и «втором распятии жидами Христа»
© Н.Б. Ярославова-Чистякова
10-14 июня 2013 года
Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=851В Пскове 10-11 июня состоялись IV Международные Александро-Невские чтения «Роль Александра Невского в современном мире» к 750-летию со дня преставления святого благоверного великого князя Александра Невского.
Основные участники и инициаторы этих международных чтений: Псковская религиозная организация православного Прихода храма Александра Невского города Пскова, Псковская Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Программа «Александр Невский» Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, Псковский юридический институт ФСИН РФ и др.
Если говорить об именах, то обращали на себя имена А.Коновалова - Министра юстиции, которому подчинено ФСИН и В.Якунина - председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, а также программы «Александр Невский - имя России» Александро-Невского братства /1/.
Я назвала тех, кто присутствует в политике и влияет на политику, поскольку слово политика тоже произносилось в дискуссии и некоторые доклады были даже названы программными, в частности, о «Новой Александрии» Александра Невского. Полное его название такое: «Конец и вновь начало: линия Даниила Галицкого и линия Александра Невского». Его автор Л.Исаков. Сама же «Новая Александрия» напомнила мне петергофский парк «Александрия», названный так в честь Капеллы Александра Невского - домашней императорской церкви царской семьи Романовых. Капеллу в неоготическом стиле, над входом в которую находится объемное изображение Богоматери с императорской короной над её головой, я называю Нотр-Дам /2/. В 2006 году, в дни перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны, в Капелле Александра Невского - петергофском Нотр-Даме парка Александрия находился саркофаг урожденной Датской принцессы Дагмар …Тут давние сложные отношения, связанные с Орденом Данеброг. Хотя сам Л.Исаков об этом не упоминает. Он смотрит «на Восток». Одну из главных заслуг Великого Князя Александра Невского Л.Исаков увидел в том, что при нем православие впервые начало распространяться в направлении Урала и Енисея
Политика присутствовала и в приветственном слове В.Н.Туманова - главы Псковского землячества в Москве, заместителя председателя Федерального арбитражного суда Московского округа, Члена правления программы «Александр Невский» Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, где прозвучало напоминание о том, что здесь, в этом зале, в начале 90-х годов принималось Обращение : не допустить раскола России, поддержанное Суздалем, Ярославлем и другими древними городами.
«Определив роль Александра Невского в важнейших исторических периодах России, мы должны понять, куда нам двигаться дальше», - отметил Владислав Туманов, комментируя главную тему чтений. Тем самым, он «выделил» Александра Невского из его династии, тогда как сам Александр Невский династическую легитимность ставил выше легитимности личной, о чем сказано в его завещании Псковичам. /12/
По приглашению Олега Тэора - настоятеля псковского Храма Александра Невского в Пскове я приняла в нем участие с докладом «О Культе Воинов Святых», опубликованном в Материалах этих Международных Александро-Невских чтений.
Дискуссия на этих Международных чтениях развернулась вокруг вопроса: Почему именно Александр Ярославич Невский? В чем Величие Александра Невского? Почему не все братья Ярославичи? Почему не отец Александра Невского - Князь Новгородский, Киевский и Владимирский Ярослав Всеволодович, которого автор вышеназванного доклада «О Новой Александрии» именует Ярослав Всеволодович Грозный?
Участники, кто мягко, кто более настойчиво, проводили мысль о том, что в биографии Александра Невского много неоднозначного. А аргументация уникальности Александра Ярославича Невского и его превосходства над братьями Ярославичами и отцом Ярославом на настоящий момент не является вполне убедительной.
Подобный же вопрос: «Почему именно Александр Невский?» - был поставлен и мною, в частности, из-за альянсов Александра Невского с Ордой, которые для одних были хороши, а другим несли тяготы и несчастья.
Дискуссия приняла острый характер прямо на Пленарном заседании, когда историк Л.Исаков, выслушав несколько докладов, в т.ч. «О кротости и смирении» Невского, вышел на позицию «перед аудиторией» и обратил внимание на то, что самой истории почитания Александра Ярославича Невского - несколько веков, но при этом государственность России не один раз распадалась.
Он предложил объективно обсуждать реальную биографию Князя Александра Ярославича Невского, у которого были проявления: и ярости, и жестокости, и гнева. «Нельзя оценивать эту фигуру с точки зрения половины его жизни или 4 % его деятельности».
И уже на следующий день, в своем докладе, он сказал: «Князь существо честолюбивое, жадное и смелое. Князь честолюбец по своему занятию».
