Тройки ПП ОГПУ

Jan 27, 2024 20:09

Как следует из заголовка, сегодняшний пост будет посвящён "тройкам ПП ОГПУ". Возможно, кому-то из моих немногочисленных, но заинтересованных темой "Большого террора", читателей не терпится перейти к теме "троек" НКВД, но пока мы будем двигаться в хронологическом порядке. И хронология безжалостно заставляет нас обратить внимание на деятельность объединённого государственного политического управления при Совете Народных Комиссаров СССР. Об истории создания этого органа и его реорганизации я рассказывать не буду, единственное уточню, что во вчерашнем посте допустил непростительную для себя ошибку, написав, что НКВД было создано в 1934 году -- имелось в виду конкретно НКВД СССР, в состав которого и вошло это самое ОГПУ.

Среди внесудебных органов, творивших массовое сокращение населения СССР, которые описаны в современной литературе, иногда можно наткнуться на судебную коллегию ОГПУ и некие "тройки ПП ОГПУ" (ПП ОГПУ -- полномочное представительство (или полномочный представитель) объединённого государственного политического управления).

К судебной коллегии ОГПУ особых вопрос нет, её существование не скрывалось и она действительно была органом внесудебным. Именно так об этом писал Вышинский в учебнике для правовых вузов "Курс уголовного процесса" (Вышинский, А. Я. Курс уголовного процесса: Учебник для правовых вузов. Том I: Судоустройство / А. Я. Вышинский, В. С. Ундревич. - М: Советское законодательство, 1934. - 432 с.). В отличие от суда, в ОГПУ был не процессуальный порядок рассмотрения дела, а оперативный. Это означало, что решение принималось не только без участия защиты и свидетелей, но и без самого обвиняемого. Однако в данном случае понятие "внесудебный" не стоит путать со словом "беспредел". Объединённое государственное политическое управление с момента его учреждения было под надзором прокурора Верховного Суда СССР, а с июня 1933 г., когда прокуратуру выделили в отдельный орган -- под надзором прокуратуры СССР. Передача дел на рассмотрение в органы ОГПУ осуществлялась определённым в законе порядком согласно специальным постановлениям ЦИК СССР. И если суд рассматривали как орган, задачей которого было принудительно-воспитательное воздействие на граждан, то ОГПУ -- в качестве карательного инструмента, направленного на борьбу с контрреволюцией.

При этом далеко не все дела по контрреволюционным статьям рассматривала коллегия ОГПУ, многие из них после завершения следствия отправляли в суды, что подтверждается следующим разъяснением Верховного суда РСФСР:

О порядке хранения дел политического и шпионского характера.

Циркуляр Верхтриба за № 136 1932 г. о порядке хранения дел политического и шпионского характера подтвержден циркуляром ВС от 11/XII 1923 г. Между тем, по сообщению ОГПУ, некоторые суды не выполняют требования указанных циркуляров и не возвращают обратно ОГПУ этих дел после судебного рассмотрения.

В виду того, что невыполнение установленного порядка лишает органы ОГПУ возможности вести учет осужденных по этим делам, предлагается немедленно вернуть в органы ОГПУ следственные производства по рассмотренным делам о шпионских и политических преступлениях, полученные судом из органов ОГПУ, и в дальнейшем следственные производства по этим делам возвращать для хранения в органы ОГПУ в течение 48 часов после вступления приговора в силу вместе с копиями приговоров. (Цирк. от 31/VIII 1925 г.) (Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. - 3-е изд. - М: Советское законодательство, 1932. - 376 с.).

Не будем углубляться в детали и выступать в роли адвокатов, объясняя целесообразность существования этой судебной коллегии, тем более в ОГПУ
адвокаты тоже не были предусмотрены. Достаточно лишь признать, что да, судебная коллегия ОГПУ была в реальности, и да, она действительно считалась внесудебным органом, созданном для подавления классовых врагов в период становления СССР. И хотя в эмигрантских кругах где-нибудь в САСШ или Франции ещё долго будут с придыханием вспоминать о "Гепеу", наводившем на них когда-то страх, останавливаться на деятельности судебной коллегии ОГПУ не имеет особого смысла, так как она прекратила существование вместе с самим ОГПУ в 1934 г., а согласно современным историческим воззрениям стахановское движение в области политических репрессий началось лишь спустя три года после этого.

А вот про "тройки ПП ОГПУ", которые нередко фигурируют в неполживых документах, как инструмент репрессий до 1934 г., информации крайне мало. На каком основании они были организованы? Зачем они были нужны, если для бессудных расстрелов и так существовала отдельная коллегия? Кто ищет, то всегда (нет, не всегда, но в данном случае -- получилось) найдёт, поиск в источниках 30-х годов подтвердил, что "тройки ПП ОГПУ" действительно существовали, но их функции несколько отличались от приписываемых им. В качестве подтверждения приведу выдержку из приказа (циркуляра) Прокурора СССР № 571 от 17 сентября 1936 г., где Вышинский описывал перипетии по делу заведующего орсом Прокуратова:

Несмотря на ясность дела, оно было в связи с жалобами Прокуратова на необъективность следствия изъято из производства райотделения ГПУ и передано в Тамбовский оперсектор ОГПУ, где дело было проверено с участием прокурора и направлено для рассмотрения в тройку ПП ОГПУ.

4 апреля 1933 г. дело было передано в областную прокуратуру для направления в суд. Но здесь было решено вновь доследовать дело, и оно с апреля 1933 г. по 16 декабря 1935 г., т. е. в течение 2 лет 8 месяцев пересылалось из областной прокуратуры в районную прокуратуру. Оттуда в областной суд, областную прокуратуру, прокурору оперативного сектора ОГПУ, опять в районную прокуратуру, затем в народный суд, но фактически никакого доследования произведено не было. (О деле Прокуратова: № 571 от 17 сентября 1936 г. // Социалистическая законность. - 1936. - 11 (ноябрь). - С. 92-93.)

Как видно из этого отрывка, рассмотрение дела в "тройке ПП ОГПУ" являлось лишь одним из этапов перед направлением его в суд, а вовсе не внесудебным судилищем. Более подробная информация о функциях этой "тройки", как это ни удивительно, приведена в разъяснениях Прокуратуры СССР и КГБ СССР "О внесудебных органах", опубликованных в 1989 г. в журнале "Известия ЦК КПСС" (да-да, я сам был шокирован, что мои предположения были подтверждены этим источником):

...циркулярами ОГПУ от 29 октября 1929 г. и от 8 апреля 1931 г. в центральном аппарате были образованы "тройки" для предварительного рассмотрения законченных следственных дел и последующего их доклада на судебных заседаниях коллегии или Особого совещания. (О внесудебных органах // Известия ЦК КПСС. - 1989. - 10 (октябрь). - С. 80-82.)

Получается, что все репрессивные функции "тройки ПП ОГПУ" сводились исключительно к предварительному рассмотрению дел, то есть подготовке их к судебному заседанию, что явно следует и из приведённого выше отрывка по делу Прокуратова. Таким образом, подобная "тройка" имела возможность лишь прекратить дело, не найдя убедительных доказательств для передачи его в суд, но никак не могла самостоятельно вынести приговор.

Продолжим завтра?

ОГПУ, СССР, Большой террор

Previous post Next post
Up