#ярекомендую книги

Mar 14, 2024 20:01

Раз уж в ЖЖ идет флешмоб #ярекомендую, то решил поучаствовать:). Ничего лишнего не придумывал, просто поднял свои записи за последние годы и сделал выборку тех книг, которые мне наиболее понравились. И которые рекомендую:).

Начнем с фантастики и фэнтази.
Рэй Бредбери - Сумеречные лужайки. Также встречается название “Гольф по ночам”. Такое произведение, наверное, невозможно написать в молодости. Тут требуется опыт жизни, семейной жизни, как своей, так и наблюдений над друзьями, знакомыми, родственниками. Когда поначалу вроде бы счастливая жизнь постепенно приходит к тому, что люди по сути становятся друг другу чужими. Такое бывает уже и через год, иногда даже нет необходимости жить вместе 20-30 лет. Но люди все равно живут, вначале оправдывая это детьми, как будто дети этого не видят, потом привычкой, а потом и просто ленью. И вот к закату своих дней такие одинокие семейные люди выходят на сумеречные лужайки. Причем лужайкой может быть что угодно, например, старый гараж, в котором давно нет машины, но человек туда ходит каждые выходные…


Тэд Чан - История твоей жизни. Отлично. Я редко ставлю высший балл, но тут тот самый случай. На Землю прилетели пришельцы. Ну, не совсем прилетели, сами остались на орбите, но на поверхности планеты появились “зеркала”, через которые можно с ними общаться. Но как общаться, если мы не знаем языка друг друга? И как это делать, когда мы понимаем, что у нас принципиально разные подходы к построению письменности? Человеческий разум способен понять и инопланетную логику, но эта логика начинает в свою очередь менять и образ мыслей человека. Отличный пример твердой научной фантастики, да еще и с заходом в область лингвистики.

Анна Старобинец - Живущий. Антиутопия. Этакая смесь “1984” и “О новый дивный мир”. Причем от Оруэлла тут явно больше. Не такое уж далекое будущее, человечество зафиксировано на числе 3 млрд. человек, ведется активный контроль за продолжительностью жизни (чтобы лишнего не жили. Идеально - 40 лет), за рождаемостью, воспитанием детей в интернатах и прочая-прочая. Нарушителей - изолируют и “перевоспитывают”. Активно используется виртуальная реальность, для чего людям вживляют чип. Но есть и властная верхушка, которая, само собой, положила на все эти правила. Ведь она самая эти правила и придумывает. Но и тут не все просто, взаимоотношения пауков в банке стары как мир. У каждого человека есть свой идентификационный код, и как только один умирает, его присваивают рождающемуся. Ибо число людей неизменно… Но рождается человек, у которого нет инкода - Зиро. Что он несет обществу? Тут просматриваются определённые параллели с Христом. В целом, многие идеи и мысли уже неоднократно описывались в других антиутопиях, но есть и оригинальные, плюс читается довольно легко, несмотря на общую мрачную атмосферу. Смерти нет.

Роберт Вегнер - Сказания Меекханского пограничья и его продолжения. Открыл для себя нового автора, и тот сразу занял достойное место в рейтинге. Вначале автор показался мне похожим на Аберкромби - и суровым мужским стилем написания, и натуралистичностью сражений, но со второго-третьего рассказа стало понятно, что нет, у него есть свои отличия. Герои Вегнера все же менее циничны, и для них верность и самоотверженность не пустые слова. Чувствуется, что прототипом меекханцев были римляне. Тут вам и империя, и структура войска, и включение местных религиозных культов в свой пантеон, и даже хорошие качественные дороги, как ни смешно Восток - степь, полуофициальные пограничные отряды типа казаков, местные народности, как лояльные империи, так и нет, магические секты, просто бандиты. В общем, классический последний фронтир. Запад - другое дело, это торговый город-государство. Но и тут без религиозных культов не обходится. В целом хорошо, очень хорошо. Каждая из частей непохожа друг на друга, иногда даже кажется, что писали разные авторы, но при этом они не кажутся разнородными, и на удивление органически едины.

Лю Цисинь - Задача трех тел. Темный лес. Вечная жизнь Смерти. Довольно интересная трилогия китайского автора. Обращает на себя интервал планирования - вначале это 300 лет, а потом все и вовсе растягивается на десятки миллионов. Это очень по-китайски, там умеют думать стратегически. В середине XX века были все более распространены идеи внеземных контактов, часто инопланетяне были в общем-то неплохими ребятами (вспомним того же Саймака). Бывали и нехорошие товарищи в духе Войны миров, но все равно был какой-то контакт. Здесь же все по-другому - сиди не высовывайся, иначе тебя уничтожат просто проходя мимо. Никто не будет с тобой даже пытаться контактировать. Смахнут как комара. Трилогия довольно объемна, но читается легко

Джо Аберкромби - Полкороля, Полмира, Полвойны. Трилогия Аберкромби традиционно хороша - жесткая, натуралистичная. Трансформация главного героя от наивного мальчика до циничного политика логична. А какой у него был выбор? Или умереть, или научиться манипулировать человеческими жизнями. Идея, что “цель оправдывает средства” показана во всей красе. Хотя временами прослеживаются и романтические линии. Ну, все как в реальной жизни.