…
Ещё один из доводов … докладчика, сделавшего акцент на смирении, состоял в цитировании того, что «Княжеское достоинство он легко сменил на схиму».
Однако постриг или схиму принимали все Великие Князья, если они не погибали в бою.
История о схиме описывается так: «Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября 1263 скончался в Городце».
Смирение и кротость монаха - осознанны им.
Смирение же и кротость, если они насильственны - это рабство.
Не думаю, что псковичей надо воспитывать в этой идеологии. Тем более, псковский характер совсем иной.
…Великий Князь не руководит рабами. Он, в первую очередь, взаимодействует с «Золотыми поясами», с боярами и посадниками.
Если же говорить о пути Великого Князя к Святости, о чем упоминалось в контексте Александра Невского, то безупречный пример - Никола Святоша - Великий князь Святослав Давидович, который также имеет отношение к истории Пскова, поскольку его дочь была супругой Псковского Князя Всеволода - Гавриила, похороненного в Троицком Соборе. И Князь Святослав Давидович имеет прямое отношение к становлению Печерской церкви, Псково-Печерская Богородица которой является Покровом города Пскова /6/
В отличие от Великого Князя Александра Невского, Преподобный Никола Святоша провел в монастыре 30 лет, где совершенствовался духовно (
«Истинно он выше всех русских князей…»).
Отлучался из монастыря Никола Святоша только один раз, в 1142 году, по просьбе великого князя Всеволода Ольговича, для примирения Черниговских князей с их братьями.
Именно к этой теме - отношений с братьями и возвращались авторы докладов IV Международных Александро-Невских чтений.
Одни утверждали, что Князь Александр Ярославич Невский и Князь Андрей Ярославич ненавидели друг - друга. Другие - считают, что факты истории не указывают на их однозначно плохие отношения.
Причем в происходящем вокруг имени Александра Невского, одни стараются «очистить» его от братских и сыновьих отношений, т.е. взять для современного идеологического контекста и пропаганды (надо называть вещи своими именами) исключительно фигуру Князя Александра Невского.
Другие, напротив, уже непосредственно названиями их докладов, по сути, говорят : Нет. Александра Невского нельзя понять вне контекста его родственных отношений с братьями и отцом.
Один из таких докладов: «Младший брат Александра Невского: к истории политики Великого Князя Ярослава Ярославича Владимирского и Тверского» Н.В.Штыкова, кандидата исторических наук, доцента кафедры архивоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - ученика д.и.н., профессора Ю.Г.Алексеева.
То, что происходит, имеет очень большое значение для современной истории России.
Вышеописанным образом, уже пытались «отделять» Князя Александра Ярославича Невского от Князя Михаила Ярославича Тверского в годы репрессий, предшествовавших нападению на Россию «немецкой орды», которую когда-то победил Невский :
«До 1936 года « прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы - одна для Михаила Ярославича Тверского, другая - для князя Александра Невского». Но Спасо-Преображенский собор взорвали. А вот дальше началась детективная история. Мощи Александра Невского сохранились, тогда как мощи Святого Михаила Тверского - исчезли со ссылкой на оккупацию» (
«Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»).
В связи с этой историей Михаила Тверского, в дискуссии о братьях Ярославичах, в качестве довода я привела такой аргумент, уже во второй день Александро - Невских чтений.
Псков силен древней традицией почитания апостола Иоанна Богослова - автора «Духовного Евангелия», состоящего из «Книги Знамений» и «Книги Славы».
Знамение было явлено Великой Княгине Ольге, когда «сошлись» три луча на том месте, где сейчас стоит Псковский Кром.
Знамение было явлено Константину Великому у «Мульвийского моста». Эскизы картины Дж.Романо, посвященной этому Знамению, представлялись в апреле с.г. в «Доме Масона» Пскова /8/
Знамение было явлено, когда «с неба «упал» Датский флаг Данеброг» во время сражения при Линданиссе: «Вальдемар Победитель, подняв голову, увидел огромный алый стяг, застлавший небо, а в самом его центре - белый крест».
Знамение было явлено перед Битвой Александра Невского на Чудском озере - воеводе Князя, богобоязненному мужу, именем Пелгусий (в крещении Филипп), который, «исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу: «Брате Глебе, вели грести, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов». История этого Знамения представлена на Невьянской иконе «Александр Невский со сценами», начала XIX века.
Знамение в 1995 году было явлено в Буденновске, там, где некогда находились мощи Великого Князя Михаила Ярославича Тверского. Можно сказать: «делали остановку». Также, как в 2006 году «делал остановку» в Капелле Александра Невского саркофаг императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмар, при перезахоронении её праха, привезенного из Дании в Петербург.
