Путешествие по Северной Реке июль 2010

Mar 22, 2015 20:34



ЧАСТЬ 1

Мир - это книга, и те, кто не путешествуют, читают только одну страницу.
Св. Августин

Это вместо эпиграфа...

-- Ну что, собрались уже? - в трубке раздался низкий размеренный голос Сереги.
-- Да не, только вот в «Метро» ходим, закупаемся.
-- Я тоже еще ничего не собирал, работы валом, не успеваю ничего. Ладно, я у себя на базе, соберетесь, так приезжайте, вечером все по максимуму погрузим, чтоб утром сразу поехать.
-- Ага. Часов в десять, в одиннадцать…

* * *

Темно. На территории базы слышится тихое бульканье. Мы переливаем водку в пластиковые бутылки, пока Серега, ворча по обыкновению, раскладывает в лодке вещи, выбирая легкие, но объемные - тяжелые и компактные пойдут в багажник. Пока там стоит только батарея канистр и баков для бензина. - как свидетельство серьезности намеченного предприятия. Ведь просто порыбачить на Реке - как бы слишком легко, программа - максимум - дойти до Поселка С и попытаться подняться сколько возможно по одной из тех речек, где есть хариус…
-- Ну вроде все влезло.
-- Не, не все… Мы еще привезем спальники, коврики, ружье, рюкзак… Поспать бы хоть пару часов перед дорогой…
-- Ладно, езжайте, давайте, а мне еще на работу зайти надо, инструкции для сотрудников написать. Не удастся поспать, наверное.
-- Зря ты это, Серега, ехать то долго. Сегодня Денис Вогул звонил, они уже в Приобье были. Эту тысячу км они 20 часов шли…
-- Ого! Так мы с прицепами то еще медленней пойдем… Н-да…
-- Дорога, говорит, там плохая, километров семьдесят - скорость не больше 15-20 км в час, и то половина датчиков у него поотваливалось…
-- Ладно, чего ж делать…

* * *

Серые утренние сумерки. «Прадо» с лодкой на прицепе мягко покачивается на прохладной дороге, медленно и аккуратно переваливается через трамвайные рельсы. Михон с Женей едут с Ревды, их экипаж еще где-то блуждает по Сортировке. Связываемся по рации, решаем, что они нас догонят по ходу. Слышу новое для себя выражение: «Ну все, я пошагал». «Шагаем» в сторону Нижнего Тагила. Машин почти нет, тихо, спокойно как-то. Под Тагилом, после своротки на Серовскую дорогу, дожидаемся Олега Михона и едем в какую-то известную им кафешку. В ней чисто, кормят вкусно, и народу, несмотря на утро, уже много. Все рассматривают наши автопоезда. Я бы на их месте гадал, куда это мужики в эту сторону с такими лодками направились?





Окраина Серова. Зеленый дворик, старый двухэтажный дом. Забираем посылку для Макса. Это приятель Сереги, он сейчас на Реке, поехал в рыббригаду на заработки. Мы везем ему лодочный мотор. К мотору в качестве бесплатного приложения откуда-то добавились пара мешков с каким-то барахлом и пара сумок. Серега ругается и упихивает все в лодку.

* * *

До Ивделя дорога всем хорошо знакома, едется легко и быстро. Засады гайцев кончились после Серова, да и о тех по рации заранее давали знать встречные дальнобойщики. В Североуральске с трудом удается разглядеть дым далеко на горизонте, за Денежкиным камнем, но с такого расстояния масштабов пожара не ощущается, как будто просто облако коснулось земли. На улице уже жарко, а в машинке климат контроль, прохладно. Вот и Ивдель. Здесь известная дорога кончается, поэтому заправляемся. Дальше пойдем «по приборам».
Хороший асфальт на дороге радует глаз, однако скорость приходится снижать - влетаем под ливень, да такой, что дворники не справляются. Ливень кончается, и начинается грейдер - это, конечно, специально так придумано, чтобы пыль на мокрую машину и тент лодки покрепче приклеилась. Медленно и печально проезжаем Оус, речку Пелым, из-за прицепа иногда снижая скорость до ноля и тихо зверея. Грейдер, похоже, бесконечен. Одинаковые обочины и дренажные канавы, кое-где работающая техника, пылища столбом. Сзади тащится фура с московскими номерами. Серега по рации:
- Слышь, москвич, не спеши, а? А то мы за тобой совсем задохнемся…
- Да я и не спешу…
- А далеко еще до конца?
- Всего километров семьдесят, а сейчас сколько осталось, не знаю…
- Ну ладно, спасибо, удачки…
Тянется однообразный пейзаж. Михон не утерпел, постепенно оторвался вперед и исчез из виду. Как бы прицеп не ушатал, ведь такие проблемы тогда будут…
Серега за рулем, я штурманю - мучаю настройки джипиэски и наливаю кофе. Рядом со стеклами стаями летят пауты. Серега со скуки время от времени открывает окно и воюет с ними. Вероника сидит на заднем сиденье, но не спит, несмотря на почти бессонную ночь.
- Вероника, чего сидишь, спи!