Святослав Логинов - Свет в окошке. Все мы по-разному представляем себе загробный мир (а кто-то и вовсе считает, что его нет). Автор предлагает еще одну концепцию. Довольно интересную. В ее основе лежит в общем-то банальная идея: человек жив, пока его помнят. Вот так вот, именно в буквальном смысле. Вы подумали о человеке - а ему на том свете денежка перепала. А деньги - они основа всего, даже на том свете. Но вот умерли родные, и некому вспоминать. Значит пришел ваш срок и на том свете. А впереди только полное небытие, полный нихиль. Пока вы живы - вспоминайте тех, кто уже ушел.

Клиффорд Саймак - Место смерти. Такой маленький и такой прекрасный рассказ. Как изменилась бы жизнь, если бы мы знали что произойдет в будущем. Совсем в недалеком, например, завтра. Исчезнет профессиональный спорт - все знают результат еще до начала соревнований, исчезнет война и преступления. Исчезнут и сюрпризы, приятные и нет. И каждый будет знать день своей смерти до того, как она наступит. Хотели бы вы такое будущее? Ведь тогда у вас будет время встретиться со всеми, кого вы любите, доделать что-то, на что не надо много времени, но на что именно из-за этого и никогда не доходили руки, будет время принять факт неизбежной смерти. Ибо неожиданная смерть страшна. Вот ты уходишь на работу, у тебя планы на вечер, на выходные, на отпуск … и больше никогда не возвращаешься. А пока мы не знаем дня своей смерти - старайтесь говорить вашим близким, что вы их любите как можно чаще.

Вторая часть флешмоба #ярекомендую. На сей раз художественная литература не из категории Фантастика и фэнтази. Зато в остальном полное разнообразие - как современные авторы, так и классические, как историческая литература, так и приключенческая и философская и всякая разная.

Евгений Водолазкин - Лавр. Давно с таким удовольствием не читал книгу. Даже не могу сказать, чем именно так привлекает книга - стилем изложения, когда герои от старославянского очень естественно переходят на манеру изложения выпускников ВУЗА XX века, и обратно. Или самой историей жизни главного героя, его трансформации от деревенского лекаря через блаженного до святого. И хотя автор совершенно не позиционирует произведение как исторический роман, ты проникаешься всей этой атмосферой средневекового Белозерска и Пскова, Иерусалима и глухой деревни. Одна из лучших прочитанных за последнее время книг.

Алексей Иванов - Тобол. Много званых и Мало избранных. Монументальный труд Иванова по истории Сибири. Периодически можно потеряться в хитросплетении имен и родственных отношений, особенно когда речь заходит про джунгар, калмыков и прочих степняков. Произведение толстенное, но чувства скуки не вызывает, прочитал с удовольствием. Ну, и в целом мне нравится, как Иванов про исторические события пишет, еще со времен Золота Пармы.

Джон Ирвинг - Правила дома сидра. Достойно. Первая половина XX века, провинциальная Новая Англия, сиротский приют, сами сироты, доктор, чередующий роды с абортами, любовный треугольник, яблоневые сады, жизнь, смерть… Для тех, кто любит длинные саги, написанные хорошим языком. Но, надо отметить, в книге довольно много натуралистических описаний родов, абортов, секса. Но при этом это ни разу не чернуха, это не смакуется. Просто оно и понятно, что раз речь про сиротский приют, то куда без этого. Из песни слов не выкинешь. По книге фильм сняли, но он мне меньше книги понравился.

Филипп Майер - Сын. Глобальный эпос о жизни трех поколений техасцев. Часто пишут, про американцев, хотя герои книги всегда себя противопоставляли остальным жителям Штатов. Честная, суровая книга. Хорошо показывает и объясняет менталитет американцев. Никакого тебе патернализма, никакого ожидания помощи от государства. Все сами, начиная с времен войны с индейцами. Никакого обеления ни индейцев, ни техасцев. Они друг друга стоили. Закат семьи логичен и предсказуем. Наиболее интересно было почитать про привычки индейцев. От кулинарных, до сексуальных☺.

Роберт Маккаммон - Голос ночной птицы. Наконец то рекомендация Фантлаба попала в точку!:) Увлекательнейший исторический детектив про американскую глушь конца XVII века. Есть определенные отсылки к истории про салемских ведьм, что закономерно, ведь и в данном романе речь про ведьму. Или точнее про ту женщину, которую решили сделать ведьмой. Характеры персонажей, описание города, обстановки - все отлично, не к чему придраться. Да, главный герой излишне идеален, но почему бы и нет?:)

Андрей Валентинов - Флегетон. Не так то много у нас исторических романов, посвященных Гражданской войне, написанных со стороны белых. Флегетон посвящен последнему этапу Белого движения - обороне Крыма. Стилистически это записки штабс-капитана Сорокинского полка, который пишет их находясь в Галлиополи, вскоре после эвакуации войск Врангеля. Очень мне напомнило реальные дневники поручика Мамонтова "Походы и кони". Как мне кажется, Валентинову удивительно хорошо удалось передать атмосферу и настроение офицеров последней армии исчезающей России. Только представьте себе, что они должны были чувствовать, догадываясь, что до конца остаются считанные месяцы, имея в глубоком тылу у большевиков родителей, жен и детей, похоронив большую часть тех, с кем начинали еще в конце 1917г. Они исполнили свой долг до конца. "Плещут волны Флегетона, Своды тартара дрожат…”

Аркадий Аверченко - Драма на море. Едкая сатира на первые годы советской власти с их любовью к всевозможным заседаниям и игрой в демократию. При прочтении рассказа мне постоянно приходила в голову незабвенная цитата от профессора Преображенского: ”Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.“.

#ярекомендую, литература

Previous post Next post
Up