Т.е. само современное Знамение в Буденновске указывает на то, что Великий Князь Михаил Ярославич Тверской фигура не менее значительная в истории Руси, чем Князь Александр Ярославич Невский. И вместе они являют гордость династии Ярославичей - потомков Великого Князя Киевского, Новгородского и Владимирского Ярослава Всеволодовича.
Это сильный аргумент.
Другим сильным аргументом является Завещание самого Александра Ярославича Невского, которое не было упомянуто ни в одном докладе Пленарного заседания, также как в тех докладах секций, в т.ч. программных, которые я слышала, и полный текст которых прочитала в Материалах IV Международных Александро-Невских чтений.
Наилучшим образом это Завещание Александра Невского представлено в упомянутой выше книге «Власть прошлого. Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII - XIX веках» д.и.н. Владимира Аракчеева:
«В летописях приведено обращение Александра Невского к псковичам, которое без смысловых искажений читается только в Синодальном списке Псковской 2-й летописи:
«Аще кто и напоследи моих племенник прибежит кто в печали, или так приедет к вам пожити, а не приимете, не почстете его акы князя, то будете окаанни и наречетося вторая Жидова, распеншеи Христа».
Ю.Г. Алексеев установил, что «клятву» Александра следует понимать, как особый политический акт, направленный «на укрепление связей Пскова со всей Русской землей, в частности, с политической властью Руси - властью великого князя». Исследователь также полагает, что с событиями 1242 г. могла быть связана и выдача Пскову грамоты об основах княжьего суда и управления. Попытаемся конкретизировать содержание летописной речи Александра Невского. Буквальный перевод его обращения на современный нам русский язык звучит так:
«Если же в будущем кто-либо из моих родственников или потомков прибудет к вам в Псков вынужденно или добровольно и вы его не примете или не окажете ему почестей, приличествующих князю, то уподобитесь окаянным евреям, распявшим Христа».
В данном обращении важнейшее место занимает упоминание «племенник», то есть членов племени, рода, к которому могли относиться все потомки Ярослава, отца князя Александра - Ярославичи в широком смысле слова. Очевидно, что княжеские почести следовало оказывать не только собственно новгородским и псковским князьям, но и всем потомкам Ярослава, волею судьбы оказавшимся в Пскове……».
Я процитировала главу «Дар» книги Владимира Аракчеева, что близко к «Бере», описанному мною в Бирской истории (
«Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.4»).
И автор очень хорошо назвал «Дар» - «реликтовым платежом».
Как видим, сам Александр Невский чтил династию, прежде себя одного.
При этом, он заранее назвал «жидами, во второй раз распявшими Христа» тех, кто будет не гостеприимен к его потомкам, кто не проявит должного уважения и,хуже того, оскорбит их.
И так получилось, что именно эти Международные Александро - Невские чтения стали проверкой Пскова на соблюдение ими Завещания Александра Невского.
24 апреля 2013 года я написала письмо Олегу Тэору - настоятелю Храма Александра Невского и храма Ольги Великой в Выбутах.
И вот именно это письмо, с некоторыми сокращениями Олег Тэор включил, как доклад, в Материалы Александро-Невских чтений.
Название моему докладу выбрали такое: «О Культе Воинов Святых», что вообще-то соответствует содержанию письма, где я описывала историю моего постепенного знакомства с Культом Воинов Святых.
Процитирую отчасти это письмо, ставшее докладом :
…..
Поскольку, о чем уже сказано, это было письмо и я подписала его просто : Наталья Чистякова, то именно так я и была указана, как автор. При этом, инициалы поставили: Н.О.
Т.е. получилось Н.О.Чистякова…
Увидев это свое «второе отчество» - Олеговна, я вспомнила один разговор во время своей первой поездки в Псков.
Меня спросили, как я перевожу или толкую имя Ольга.
Я сказала, что есть разные интерпретации : «Ольга, Вольга, Нельга, Волза. Я также встречала публикации о том, что Олга - это вообще может быть имя Кагана…»
Мой собеседник ответно заметил, что Ольга это ещё и - Олегова.
И когда я делала преамбулу к своему докладу, то обратила внимание на то, что отчество указано не правильно, потому что в письме я отчество не указала.
И повторила вышеприведенную интерпретацию про «Олеговну», сказав, что пусть теперь это будет «второе отчество», если так получилось. Хотя, это может быть и Ольговна, и Ольговичи.