* * *

Въезжаем в Советский. Плохая дорога кончилась, однако времени на ней потеряли почти три с половиной часа, и теперь хочется есть. На въезде новая гостиница с названием «Александрия», рядом летнее кафе. В кафе на полках и барной стойке абсолютно пусто, но за столиком сидит компания средних лет мужиков в небольшом подпитии. Спрашиваем, можно ли здесь чего-нибудь поесть. Один из сидящих за столиком, судя по повадкам, главный среди всех, расспрашивает нас о нашей поездке, зовет к столу, приглашает, и даже уговаривает выпить. Мы вежливо стараемся отказаться, он зовет бармена для нас. Кроме мяса и овощей ничего нет, и мы заказываем по 200 грамм шашлыка на косточке для каждого и помидорок с огурцами. Пока ждем, из разговоров выясняется, что «главный» - хозяин этой гостиницы. Нефтяник или газовик - не поймешь. Рассказывает, что у него кораблик в Приобье, обещает организовать заброску в разных видах (как платную, так и попутную) в горы за хариусами. Дает свой телефон на будущее. В ответ на наши жалобы на дорогу смеется:
- Да вы что, дорога - это ж просто песня! Вот раньше приходилось машину на жд-платформу ставить, и трое суток на ней до асфальта ехать! А теперь я до Еката за шесть с половиной часов долетаю!
Приносят заказ. Мясо хорошо приготовлено, с незнакомыми специями, картошка фри, огурцы-помидоры. И соус - густой, прозрачный, с какими-то мелкими вкраплениями - необычный, но очень вкусный. Спрашиваем рецепт - подробно все рассказывают. Я запоминаю только, что в нем зелень и чеснок дробятся в блендере мелко-мелко и смешиваются с лимонным соком и оливковым или перемороженным подсолнечным маслом. Причем если с подсолнечным - то обязательно с перемороженным. Решаю, что в новом зимнем сезоне буду экспериментировать с соусами, которым раньше уделял мало внимания.
Налопались, пьем натуральный кофе. Хозяин гостиницы прощается с нами, и уходя, мимоходом говорит, что этот обед - его нам подарок, «все уже оплачено, кушайте, отдыхайте.» Одновременно и как-то неудобно, и тепло на душе стало…

* * *

Движемся на Нягань. Дорога-трехплитка, перестук колес как у поезда. Таблички по обочинам - «Кусты № 27, 31, 45, 78», «ДНС № 11», «Вахтовый поселок». Везде или болото, или песок. Тайга идет уже с множеством кедров, много мха. Вероника:
- А чего значит «Кусты»?
- Не знаю, наверное, кусты скважин…
- А что такое ДНС?
- Не знаю, может, «Действующая нефтяная скважина»?
- А что такое…
- Вероника, спи!!!

* * *

Смеркалось… Стоим на окраине Нягани и безуспешно голосим в эфир:
- Кто-нибудь местные на канале есть?
- ….
Никого, в общем. А нам заправку надо найти. По достоверной инфе последний хороший бензин на пути - здесь, а дальше уже как повезет. В конце концов заезжаем в город, и после нескольких расспросов находим одну из трех заправок с 95-м бензином. Заправляем баки лодок и все канистры, перекладываем вещи. Заодно переодеваемся в москитки - комары кусают нехило. Очень ощутимо давит усталость.
Еще один рывок - и мы на берегу одной из проток Оби рядом с Приобьем. Кругом портовые краны, баржи, у берега стоит штуки три-четыре паромов, в различной степени груженых машинами… Некоторые паромы здоровые, некоторые поменьше. Чувствуется, что отсюда все идет уже речным путем - и грузы, и люди. Уже договорились с охраной, что машины оставим здесь же, на берегу. В темноте заглотали по пятьдесят грамм и спать, скорее спать - вставать снова через два часа… Вторую ночь уже…
Отрубился я моментально. Сквозь сон слышал, как кто-то барабанил по окну и требовал отогнать машины в сторону, а то приплывший паром разгрузиться, мол, не может. Порадовался, что в этот раз я не за рулем и уснул снова.











