Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=919АНОНС
Виктория Ярослава после двухлетнего уединения в Гатчине и Пушкино представила выставку своих новых картин «Цвет Радости» и открыла творческую мастерскую в пушкинском музее известного художника П.П. Чистякова. Выставка прошла в Арт-кафе «Happy» ООО «Счастье» на Большой Конюшенной. Поприветствовать художницу пришли и её бывшие коллеги из Эрмитажа; и те, кто ранее покупал её картины, и бывал на её выставках. И уже общаясь со мной во время вернисажа сама Виктория задумчиво сказала: вот видите теперь и моя фамилия оказалась рядом с фамилией Чистяков. Я встречно вспомнила в разговоре, что художник Чистяков есть и в фильме «Письма из провинции» о М.М.Ярославовой-Черевиной , собственнице усадьбы «Нероново», чей портрет рисовал Г.Островский. А авторству П.П.Чистякова принадлежат две картины, сыгравшие большую роль в истории рода Ярославовых : о Гермогене и о Софье Витовне , срывающей Золотой пояс с Василия Косого. В контексте же французских интонаций выставки , фамилия звучит как - Christyakovа. От - крест, кристалл…Есть к чему стремиться. Christmas Carol - Чистый звук! Можно ли назвать это гармонией ? Я задала этот вопрос, потому что именно на внутреннюю гармонию Виктории Ярославовой обращает внимание искусствовед А.Александрова, когда пишет о том, что созерцая картины « попадаешь в оазис внутренней гармонии, спокойствия и тихой, светлой радости в сердце». Так получилось , что почти одновременно с выставкой Виктории в Лондоне проходили большие «Русские торги», очень показательные в контексте содержания тех картин, которые были проданы за максимальную цену. Одна из них «Римский нищий» - одноименная картине П.П.Чистякова. Второе её название «Потерпевший кораблекрушение», а автор - Г.Семирадский. Другая - о коллекционере еврейского искусства, поза которого вдруг напомнила мне позу все того же «Римского нищего» авторства П.П.Чистякова, когда картины оказались рядом. И я подумала, что «Портрет Якова Каган-Шабшая» Р.Фалька хорошо смотреть рядом с картиной «Читающий Тору» или «Утренняя молитва (портрет отца)» Соломона Гершова. Один - Читает Тору. Другой - коллекционирует работы художников, со следами того знания, которое обрел «Читающий Тору». Простой вопрос с трудным ответом. В частности о том, почему цфатовский «Квартал художников» не подарил планете покоя…
Christmas Carol - Чистый звук… Гатчинские картины пушкинской художницы Виктории Ярославовой
© Наталья Ярославова - Чистякова
20 октября - 8 декабря 2013 года
Виктория Ярослава после двухлетнего уединения в Гатчине и Пушкино в октябре и ноябре представила выставку своих новых картин «Цвет Радости» и открыла творческую мастерскую в пушкинском музее известного художника П.П. Чистякова, знаменитого картинами «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» и «Римский нищий».
Выставка прошла в Арт-кафе «Happy» ООО «Счастье» на Большой Конюшенной/1,16,18/. Поприветствовать художницу пришли и её бывшие коллеги из Эрмитажа; и те, кто ранее покупал её картины, и бывал на её выставках. И уже общаясь со мной во время вернисажа сама Виктория задумчиво сказала : вот видите теперь и моя фамилия оказалась рядом с фамилией Чистяков (
«Начала работу творческая мастерская в музее Чистякова»).
Я встречно вспомнила в разговоре, что художник Чистяков есть и в фильме «Письма из провинции» о М.М.Ярославовой-Черевиной , собственнице усадьбы «Нероново», чей портрет рисовал Г.Островский - далекий предок того самого солигаличского Чистякова, который рассказывает в фильме о последних перед революцией Черевиных /3,19/.
В контексте же французских интонаций выставки , фамилия звучит как - Christyakovа, так её писали на официальных приглашениях, когда я была в Канаде. От - крест, кристалл, что тождественно совершенной чистоте в превосходной степени/2/. Есть к чему стремиться.
