© Н.Б.Чистякова-Ярославова
30 ноября 2010 года, Санкт-Петербург
Полный текст с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=510 Облюбованный Романовыми … Ипатьевский монастырь на самом деле является родовым монастырем и родовой усыпальницей Сабуровых и Годуновых - потомков Мурзы Чета, его основавшего . Здесь их крестили, венчали, отпевали, здесь они принимали постриг. И этому монастырю - дарили на помин души своих родственников богатые земельные владения. Существует мнение, что здесь же монахи костромского Ипатьевского монастыря написали «Сказание о Чете» - татарском царевиче из Золотой Орды. Отношение к этой истории о царском происхождении Чета - разное. Однако «Ипатьевская летопись» , написанная этими же самыми монахами, историками не оспаривается. К тому же спасение в этом монастыре в разное время нашли и Дмитрий Донской, и Романовы. Романовы, при этом , получили в Ипатьевском монастыре не только спасение, но и власть на целых три столетия.
Все потомки Мурзы Чета , отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах своего «семейного монастыря».
Первыми, из рода Мурзы Чета, здесь были погребены сам основатель рода, костромской вотчинник Захария (христианское имя) , его сын Александр, внук Дмитрий Зерно, правнуки Иван Годун и Федор Зернов Сабур.
В усыпальницах этого монастыря 56 захоронений только одних Годуновых из, так называемой, младшей ветки Мурзы Чета, которая выдвинулась при Иване Грозном во время опричнины.
Сабуровых же историки называют старшей веткой потомков Мурзы Чета, занявшей место среди знатнейших родов московского боярства на сто лет раньше, чем Годуновы, т.е. уже в конце XV столетия.
Родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун были родными братьями и потомками Мурзы Чета в пятом поколении.
Само, второе имя Мурзы - «Чет» передавалось по наследству только однажды .
Это имя «Чет» носил Михаил сын псковского наместника князя Ярославова Васильевича Оболенского и дочери Михаила Сабурова . В исторических источниках его именуют боярин Михаил Чет. В частности, как Михаил Чет он упоминается , в работе «Государственный строй и право Новгорода и Пскова в XII-XV вв» (А.В.Клячкин
http://www.bestreferat.ru/referat-28683.html ) ...Судя по тексту, Михаил Чет, потомок Сабуровых по матери, участвовал в гражданском судопроизводстве, происходившем под патронажем его отца - князя Ярославова, наместника в Пскове («Короли колдуны Меровинги и псковские богомилы Стриги Оболенские»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=477 ).
Михаил Чет , потомок Мурзы Чета и Оболенских, похоронен как Михаил Оболенский вместе с женой, отцом и матерью в Пскове . в Троицком Соборе. Все они умерли во время моровой язвы . Но Чет ушел из жизни в возрасте, когда у него уже могли быть дети. К тому же у Михаила Чета был брат Константин Ярославич Ярославов
http://topclass.narod.ru/genealogy/data/1/580.html - которого часто и называют единственным сыном псковского наместника Ярослава Оболенского , хотя на самом деле, сыновей было двое. Просто у них был разные «вторые фамилии», также как в свое время у родных братьев Ивана Годуна и Федора Сабура.
Некоторые из потомков Чета приняли монашеский постриг в этой семейной духовной вотчине. В том числе, и стоявший у истока рода «Князей Ярославовых» знатный боярин Михаил Федорович Сабуров - дед, упомянутого выше, Михаила Чета («Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь»
http://kip.net.ru/ipatiy-menu).
Т.е. Ипатьевский монастырь ещё в 15-16 веке был своего рода семейным монастырем потомков Мурзы Чета , которому явилась Богородица с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским , во время его отдыха в дубовой роще, росшей у слиянии рек на месте нынешней обители .
А поскольку все в этом монастыре было «по - родственному». То вероятно и инок Ипатьевского монастыря , возвещавший « Будто Сабурова в келье
по прошествии трех месяцев
родила младенца - в Василя лицом. И нянчит его и ласкает…» мог знать об этом достоверно , вполне, по - родственному. Судя по исторической легенде «Жена царская Сабурова» , сына на свидание к Соломонии привозили лишь иногда. Прятали же внука Юрия Константиновича Сабурова и Василия II Темного по каким -то другим монастырям.
…Многие потомки Сабуровых , включая и Ярославовых, традиционно имели владения вблизи Ипатьевского монастыря в Костроме и даже подолгу жили там. В частности , близ Костромы было и имение Нероново Марии Михайловы Ярославовой - Черевиной, которой ( в стенах её спрятанной среди лесов усадьбы ) все чудился плач прародительницы рода, напоминавшей о забытых и неисполненных Ярославовыми обязательствах («Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=374 ).