…В письме Олегу Тэору - настоятелю Храма Александра Невского в Пскове речь шла и о Святых Борисе и Глебе, пришедших на помощь Александру Невскому, при этом, в следующем контексте:
«…Мы на Каме, в том числе и я, в бывшем Казанском ханстве, которое завоевали наши предки, страдали не от Запада, а от потомков Орды и ментальности Орды.
Поэтому для нас героем является князь Михаил Черниговский, князь Андрей Ярославич, князь Михаил Ярославич Тверской.
И история Бориса и Глеба нас учит уважать князей Рюриков, которые отказались от братского кровопролития и предпочли уехать на Запад, оставив свои княжеские уделы.,
Ведь князь Андрей Ярославич был прав, когда воскликнул: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!».
Для кого-то князь Андрей Ярославич - «проигравший», как Борис и Глеб, а для кого-то в духовном плане - победитель.
И когда я узнала о том, что на фресках Снетогорского монастыря жители Пскова добавили к авторам ересей в Аду : Ирода, Иродиану, Саломею и Святополка Окаянного, «победившего» братьев Бориса и Глеба, то была глубоко и всем сердцем на их стороне…»
Удивительно, но в докладах IV Международных Александро-Невских чтений «Роль Александра Невского в современном мире» много говорилось о победе Александра Невского на Чудском озере, но мало кто выделил тот факт, что помогли Князю Александру Невскому - Святые Борис и Глеб, изображенные на Невьянской иконе.
И простого упоминания Святых Бориса и Глеба здесь мало. Главный вопрос здесь в том: Почему Борис и Глеб - противники братской розни решили помочь Александру Невскому?
Однако некая «псковский воспитатель» пыталась сменить направление дискуссии, со ссылкой на то, что это научная конференция, поэтому разговор о Святых, и архангелах, об апостоле Иоанне Богослове - не соответствует теме чтений.
Напомню встречно, что Чтения проводились при участии Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Фонда Андрея Первозванного, который тоже является апостолом, как и Иоанн Богослов.
Т.е. это не РПЦ пришло в Псковские университеты, а псковские преподаватели пришли на чтения о Князе - канонизированном Святом.
И если сам Александр Невский дорожил помощью ему Святых Бориса и Глеба, то участникам Чтений, посвященных Великому Князю Александру Ярославичу Невскому надо проявить к этому уважение.
И если сам Александр Невский в его Завещании Псковичам сказал, что он часть династии, то не надо его отделять в рамках этих Чтений от его братьев Ярославичей и его отца Великого Князя Ярослава Всеволодовича, в т.ч. посмертно, как это произошло в случае, когда рака с мощами Великого Князя Михаила Ярославича Тверского исчезла. Более 50 захоронений потомков мурзы Чета - Великого Захарии находится в Ипатьевском монастыре.
А захоронения Ярославичей - все разрознены. И когда их пытаются соединить - происходят истории, подобные истории с серебряной ракой с мощами Михаила Тверского. Вот о чем надо говорить.
…Псков, который я узнала со стороны Храма Александра Невского, был ко мне гостеприимен.
Что касается «не знающих завещание Александра Ярославича Невского», то гневное сравнение с «жидами, распявшими Христа» дал им сам Великий Князь.
Их появление в Пскове предвидел Святой Благоверный Князь Александр Невский, они и появились.
Свою преамбулу к докладу, я начала с того, что «Я 30 лет прожила на территории Орды».
Но слышавшие меня не среагировали. А ведь Александр Невский как раз и отличается от своих братьев тем, что именно он максимально долго прожил на территории Орды и смог увидеть происходящее в глобальном мире глазами человека, долго находившегося в Азии.
Такой же опыт, волею судьбы, получила и я.
Поэтому я и написала в письме Олегу Тэору
«Вот это мой взгляд человека, который жил не на Западе, чей род несколько веков подвергался давлению с Востока.
Тем же, кто жил на Западе, надо увидеть происходящее в современной России и глазами Азии…»
Описанные реакции, не знающих или не понявших Завещание Александра Невского, надо сказать, заметно отличались от реакции людей, проникнувшихся Православием.
Но именно благодаря этому единичному псковскому не гостеприимству я поняла, что Великий Князь Александр Невский уникален тем, что он оставил Завещание Пскову об уважении ко всем своим потомкам и родичам, чем усилился сам и усилил Династию.
Тем, что оставил след в истории о быстрой и правильной эволюции его взглядов, которой способствовало долгое проживание в Азии.
Тем, что память о нем прямо связана с памятью Святых Бориса и Глеба, и Ярославичи, таким образом, стали Хранителями-Преемниками этой памяти вслед за Черниговскими родами.
Полный текст по ссылке
http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=851