- Слава, вставайте, ветер начинается, уходить надо, слышишь, вставайте! - голос Олега Михона никак не отстает. Без пятнадцати пять! Еще пятнадцать минут спать можно было! Где я? Куда уходить? Медленно, очень медленно прихожу в себя. Уже рассвет. Неуютно. За рекой висит туча с дождиком, нехороший какой-то ветерок гонит маленькую пока волнишку. И мошка, тучкой вьется вокруг головы, лезет и кусает под незаправленную москитку. Тело как чужое, голова дурная, мозг еще спит. Абзац, в общем. Спускаем лодки, грузимся и в путь.

* * *

Волны нет, но есть дождь. Под тентом уютно, ветер не задувает. Я снова мучаю джипиэску. Скорость 45 километров в час в экономичном режиме. Оставляем по правому берегу Село П и уходим с Большой Оби в протоки. Эхолот помогает вовремя сбрасывать газ на мелях и находить фарватер. Под Поселком Н вылезает солнце, и вскоре делаем остановку прямо на воде. Встаем борт о борт, принимаем по три «писярика» и закусываем бутербродами. Перед нами протока, соединяющая Обь и Реку. Меняемся местами с Вероникой, я падаю на вещи и засыпаю.







Пока протирал глаза - вот уже и Городок. Пристаем в порту прямо рядом с ГИМСовской лодкой. Пытаемся понять, где ж тут заправка. Оказывается, к ней надо ехать на такси, которое нам заказывает тетка из служащих порта. Пока Серега с Женей ездят за бензином, рассматриваем кучу катеров и буксиров, стоящих на песке, и, кстати, видим первую местную щуку - длиной сантиметров семь. Она устроила засаду под нашей лодкой. Вода довольно прозрачная, темно-коричневого цвета.
Прошли уже 215 километров. До Базы, рядом с которой где-то обосновались Денис Вогул и Михаил, еще сто двадцать. Там у нас по плану первая ночевка. Переть еще и переть…
Подходит какой-то сотрудник порта, и сообщает, что здесь останавливаться нельзя, однако сильно не ругается и не гонит. Общаемся, узнаем про клев, про бензин, какого он в этом году качества. На поселок Сс завезли весной 100 тонн девяносто второго, и в поселке С тоже он есть. На Базе, где мы договорились о дозаправке, бензин, как выяснилось, тот же самый, все с одного танкера, который ходит тут весной по большой воде. Туда вчера ушла брандвахта с буксиром и съемочной группой телеканала «Охота и рыбалка». Получив на прощание информацию, что вверх ушел местный ГИМС, а завтра ожидается рейд ГИМСа из Хантов, отчаливаем. После недолгих колебаний, в свете открывшегося обстоятельства, пить все-таки стопочку или не пить, русское «Авось» легко побеждает. Заправившиеся лодки и подзаправившиеся экипажи двигают вверх по реке.









- Вон, похоже, рыббригада стоит!
Подходим, спрашиваем. Нет, это приемщик рыбы, рыббригады стоят выше. На деревьях на берегу прибиты белые таблички с километрами, отмеренными от устья. За очередным поворотом видим баркас, несколько лодок, людей. На противоположном берегу изба с сараюшками, стол на высоком берегу. Спрашиваем Макса из Серова. Отвечают, что он в избе.
Макс несколько замкнут с таким количеством незнакомых людей, но все быстро налаживается. Выпиваем, закусываем, запариваем бич-пакеты. Макс наловил себе и Сереге бочку сырка. Рыбы много, по полторы тонны за одну тоню достают, но нельмы еще почти нет. Бригада не работает - сначала все пили, потом лебедку трала поломали - в общем, плохая бригада попалась, не заработать Максу. Макс не пьет совсем. Получив от нас мотор, собирается идти рыбачить сам. Попросил у Сереги пару блесен. Оставляем его на берегу, а нам еще километров восемьдесят до Базы.





