Про нашу любимую базу

Apr 26, 2015 02:15



Уже довольно много лет назад я впервые попал в озерный край Устье-Аха. Попал всего на пару дней, в начале марта, и не на озера, а на Конду в районе Варбора. И хоть не поймал ничего стоящего, уже тогда что-то подсказывало - сюда надо вернуться.
Спустя год, а может, и два, по приглашению хорошего знакомого мы уже компанией летом оказались на Волхатуре. Тут уж сочетание романтики и относительного комфорта просто зацепило - километры болот, грохот вездехода, непуганые глухари, килушные окуни и неплохие щуки, никаких людей, и изба с печкой, столик, хозяйские лодки с моторами, глухие озерки, перемежающиеся песчаными гривами и светлыми сосновыми борами, в середине июля - полное отсутствие кровососов, ходишь себе в плавках и никто не кусает (понятно, что год такой был, просто повезло) - прям Ривьера...
Одно плохо - на машине доехать можно только зимой, и то по зимнику, на поезде - столько нужного для рыбалки барахла просто не увезти... А поехать то хочется... Спасибо одному доброму человеку - познакомил заочно с местным рыбаком, готовым обеспечить встречу и заброску -выброску. Готовились чуть ли не за полгода - собирали снарягу, узнавали про водоемы, оговаривали все тонкости и неясности... Сил и нервов ушло на организацию - море. Результат - надолго запомнившаяся мартовская поездка на одно из озер на неделю с житьем в палатке посреди снегов.
Почему в палатке? - А как иначе? - Избы на озерах есть, но они или хозяйские - а с хозяевами мы не знакомы, и они вряд ли с радостью воспримут группу горожан на своих избушках (это мягко так сказано - на самом деле, говорят, и постреливали иногда даже, правда, в воздух и исключительно холостыми); или общие, гостевые избы, но тогда в любой момент жди гостей - приедет кто-то, и куда? Спать вповалку на полу, тесниться в малом пространстве? Да и разные там люди бывают... А «занято» приехавшим язык не повернется сказать - не в городе же. Потому палатка, полный грузовик снаряги и спартанские условия...
Зимние «каникулы»... Столько времени, столько мест, куда поехать хочется... Вот бы они летом были... Куда в мороз то поедешь? Курорты, санатории, турбазы с банкетом, дома отдыха - для нас не вариант... Тоска. И тут появился Серега.
«Базу я поставил на Краснояре! Приезжайте! Для быта все есть - электричество, баня, избушка с печкой на 8 человек, телевизор с дивиди, бураны с пеной, доставка с поезда и на поезд... Цена приемлемая, все в нее включено. Решил вот этим делом заняться...»
Так мы и познакомились.









