиданное. Разве что, полная синхронность и общие моменты в освещении двух тем: "Винницы" и "Катыни" (сюда можно было бы добавить ещё страдания латышей, но они не входят в тематику "Большого террора") -- тут Имперское Министерство народного просвещения и пропаганды вместе со "смежниками" постаралось на славу.
Уже полночь, закругляюсь с этим постом и начинаю печатать следующий.