Оставшиеся километры проходим на одном дыхании. Река, вначале широкая, становится заметно уже, появляются галечниковые косы, еще мокрые от спадающей воды, глубины в 20-30 метров сменяются пятью-шестью метрами на ямах. Судовой ход становится узким и извилистым, иногда посреди реки встречаются каменные низко выступающие из воды мели, которые не сразу и заметишь. На эхолот смотрим постоянно.
Подходим к месту, на карте обозначенному как «изба Б». Посреди реки стоит на якоре «казанка» с булями, в ней две смутно знакомые фигуры. Это Вогул с Михаилом. Швартуемся, обмениваемся впечатлениями. Они провожают нас к своему лагерю. Берега густо заросли кустарником, мест для стоянки очень мало. Денис говорит, что искали часа два, пока нашли место, где старый зимник прорубил стену кустов. В этих "джунглях" стоит две единоличных палатки и шатер-бунгало с москитной сеткой. В шатре столик и два кресла, рядом приготовлены дрова для костра. Места для других палаток в кустах нет.
Спрыгиваю на берег и проваливаюсь выше щиколотки в то, что с воды смотрится как песок. «Блин, берег как на Иртыше!»
Лодка Олега даже к берегу подходить не стала. Большинство высказалось за то, чтобы поискать берег потверже. У меня не было надежды, что мы сможем такой найти поблизости - во первых, Денис с Михаилом не первый раз замужем - был бы, так нашли бы, а во вторых, река в этом месте спокойная, промытого песка не будет. Каменные мысы тоже топкие, да и на камнях без защиты деревьев ночевать - удовольствие сомнительное. Но, если большинство настаивает, чего ж спорить? Попробуем.

* * *
База в пределах видимости. Идем на глиссере к бранд-вахте. На ней стоят человек семь народа, смотрят на нас, чего-то руками машут. Стало понятно, чего машут, когда обе лодки на каменную косу выскочили, хорошо, что хоть скорость уже снизили. Михон погнул лопасть винта, а у нас обошлось. Отошли на середину, подошли к базе аккуратно, перпендикулярно берегу. Нас встречают лица, которые всем знакомы по телепередачам на канале «Охота и рыбалка», в том числе продюсер канала Леонид Костюков, и директор базы. Пока мы подтверждаем договоренности о бочке бензина, сделанные еще из Еката, Олег молотком рихтует лопасть винта, а остальные общаются. Нас спрашивают о дороге, о планах, мы спрашиваем местных мужиков о тех местах, куда предстоит идти. Оператор съемочной группы все исподтишка снимает. Глядишь, может и в телевизор попадем. Вот только с каким закадровым комментарием?
Интересная особенность, свойственная всем местным во всех местах, где мне приходилось бывать и замеченная еще Олегом Куваевым - пока вас принимают за «туриста» (читай - «лоха», «городского», в общем, «отдыхающего»), вас будут пугать. Разговаривать будут очень серьезно и рассказывать про всякие опасности и страхи. А вот если начнут высмеивать - считай, добрый знак, значит, приняли за серьезного человека, за своего.
- По Притоку далеко не пройдете. Очень коварная река… Очень… Выше Поселка Л перекаты, валуны под водой. Редуктора враз разобьете. Я там на обстановке (расстановка бакенов и знаков для судов) двенадцать лет работал. Если уж пойдете, от судового хода в сторону ни шагу. Вода низкая, там сейчас даже «каэски» не проходят.
- Около Поселка Л ходом проходите. Ближе чем в двадцати километрах не вставайте.
- А что там?
- Мансийский поселок. Нравы там веселые. Каждую неделю то поножовщина, то труп. Стоимость жизни - ящик водки. Если у тебя ящик водки - или имущества такого, чтоб на него денег выручить, есть - не задумываясь, любой убьет. Идите до девяностого километра, там наше место, старая вертолетка, там вас хоть не тронут… Я мимо Поселка Л даже зимой на машине всегда на полном газу прохожу.
В общем, понятно, как к нам отнеслись…

* * *

Возвращаемся к Денису, так как на базе сказали, что мест для стоянок вокруг нет. Мы ставим нашу здоровенную кемпинговую палатку, ребята свою маленькую и бунгало, чтобы не стеснять Дениса и Михаила. Места не особо много, поэтому все ставим прямо на берегу, на уклоне. Потом дружно залазим в речку мыться все потные, пыльные, усталые. Вода двадцать градусов, вечернее солнце, нудистский пляж посреди тайги. С мошкой и комаром терпимо, ожидали гораздо худшего. Наконец то эти бесконечные двое суток закончились!