При принятии пострига в Ипатьевском монастыре боярин Михаил Федорович Сабуров вложил в свой «семейный» Ипатьевский монастырь «сельцо Якольское» (Яковлевское) с деревнями на помин своей души и душ родителей, захоронения которых находятся в этом их родовом Некрополе. Родителями же Михаила Федоровича Сабурова
http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:306556 были Федор Иванович Зернов (Сабур) и Бутурлина - дочь Ивана Андреевича Бутурли. …Хотя правильнее назвать село, вложенное Сабуровым, - Иаковлевское, потому что оно получило название от церкви святого апостола Иакова- брата Господня (XVв.).
… Интересным для понимания и истории рода , Сабуровых и истории Ипатьевского монастыря является тот факт, что похоронен Михаил был не в родовом Ипатьевском монастыре, а в московском Симоновом монастыре, влиятельным старцем которого он был.
В финале жизни Михаил Сабуров именовался иноком Мисаилом .
В 1460 году он был назван вторым, после архимандрита, «сидевшим у духовной». Его вдова Олёна Сабурова на поминание мужа пожертвовала Симонову монастырю земли Бежецкого Верха , к которым проявляли особый интерес православные монастыри. Сам же Симонов монастырь , о котором идет речь, был основан племянником пр. Сергия Радонежского вместе с Великим князем Дмитрием Донским и выполнял в то время функцию «государева богомольца».
В истории сохранился такой след об этом событии.
«Краевед Борис Фёдорович Купцов в своей книге «Весьегонск. Вехи истории» в главе «Грамота XV в. о селе Весь Ёгонская» пишет следующее: «Из «весьёгонской грамоты» узнаём, что село Егонское Весь (Городецкого стана Бежецкого Верха) принадлежало ранее светскому феодалу Михаилу Фёдоровичу Сабурову. После смерти М.Ф. Сабурова его жена Олёна «по своем муже по Михаиле, да и по себе, пожертвовала село Егонская Весь и село Козьмодемьянское …Такой значительный вклад был по силам лишь крупному, родовитому барину…»
…Согласно «Книге царских, великокняжеских и боярских вкладов в Симонов монастырь»:
«В Симоновом монастыре поминали членов царского, великокняжеского родов и родов удельных князей, с соблюдением принципа иерархии.
…Особое значение монастыря для правящей династии подчеркивалось тем, что дважды в год, 3 октября и 23 мая, в нем совершалось поминовение князей Московского дома, начиная с основателя династии - московского князя Даниила Александровича.
В ряду поминаемых под 23 мая последними указаны великая княгиня Соломонида (Сабурова) , в иночестве София († после 1525 г.), удельный князь Василий Иванович
Шемячич († 1529 г.), сын угличского князя Дмитрий Андреевич († после 1540 г.).»
В Симоновом монастыре наряду с дворецким Михаилом Федоровичем Сабуровым и царицей Соломонией Юрьевной Сабуровой поминали также её родного брата боярина Богдана Юрьевича Сабурова (Л. 40), с его супругой Ксенией Сабуровой (Л.40).И что интересно, среди поминаемых - потомок М.Ф.Сабурова -
«Ярославов-Оболенский Александр Иванович, князь, опальный, погиб в опричнину ( Л. 11 об.)»
Наряду со сделанными выше акцентами , в кормовой книге Симонова монастыря есть ещё одна фигура , знавшая тайну Соломонии Сабуровой ... Я веду речь вот об этом упоминании: «Дали по Менъшем по Путятине 161 сто рублев, а привез их Гурей, священник благовещенский. Поминати его во вседневном списке и в сенадице, доколи и монастырь стоит Пречистые Богородицы, а из списка не выгладити».
…
….Вот такая история с одной из самых таинственных веток потомков Мурзы Чета от Соломонии Сабуровой - Сверчковой.
Именно так полностью звучала её фамилия.
И такую же фамилию Сверчкова, спустя три столетия, носила Александра Ивановна Ярославова ,
http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:437446 дочь Ивана Михайловича Ярославова.
Её супругом был майор Николай Федорович Сверчков. Похоронена же Александры Ивановна Ярославова - Сверчкова в с.Благовещенье рядом с родовым имением Ярославовых - Борисово (недалеко от Рыбинска).
Сохранились фотографии мраморных надгробий захоронений Александры Ивановны Ярославовой - Сверчковой..
14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство
Михаила Романова….
Уверена , что вся эта история не обошлась без посредничества в переговорах монахов Ипатьевского монастыря. На это указывает опыт аналогичных переговоров «о царстве», имевших место в этом же Ипатьевском монастыре в годы борьбы за московский княжеский трон между Василием Косым , Дмитрием Шемякой и Василием Темным. В таком случае, Романовы должны были принять на себя обязательства, известные монахам Ипатьевского монастыря, прежде чем были «помазаны на царство».
Похоже, обязательства те давние Романовы не исполнили , на что указывают дальнейшие события , завершившиеся, через те же самые 300 лет, в Ипатьевском доме.
Интересные эти Романовы… Похоже они так и не поняли того, что произошло … … Так и не смогли вникнуть в тайну Костромских земель…
Полный текст с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=510