Christmas Carol - Чистый звук! Можно ли назвать это гармонией?
Я задала этот вопрос, потому что именно на внутреннюю гармонию Виктории Ярославовой обращает внимание искусствовед Анастасия Александрова, когда пишет о том, что созерцая картины « попадаешь в оазис внутренней гармонии, спокойствия и тихой, светлой радости в сердце» (
«В Петербурге проходит выставка пушкинской художницы Виктории Ярославовой»).
Другими словами, но о том же самом необычном покое, который передает зрителю художница, пишет искусствовед из Гатчины Виктория Базыкина:
«Живопись Виктории Ярославовой наполнена какой-то особой задумчивостью, она как нельзя более к месту в сегодняшней суете искусств». Это цитата из презентации февральской выставки Виктории в Музее истории Гатчины (
В Музее города Гатчины состоялась презентация выставки Виктории Ярославовой).
Так получилось, что в этом году Виктория Ярославова переехала из Гатчины - в Пушкин, в связи со сменой семейного статуса. Но предыдущий её год был - Гатчинским.
И когда я рассматривала гатчинские альбомы и писала статью о Гатчине:
«Франки на Севере: Зверинец и Приорат Григория Орлова в Гатчине, у Погоста Великой княгини Ольги»Виктория рисовала тот самый Гатчинский дворец, который и изображен на Плакате её осенней выставки «Цвет радости».
Собираясь на эту выставку «Цвет радости», я вспомнила свою статью об Александре Сашневой /5/ и подумала о том, что первая моя публикация в СМИ , отчего - то, была посвящена именно художникам. Так получилось.
Кто-то просто находит добрые слова. Кто-то восхищается мастерами кисти. Кто-то переходит грань и начинает вместо художника писать о том, каков был его замысел
Поэтому, в этот раз, мне подумалось , что весьма интересно узнать замысел самой Виктории.
Субъективно меня интересовали две картины « Гатчинский парк» и «Сад Моне», потому что я веду тему «Экономика садоводов и сеятелей», представленную на странице
«Глобальные экономические стратегии навигации» , и много внимания уделяю паркам /4/.
Ну и наконец, две эти картины я выбрала лично для себя .
Поэтому и попросила Викторию написать о них , уже после закрытия выставки в ноябре.
Надо сказать , что задать вопрос самому художнику - это была хорошая идея. Тем более, рассказать об этом приятно и непосредственно автору картины. Во всяком случае , Виктория сделала это с удовольствием:
«Наталья, обе картины, приобретённые Вами 20 октября 2013 года, относятся к тому сорту работ, которые рождаются не сразу. Такой подход длительной переработки и поиска в живописи я, видимо, усвоила от моего учителя и крёстного отца Заура Цхадая. Есть работы, рождённые на одном дыхании, как например мой «Итальянский пейзаж» 2013 г., а есть, напротив - заставляющие побороться.
Картина «Сад Моне» написана под впечатлением от поездки во Францию в 2010 году и посещения Сада Клода Моне в Живерни. Начата работа была в 2010 г., множество раз переписывалась и обрела свой завершённый вид лишь к 2013 г.
Работа «Гатчинский парк» была начата ещё в годы моего студенчества в Художественно-промышленной Академии им. Штиглица где-то до 2005 г. при жизни моей бабушки Клавдии Васильевны Пивоваровой (в девичестве Денисовой), проживавшей в Гатчине в то время. В один из моих визитов к ней и был сделан сначала этюд на пленэре акриловыми красками на холсте, позже он был отставлен мною на время и забыт. Вернулась я к этой картине где-то в году 2010-м г. и стала переписывать её уже масляными красками. В 2012 году я сама перебралась жить в Гатчину, где провела 1 год. И данная картина обрела для меня новую смысловую окраску. Летом 2013 года «Гатчинский парк» был завершён. Считаю эту картину вообще одной из моих самых удачных работ на сегодняшний день.