Сразу возникла мысль поехать на сам Новый год. Однако без компании ехать в новое место вдвоем как то страшновато, а те, кто заранее подписался на такую блуду, перед НГ конечно, соскочили (дети, родители, родственники, корпоративы и т.д.). Пришлось ехать на каникулах.
Ну да не беда, собрали группу, сплошь из туристов-психоаналитиков, немного безбашенных, но зато проще многих относящихся к жизни, и в поезд. Конечно, я немного волновался - как там все будет?
Действительность, как говорится, превзошла ожидания. Сергей встретил нас прямо у вагона, до машины вещи пришлось тащить аж метров тридцать. На базу выдвинулись через магазин - там есть все нужные продукты, кроме, разве что, хорошего сырого мяса, и почти по тем же ценам, что у нас. И спиртное тоже. Дальше шестьдесят км по зимнику да три-четыре по озеру - и вот она, база.
Первое впечатление, говорят, самое верное... Черная стена леса в надвигается на «Буран» в синих сумерках. Колючий ветер из со снегом из под бурановской гусеницы. Прорубь с пешней, воткнутой в лед, редкий камыш, пену с пассажирами и вещами подбрасывает на паре ухабов. И под надсадный рев снегохода мы вкатываемся на небольшую, скрытую среди мачтовых сосен площадку... Желтый свет фонарей, тишина, две избушки со светящимися окошками, чисто выметенные дорожки, пара сараек... Из труб идет дымок, пахнет дровами и появляется предвкушение особого уюта, которого не бывает в каменных домах.
Наша изба протоплена, в умывалке и ведрах вода, у печки и на веранде поленницы колотых сосновых дров. На полке над столом куча посуды, кружек, ложек, стопок - зачем свою тащили? Длинные нары покрыты толстым слоем поролона, и даже подушки есть.
На улице лежат сугробы, между ними пешеходные дорожки из досок и накатанные дорожки снегоходов. Такое впечатление, что когда строили базу, не спилили ни одного дерева, все строения вписывали между ними, и получилось очень здорово - как у старых охотничьих зимовий, когда кажется, что не человек их строил, а они сами тут в лесу выросли. Это мне очень нравится - во всем чувствуется, что делалось не для прибыли, не для бизнеса, не на скорую руку, - как для себя делалось - все продуманно, основательно, с любовью - душа во всем чувствуется...
Сергей - хозяин, начальник, «барин», как его за глаза иногда зовут его работники, на барина совсем не похож. Он ведет меня по базе, показывает, где туалет, где баня - «парьтесь каждый день, хоть с утра до вечера, веники у сторожа спросите! - А сколько стоить будет? - Да нисколько, у меня все в цену включено - и баня, и генератор, и снегоход по озеру. Вот только если далее 10 км от базы поедете - за снегоход придется платить, каждые 10 км расстояния по тысяче, ну сам понимаешь - топливо... - Угу...Расстояния или пробега? - Расстояния...»









Край озер... Маленькие, огромные, популярные и совсем непосещаемые. Двадцать, тридцать километров в сторону от зимника - и даже местные жители не знают, что там за озеро и кто в нем водится, потому что - «А зачем туда ломиться, когда и ближе рыба есть?» Местные раньше не рыбачили, они рыбу добывали - сети ставили да капканы. С тех времен, как, наверное, везде в подобных краях, ходят легенды о двацатикилограммовых щуках и окунях кг на 4-5, каждый из которых «в эмалированный таз не лезет». Я, конечно, таких уловов не видал, но знаком с людьми, утверждающими, что сами такую рыбу не раз из сетей доставали.
Легенды эти доходят до разных людей, и те звонят Сергею - «А правда?» Со многих городов нашей страны звонят. Трубку они чаще вешают разочарованными. «А что я им отвечу? Щуки кил на 5-7 проворачиваются, ты сам видел, окуни по кило-полтора тоже, но ведь не везде и не всегда... А им кажется, что здесь в любую лужу блесну кинь - вот тебе и «двадцатка» на крючке... Не, я врать не хочу, никому по рыбе ничего не гарантирую. Кто захочет, тот приедет и все сам узнает...»
Людей здесь в последние годы действительно становится все больше. Серегина база сначала раздвоилась на две - «На Зеленом» и «На Красном» (это местные названия озер), потом стала расти. Теперь на Красном чуть не двадцать человек гостей разместить в комфорте можно, да на Зеленом двенадцать - шестнадцать вроде... Начали чистить проезды до баз, обзавелись техникой - вездеходами, снегоходами... Как Серега все успевает - ума не приложить... Каждый гвоздь, гайку, запчасть надо найти, купить, вовремя привезти, технику обслужить, бензина-масла запас создать, продукты сторожам завезти, одеть-обуть... Гостей встретить, егерей дать, постараться, чтоб всем довольны были... Сколько тут труда надо - мало кому понятно. Да еще и гости, понятное дело, очень разные бывают... Обижаются - «Столько денег заплатили, чтоб ведро окуней поймать!» Уважаемый, перепутал ты, за рыбой надо в Ашан или на рынок ехать, там дешево и без хлопот. А если за возможность поспать в тепле и уюте, в баньке попариться и с утра на снегоходе жерлицы поставить, окуня поискать и вечерком снова в баньку натопленную залезть тебе платить не хочется - так никто не запрещает - купи снегоход, палатку, печку, бензопилу, машинку повместительнее, снарягу для экстремалов, да и забурись в лес - пованивать, правда, к концу третьего дня начнешь, - мыться из ковшика, стоя на лапнике, посреди зимнего леса удовольствие ниже среднего, зато бесплатно... Лес, он очень быстро каждого человека себя настоящего предъявить заставляет, все, что скрыто, наружу вытаскивает. И коли тебя зависть гложет, с благодарностью проблемы, или жадность повышенная, или самым важным в мире человеком быть охота - тут это всем видно будет. Может, никто и не скажет ничего, сдержатся, но убогим сочтут, да сплюнут в сторонку. И запомнят. А на северах память д-о-о-олгая, и через десять лет ничего не забудется. Так что подумай, может, лучше в Ашан?











