Словосочетание "современное искусство" с недавних пор перестало сокращать на моем лице мышцы, ответственные за ироничную улыбку.
Если послушать лекции, оказывается, его можно понять. Его можно хотеть распробовать.
И найти не просто эпатаж, хайп и протест, а иногда предельно четкий документ человеческих переживаний.
Да, оно чернушно, порнушно, тревожно, грязно и насмешливо. Чаще всего этим мы и наполнены.
Если человека ввести в хороший транс и дать возможность рассказать о том, что там наросло на стенках сердечно-сосудистой системы..., ох, вы удивитесь, какие далеко не ромашки посыпятся изнутри :)
Целью визита в Хельсинки был Музей современного искусства Kiasma. Проверить, почувствую ли сама ЧТО-ТО находясь у инсталляций. Без мудрого лектора, который все разложит по полочкам.
По случайности самые сильные работы не сняты.
Это были видео сборки и кукольно-компьютерные композиции, которые шевелились, пугали, издевались и предлагали meditation.
А кому интересно слегка оглядеться в теме, вход под кат бесплатный, как кстати и посещение музея в первую пятницу месяца.
Проверила, подтверждаю! :)
Итак. Тест 1.
Проверь себя.
Вот стоишь ты. Перед тобой моток веревок на стене.
Что ты чувствуешь?
Остановись, поиграй мыслями, прислушайся к желудку.
Первое, что во мне вызвала композиция - угроза, опасность.
А потом прилетел суровый взгляд Путина. Узнаваемый разрез близко посаженных глаз.
Решаю, что художник разделяет мнение оппозиционного народа о кровавом диктаторе. Пошла читать табличку, и...
Даже немного обидно... опять одиночество, опять желание убежать? Я вижу тут более сформулированную фразу и однозначный тык пальцем в конкретность.
А потом решаю, что это своеобразный тест Роршаха и успокаиваюсь. Ну для меня это "Путин", а для кого-то "Одиночество".
Интересно, кто из читателей что в ней увидел?
Немножко сбрасываем градус черно-красных всполохов белой обстановкой.
Здание музея находится в самом центре города и имеет 5 этажей. Но устроено не так прямолинейно. Оно само - первый объект. Все в нем располагает к чистому восприятию.
Поднимаясь до самой крыши не находишь пятого этажа. Спрятался. Его нужно нащупать. Открыть. Заинтересоваться его поиском. Тогда пожалуйста. Проходите конечно.
Залы просторны, имеют неправильную форму и вмещают в себя 1-2-3 арт-объекта.
Первой к нам выплыла лодка из пустых алюминиевых банок пива.
Нейроны сразу бросились на поиски смысла.
Так-так-так... возможно, это иллюстрация тихого пивного алкоголизма? Возможно, какой-то мужик художник собирал выпитые им за год банки, сотворил из них лодку и показывает наглядно, из чего состоит его год?
Одно верно - это действительно лодка.
Она плавала. А банки для проекта помогали собирать не относящиеся к искусству люди. Помню что-то про страны Балтии, про традиции, и опять все немного размазано.
Рядом кто-то из художников иронично отразил восприятие типичного зрителя на такие перформансы.
Но долго грустить не пришлось, в следующем зале ждал посланник с неведомых планет.
И его друзья. Впечатление, надо сказать, бурное. Необъяснимое.
Пояснительная записка:
"Парашютист в инсталляции как будто упал на землю из альтернативной реальности. Две собаки, склонившиеся над ним, отражаются в пруду, сделанном из дисков и зеркала. Лемсалу обращается с непростыми темами с юмором и иронией. По словам художницы эта работа связана с библейской легендой о Данииле в пещере львов, а также со смертью Дэвида Боуи: узорчатый костюм парашютиста мог вполне быть частью гардероба Зигги Стардаста, альтер эго Боуи."
Что к этому добавить? Слава пояснительным табличкам! :)
Минуту внимания!
Включите пожалуйста эту композицию, прежде чем продолжить чтение.
Секунды с 30-й
Click to view
Сильное впечатление оставил объект "Follow me" Дарьи Мельниковой.
Не догадалась снять на видео. Но есть надежда, что если под музыку глядеть на три следующие фотографии, что-то да пробьется через экраны.
Итак...
Заходишь в большой, пустой, затемненный зал.
Ненавязчиво играет музыка, отскакивая эхом от стен.
Алтарь.
Подходишь ближе.
Ощущения райские.
Совершенная красота.
С планшета смотрит девушка. Прямо на тебя. Ее волосы слегка развиваются.
Она приковывает все внимание.
Всматриваешься в детали:
Хлеб.
Свечи.
Пальмовые ветви.
Цепочки, обвивающие алтарь со словами Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Мир.
Все это очень хорошо работает.
Атмосферная работа. До благоговейных мурашек на коже.
И мне очень нравится, что главная героиня такая.... неземная, простая, чистая.
Если бы выбрали кого-то из топа инстаграма, был бы уже сатанинский культ.
Отвлекающий момент. Сбрасываем с сетчатки Деву и смотрим на пестрый мопед! :)
Дальше пошел милый китч от Грейсона Перри, но там 18+, поэтому общий план части выставки с сайта музея.
Общие тенденции современного искусства - непричесанный материал. Все такое на вид пыльное, ржавое, мятое, с ворсинками - как сама жизнь.
Вот ребята сняли кусок жести с крыши, придали форму самолетика и принесли на выставку. Их право, а мне кайфово.
Удивляет, что магазины при этих музеях выглядят как иллюстрация всего того, что чуждо такому художнику. Пластик, ненужный цветной хлам, маркетинг, отвлекающая шумиха. Кто захочет после того, что с ним проделали на пяти этажах над магазином, спуститься и купить яркий чехольчик на телефон?
Вот маленький самолетик из жести я бы возможно купила на память.
А вы как относитесь к этому направлению? Понимаете его? Интересуетесь? Оно вызывает у вас какие-нибудь чувства?