С уважением, благодарностью и наилучшими пожеланиями,
Виктория Ярославова (внучка Александра Андреевича Ярославова 06. 09. 1935 г. - 01.02. 2013 г.)
20 октября 2013 года».
Я попросила Викторию зафиксировать эту дату 20 октября на оборотной стороне картины, также как и кое-что другое. Потому что она приурочила начало своей Выставки к дню Псково-Печерской Божией Матери /6/, а у меня в этом году было две поездки в Псков и там в Псково-Печерской Лавре, на стене которой висит памятная табличка о том, что она основана в 1473 году, когда Князем Псковским был Ярослав Васильевич Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, я особенно тонко прочувствовала связь истории своей фамилии Ярославова с этой Лаврой и иконой (
«Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери»).
Виктория очень любит своего деда Александра Андреевича Ярославова - заслуженного Судью РФ из Сегежи, затем переехавшего в Петербург, потому что отдать Викторию в художественную школу было его идеей. И Александр Андреевич Ярославов оплачивал её образование. К сожалению, в феврале этот большой библиофил ушел из жизни.
Присланная мне Викторией семейная фотография, вероятно, последняя в жизни её деда А.А.Ярославова. Виктория изображена рядом с её отцом Михаилом Пивоваровым, по его матери - из псковской ветки Денисовых , и родной сестрой - Людмилой Пивоваровой. Мать Виктории и Людмилы - Наталья Александровна Ярославова - Пивоварова. Наталья - характерное имя для этой ветки Ярославовых. Так звали и мать Александра Андреевича Ярославова - Наталью Григорьевну Ярославову (Исакову). Их предки некогда прибыли из Вологды - в Кемь, где Андрей Павлович Ярославов и Павел Ярославов держали кровельную мастерскую. Затем уже - был переезд в Сегежу. И на весенней Выставке Виктории в 2011 году, которой я посвящала статью
«Ярославовы - Образы и художники… Выставка Виктории Ярославой в «Фонтанном доме» Анны Ахматовой», была картина, посвященная , как раз, малой родине этой ветки Ярославовых - Сегеже. Идея же высказанная в моей статье об этой выставке, в частности, о том, что и сама Виктория - тема для художника , нашла первое воплощение в картине Ильи Овсянникова «Виктория Ярославова» /20/.
Как я уже сказала, выбор картин , который я сделала - был субъективным. Картина «Гатчинский парк», лично для меня, иллюстрировала и мою статью о Гатчине, в которую в вложила много души и времени . Также как и мое путешествие в Гатчину. Сначала я думала, что это вид на Гатчинский дворец из «Собственного садика» перед Серебряным прудом, где находятся привезенные скульптуры со знаками Меровингов. Но потом поняла , из какой точки это рисовалось.
Аналогично и с картиной «Сад Моне» Она напоминает мне о Франции. И в ней есть «вращение». Она хорошо смотрится , если её поместить высоко и по диагонали. Тогда дорожка в это «Сад Моне» получается длинная, длинная…
Мне также нравилась картина с лодкой. Потому что я много писала о пристани и Перевозщиках.
Но эту картину купил один давний в Петербурге главный редактор, т.е. главный редактор с большим стажем. Его дочь - ученица Виктории. И семья собирает её картины.
….
В Цфате - одном из четырех священных центров евреев рядом с Тивериадским озером , основанном в 1102 году крестоносцами, а затем заселенном раввинами-мистиками, считающимся одним из финансовых центров планеты, есть Квартал художников (
Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа - Яра).
В этом городе мистики и кабалы считают, что поддержка художников приумножает финансы.
Формула правильная, но - «усеченная». И из потерь в ней произрастают проблемы не только в мире финансов , но и в море , и в природе , в целом. Т.е. происходит все то, о чем предупреждал раввин Кадури (
«Израиль и Новый Израиль. «Великие трагедии предвидятся из-за евреев, отправляющихся на Восток»).