А база год от года все лучше становится. Железные печки исчезли, на их месте стоят кирпичные - теперь в мороз ночью вставать, стучать зубами и греметь поленьями, растапливая печь, нужды нет... Два вездехода летом довезут туда, куда пальцем на карте ткнешь, зимой дорогу расчистят, чтоб свой верный пепелац ты прямо из окошка избы видел... На окрестных озерах лодки лежат, еще по снегу туда затащенные - бери с собой моторчик с базы, спиннинги, ящики - и ты на новом озере, где кроме тебя никого нет и не было все лето... Старшие егеря - Серега и Андрей, - набрались опыта, знают, чего гостям надо именно для любительской рыбалки, для удовольствия, помнят нужные места, зимой заранее буранки проминают... Егеря никогда не пьют, а сторожа как домовые - их не видно и не слышно, а вода и дрова словно сами собой появляются, баня сама топится, печки в избушках весь морозный день сами горячие остаются, когда дома нет никого...
Спасибо тебе, Серега, от всей души. Все это на твоих силах, нервах, на твоем упорстве и энтузиазме выросло. Немногие понимают, сколько труда во все это вложено, сколько чиновничьих порогов оббито, сколько тревожных бессонных ночей прошло. А когда понимают - удивляются.





За окном еще ночь, хотя на часах семь утра. Сажусь на нарах, в полной темноте, натыкаясь на кружки, навигатор, телефоны шарю рукой по столу - где то тут были мои очки. Теперь фонарик - он всегда на своем месте, на гвоздике в изголовье. Аккуратно, стараясь не греметь, сползаю с нар и начинаю накладывать в печку дрова и заготовленную с вечера растопку. Пока та разгорается, ставлю на газ чайник для утреннего кофе и мельком бросаю взгляд на дверь. В ней есть тоненькая щелка, у которой ночью намерзает иней. Это наш домашний термометр - чем сильней мороз, тем выше по двери заползает полоска инея. Сегодня , похоже, приморозило.
Громкий, на весь лес, скрип снега под ногами, яркие звезды между верхушек сосен и холод, заползающий под одежду подтверждают показания настоящего термометра - минус тридцать четыре. Подмигиваю созвездию Ориона и трусцой, отпыхиваясь, возвращаюсь в избу. Печка уже трещит и гудит, волны тепла начинают расходиться от верхнего толстого железного листа, а за спиной ей подпевает греющийся чайник. Теперь можно в темноте сесть у дверцы топки, приоткрыть ее, погасить фонарик, закурить первую утреннюю сигарету и думать о том, что на рыбалку, конечно, сегодня не поедем - мазохизмом не увлекаемся, но охотку в прошлые дни уже сбили, а в хорошей компании чем заняться всегда найдется. Придя к этому мудрому заключению, вспоминаю, как долго, месяцами, ждал именно этого момента, именно этого ощущения - простоты и законченности картины бытия... Скоро проснутся друзья, зажжется лампа, и все немного изменится, а пока, в темноте, под треск сосновых поленьев я просто сижу и жду утра...


Up