Полный текст с иллюстрациями
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=917 Проиллюстрировала на сайте и дополнила сведениями о недавно изданной книге «Псковская судная Грамота» статью
«Проблема Коммерсантов в том, что они не знают историю «Иоанновского сто» и делают ошибочные ставки»
http://yaroslavova.livejournal.com/269634.htmlНОВОЕ к статье
«В поисках Княжеской мысли…Проблема Коммерсантов в том, что они не знают историю «Иоанновского сто» Князя Всеволода и делают ошибочные ставки»
…..
В Пскове Князь Всеволод тоже построил Собор Иоанна Предтечи , рядом с которым появился торг. Воссоздал то, что он делал в Новгороде (
«Птичья Лапа» псковского Иоанна Предтечи Княгинина монастыря, как знак власти Созвездия Лебедя и христиан Святого Иоанна»).
И некогда подчиненный Новгороду Псков, стал конкурентом Новгороду , а со временем даже превзошел его.
Именно в Пскове через несколько столетий после Уставной грамоты для Иоанновского сто была написана «Псковская судная Грамота». Но Псковская Судная Грамота, которую сейчас называют «Памятником княжеско - вечевого законодательства» была в большей степени адресована взаимоотношениям с гражданами , а Великий Князь Новгородский и Псковский Всеволод Мстиславич занимался именно юридическим обеспечением международной и внутренней торговли и на несколько веков раньше появления Судной Грамоты.
В 2011 году при поддержке администрации Псковской области была издана книга д.и.н., профессора СПбГУ Ю.Г.Алексеева «Псковская судная грамота: текст, комментарий, исследование».
Книга начинается с приветственных слов : губернатора Псковской области А.А.Турчака , Генерального прокурора Ю.Я.Чайки, Министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова.
80-летию Юрия Георгиевича Алексеева - автора книги о Псковской судной Грамоте посвящена статья К.В.Баранова:
«Заметка о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева» М.-СПб., 2006 г. Один из героев этой статьи дьяк Левонтий Ярославов , который занимался судебными и юридическими вопросами в Ярославле и Твери, «ставил Тверь под власть Москвы» вместе с Великим князем Иваном Молодым и братом царицы Марии Борисовны - Великим Князем Тверским Михаилом Борисовичем. В ряде источников он именуется, как Ярославов, а в ряде источников называется как Левонтий Алексеев. При этом , сведения об этом приближенном к московскому княжескому двору Левонтии Ярославове ( Алексееве) исчезают после того, как в опалу попадает брат, сын - Иван Молодой и венчанный на трон Дмитрий внук первой, умершей супруги Ивана III Великой Княгини Тверской Марии Борисовны. Царица Мария Борисовна - правнучка Великого Князя Тверского Ивана Михайловича, родным братом которого был Великий Князь Тверской и Микулинский Федор Михайлович, женатый на дочери Федора Кошки, к чьим потомкам относятся и Романовы. При этом, родовая вотчина Филипповское дьяка Левонтия Ярославова (Алексеева) после опалы и смерти Великого Князя Ивана Молодого , также как и его сына Дмитрия (внука) , венчанного на трон, перешла к потомкам Микулинских князей - князьям Телятевским, о чем упоминается в статье К.В.Баранова:
В «Актах служилых землевладельцев XV - начала XVII века» (Т. 1 № 146), где говорится:
«… В 1523 году местные старожилы утверждали : « А ту, господине, землю знаем, на которой стоим, то, господине, земля Филиповского села. А было, господине, то село вотчина Леонтия Олексеевича и его детей Федора да Андрея. А как, господине, Леонтия и его детей не стало и князь великий, господине, пожаловал тем селом и деревнями князь Михаило Телятевского и его сына князь Ивана» (Цитируются эти Акты в статье К.В.Баранова «Заметка о происхождении Паисия Ярославова»).
А выехал куда-то вместе с сыновьями дьяк Левонтий Ярославов, ставший Алексеевым, видимо, после опалы его соратников, потомков Ивана III от первого брака.
Вся эта история и родственные связи подробно представлены в статье:
«Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне» .
И есть версия , что Ю.Г. Алексеев - автор книги о Псковской судной Грамоте , имеющий много известных учеников, в т.ч. авторов Приветствия к этой книге, может быть потомком дьяка Левонтия Алексеева из бояр Ярославовых. Также как и К.С.Станиславский , настоящая фамилия которого Алексеев.
Тексты Псковской судной Грамоты в книге переведены на язык , понятный современникам. И хотя, как уже сказано выше, в ней больше регулируются покупки частных лиц ( не купцов), но вместе с этим есть очень интересные статьи.
В частности, статья о благодарности и не благодарности тех, кто пришел на уже подготовленную территорию, поднялся на ней, а потом заявляет нечто подобное тому, что я бы и без вашей помощи мог разбогатеть и встать на ноги.
Ситуация очень актуальная для 21 века в России, в связи с миграцией и «черной неблагодарностью» бизнесменов , мэров, губернаторов , которые приезжают на уже подготовленные территории, в города с большим бюджетом и стратегией, а потом начинают утверждать, что все обретенное ими - только благодаря их личным талантам.
Так я перевожу на современный язык одну из ситуаций , которая рассматривается в Псковской судной Грамоте.
Хотя для бизнеса, как уже сказано выше , много более важна Уставная грамота для Иоанновского сто. Мне встречались добротные статьи об этом «торговом Уставе» и я выражаю сожаление о том, что бизнес не находит время - всё это прочитать, а близоруко вкладывает деньги в продвижение недальновидных и не видящих общей картины людей, с неплохими навыками торговли , но с отсутствующими навыками Княжеского мышления, какое было у Великого Князя Всеволода Мстиславича Псковского и Великого Князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых, о чем я могу судить по заключенным им долгосрочным договорам с Магистром и Дерптом.
Современному бизнесу не хочется читать , как не хотелось вникать в сложности организации торговли Новгородским купцам ?
Но Новгородские купцы хотя бы «божий дар от яичницы отличали». И приглашали к себе на Княжество Князей, способных мыслить по Княжески.
В истории Новгорода и Пскова много поучительных уроков.
Что же касается неблагодарности Новгорода , изгнавшего Князя Всеволода, то через несколько колен , уже другие князья пришли в Новгород и «отрубили уши» колоколу Новгородского вече, подчинив Новгород Москве.
Надо сказать, что Новгородские купцы очень раскаивались за то, что предали Святого Всеволода Псковского. Но было уже поздно. История изменила свой ход.