Хорошо это можно показать на примере художницы Александры Сашневой, три года работавшей над книгой , в которой она описывала , как буквально за месяц её героиня художница написала 20 картин , проданных в Париже за баснословные деньги /5/. Сама Сашнева после выхода этого романа сказала, что больше книгам посвящать свое время не будет. Для неё предпочтительнее проиллюстрировать чью-то книгу, чем писать - вместо того, чтобы рисовать.
Потому что книги , имеющие новизну, более затратны по времени , чем картины. Причем и на чтение книг - тратится больше времени, чем - на созерцание.
Как правило, это так. Художник не редко работает за читателя , превращая его, тем самым, в «смотрителя».
Хотя, вывод о времени на написание книги и на написание картины - не общий.
Виктория Ярославова работала над картиной «Гатчинский парк» долго. Но она отвлекалась от картины. Потом снова возвращалась к ней.
И как пишут о ней искусствоведы, она добросовестна и порядочна в своем творчестве.
Это мой «перевод»
Дословно так :
«Необходимо отметить высокий профессионализм исполнения произведений и внимательную проработку каждой картины , и ощущение, что автор вложил в каждый труд свое внимание, эмоционально прожил каждую работу . У автора неповторимый, сразу узнаваемый стиль , в котором сочетается русская и французская живописная школы» - Анастасия Александрова искусствовед.
Или вот так :
«Эту выставку нужно обязательно увидеть! … И правда, здесь каждый найдет, откроет для себя что-то интересное. Может, ваш взгляд привлекут пейзажи, наполненные особым французским колоритом, или, сложившиеся из простых четких линий портреты с рафинированными жестами, движениями и позами персонажей, немного ироничные, но необыкновенно глубокие. В них фактурные мазки и игра цветом способствуют выражению сложных состояний души…. Изящество и женственность в работах Виктории нераздельны с почти бездонной самоуглубленностью, праздник одиночества сплетён с внутренней свободой…У художника особый авторский стиль, и в нём обретают новое для себя бытие близкие ей люди: друзья, родные, добрые знакомые. В нём, несмотря на всю сложность, всегда ощутима сила позитивного взгляда…» - искусствовед Виктория Базыкина /14/.
Виктория не иллюстратор книг .Она , скорее, - «иллюстратор природы». Эволюционирующий. От выставки - к выставке она растет. И этот рост отмечаю не только я.
И вместе с Францией - у неё появляется склонение к Востоку.
И новый акцент - на цвете.
Виктория хорошо воспринимает алгоритмы /9/.
При этом, она совершает и большой эмоциональный труд, в т.ч. и за тех, кто скуп на эмоции или не развил в себе талант к ним.
За кого трудятся художники - хорошо знают в Цфате. Поэтому, выбирая из всей группы творцов исключительно художников , многие последователи неправильно понятой кабалы , поощряют рост ленной созерцательности тех, кто обладает деньгами. А отсюда и произрастают проблемы с морем, и с кораблекрушениями. Что, как образ, можно отнести и к крушению финансов (
Позвольте, кто пригласил разрушителя?- спросил Принц Чарльз. О «Черном Лебеде», которого хотят «подпустить» России, и «непредсказуемости» в финансах»).
Недавно на аукционе Sotheby's более чем за миллион долларов была куплена картина «Римский нищий» , одноименная произведению П.П.Чистякова, музей которого находится в Пушкине. Второе название картины «Потерпевший кораблекрушение» и её автор Генрих Семирадский. На ней изображен человек, потерявший всё , и даже одежду, во время крушения корабля, обретающийся в порту и пытающийся на пристани продать картину: или нарисованную им, или найденную им среди обломков потонувшего судна/11/.
Картина в руках спасенного морем, в этом сюжете, воспринимается, как последняя «валюта» тех, кто потерпел крушение. И это весьма символично в дни , когда мир не может справиться с допущенным им «ростом масштабов» и не знает, как начать «сжатие» (
«Энерго-сырьевые корпорации «заблудились» в измерениях и масштабах мировой экономики» ).