* * *







Утром солнце не дало поспать подольше. В восемь я уже на ногах, а дольше всех пытается спать Серега. Пока укладываемся, наступает пекло. Купаемся посередине реки с лодок, и на бранд-вахту. Сто литров бензина нам заливают в канистры, еще двадцать даем «для полного счастья» Денису. Ребята с базы поят нас кофеем, говорят, что скоро бранд-вахта с москвичами пойдет за нами в те же места.
Идем вверх по реке. Теперь обязанности штурмана включают в себя раннее обнаружение бакенов и знаков судового хода. На прямых участках трясет на короткой злой волне. В Поселке Сс спрашиваем о заправке - оказывается, она там работает только по будням, в субботу-воскресенье выходной. Мотаем это на ус и идем дальше.
В Притоке оказываемся внезапно, несмотря на джипиэс. Просто река резко уходит вправо, где судовой ход непонятно, и сначала кажется, что мы влетели в большую старицу. Берега меняются, становятся более крутыми, а вода - спокойной. Много лодок стоит по покосам. Время обеда, поэтому останавливаемся на перекус и «писярик». Серега приволок на берег столик, сварганили по быстрому бутерброды, налили себе и не забыли вотченника «Потю».

* * *

- Береговой знак десять градусов вправо по курсу! А вон и бакен! Белый, кажется!
- Не вижу!
- Иди как идешь! Сейчас увидишь!
Эхолот скачет по экрану, показывая то 5-6 метров, то метр-полтора, а иногда и 0,6 проскакивает. Извилистый фарватер мечется от берега к берегу, кругом песчаные косы и галечные отмели. Давно прошли Л - десяток маленьких, как сарайчики, избушек на берегу реки, несколько коров и лошадей, проскочили где-то старую вертолетку, о которой нам говорили на Базе. Наконец пошли места, где каменные косы входят в русло с обоих сторон, оставляя сравнительно небольшой, обставленный бакенами проход между ними. Во многих местах на полном ходу видно дно.
Вечереет, и мы встаем на песчаном берегу. Ветер несет песок, заравнивает следы. Прохожу немного вперед и вижу километровую табличку с надписью - 100.

* * *

- Ну, что делать будем?
Хожу, молчу, думаю. Взвешиваю все обстоятельства. Про себя еще перед выездом я был почти уверен, что в полном объеме маршрут мы не пройдем, но дал себе зарок, что пытаться останавливать Серегу не стану. И вот сейчас его останавливают Олег с Женей.
- До Поселка С еще пятьдесят километров. По такой реке будем идти день. А мы и так уже два дня по воде идем. Так и времени на рыбалку не хватит.
- Мотор об камни повредим - вообще весело будет…
- До С дойдем - где у поселка ночевать?
- Да и сумеем ли подняться по речкам по такой воде - большой вопрос…
- Да ладно, я уже все понял… - с улыбкой говорит Серега. - Остановили вы меня, не дали дойти. Чего ж теперь… - Думаю, он сам прекрасно видит все доводы того, что мы дошли до конечной точки, по крайней мере, для этой поездки. - Давайте место искать…
Идем вниз, внимательно ища признаки вертолетки. Наконец на крутой излучине реки видим заросшую проплешину, рядом - еле заметную тропинку от берега реки наверх, под елки. Пытаемся подойти, но метрах в семидесяти садимся на мель. Долго и аккуратно подходим снизу. Женя поднимается наверх и тут же идет вниз.
- Там изба и невод сушится.
- Значит, живут здесь.
Идем пониже, к другому краю вертолетки. Место для лагеря непригодное, заросшее, заваленное. А ведь бедкашевцы именно про это место нам говорили… Разве что у избы встать? Олег едет посмотреть еще места, мы идем к избе. На открытом месте типа каменной косы не встанешь - если хорошая погода - жарко и не поспать утром, если дождь и ветер - промочит или сдует. У нас палатка большая, на камнях плохо стоит, и тентом ее надо накрывать от дождя - старенькая уже.
У избы место есть. Видно, что людей там давно не жило, сама изба закрыта на висячий замок. Стоять, в принципе, можно, только лодки оказываются далековато и подход по воде плохой. Однако - где рыбачить? Берег хоть и высокий, но ям нет. Уходим еще ниже, и за парой поворотов после глубоководного переката видим в эхолоте яму метров 5-6 глубиной под закоряженным берегом, а напротив песчаный берег с закосками, как на Волге или на Иртыше. «Встаем тут!» - я быстренько на берег, лодки плывут следом параллельно. Нахожу площадку в кустах. Маленько придется топором помахать, зато палатки отовсюду закрыты, и до берега рядом. И песок твердый, и купаться хорошо - глубина сразу! Бунгало и костер можно на открытом сделать… В общем, то, что доктор прописал!

* * *
Up