Другие две картины, которые были куплены ещё до начала аукциона и за кратную цену : "Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая" и "Семейный портрет".
«…Главную сенсацию аукционный дом на этот раз произвел до торгов. Две картины, заявленные в числе главных лотов вечерних торгов - портрет кисти Роберта Фалька "Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая" и монументальное полотно Петра Кончаловского "Семейный портрет" - были проданы до аукциона коллекционеру из России за суммы, многократно превышающие эстимейты. Работа Кончаловского была продана за 4,68 миллиона фунтов стерлингов, что в четыре раза выше рекорда на произведения этого художника (1,036 миллиона фунтов стерлингов). "Портрет Каган-Шабшая", одного из наиболее известных коллекционеров еврейского искусства начала ХХ века, продан за цену, которая не разглашается, но известно, что она во много раз превышает первоначальный эстимейт»(2,5-3,5 миллиона фунтов стерлингов)» (
«Общая выручка "русских торгов" в Лондоне составила более 55 млн фунтов»).
Коллекционер из России купил портрет коллекционера еврейского искусства Каган - Шабшая.
Такое впечатление, что Россия увлеклась Цфатом.
Но «формула» самого Цфата , повторю, является «усеченной».
Мир бы не штормило, если бы все было правильно устроено.
И есть одновременно большой вопрос :
Почему раввины мистики пришли туда, где крестоносцы основали крепость.
Это вопрос из того же ряда : почему евреи из Кракова выбрали соседство с Межбеж и замком «Лебедь Белая» (
«Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты»).
«Читающий Тору» - такая картина есть в музее истории религии Санкт-Петербурга /1/. Точное её название «Утренняя молитва (Портрет отца)»
Её нарисовал сын «Читающего Тору» - Соломон Моисеевич Гершов
Причем отец, переплетчик, не считал художественные занятия сына серьезными. « К искусству относился безразлично». Переплетом книг занимался, обращу внимание , и раввин Кадури.
И, тем не менее, сын единственный из многих выбрал этот образ своего отца .
При этом, он описал художественными средствами, в т.ч. цветом, - состояние читающего Тору.
И вот эти две картины : «Читающий тору» и «Коллекционер еврейского искусства Каган Шабая» надо смотреть вместе.
Потому что из этого сравнения возникают вопросы…
Один - Читает Тору
Другой - коллекционирует работы художников, со следами того знания, которое обрел «Читающий Тору».
Простой вопрос с трудным ответом.
Отчего сам коллекционер не предпочтет чтение Торы ?
Трудно идти и путем православной Умственной молитвы…
И большая часть человечества не может и не спешит пройти этот путь, предпочитая превращаться в «ленивых созерцателей».
Именно поэтому поддержка исключительно художников не является вполне достаточным условием.
Более того, избирательное покровительство тем, кто позволяет душе богатых лениться, по большому счету, - уничтожает наш красивый мир под названием «Планета Земля».
Ведь не редки ситуации, когда поддерживающий художников, приумножает свои финансы за счет угнетения других творческих профессий. И ясно , что такой меценат уж точно не спасет мир.
Но богатых сказочников становится все больше. Хотя сами они пребывают в иллюзиях о том, что «знают тайны богатства и мира».
Я получала письма, из которых следует, что мои статьи о художниках некоторые воспринимают как мой рост. Нет, статьи о картинах и иллюстрациях это просто язык.
Отчасти - приземление. Потому что художники , во всей их совокупности, ближе к власти . А власть -это земное. Особенно в последние века.
Просто «Читающих» - все меньше. А «Смотрящих» - доминирующее большинство.
Но большинство - не всегда право. И если вспомнить пирамиду, большинство - внизу.
Характер Русских торгов в Лондоне очень четко отражает и кризис в экономике, и страхи , и веру грешников в «Непредсказуемость» Богородицы», которая вдруг да и спустит пояс даже самым закоренелым грешникам , а уж тут, на земле, они не проиграют конкуренции и обязательно ухватятся за спасительный конец пояса , сброшенный из Рая.
Продолжение по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=919