Всего 47 фото
Ярославль встретил меня ласковым солнцем и прозрачным чистым голубым небом с легкой дымкой редких облаков. Начало мая было просто завораживающим. Только вчера я был
Суздале, а два дня назад - во
Владимире. Золотое кольцо России властно очаровывало и вызывало самые чистые и восторженные чувства. И как я раньше здесь не бывал!?... Сегодня третий день четырехдневного экскурсионного тура. И с утра, у нас, в Ярославле - древнейший Спасо-Преображенский монастырь...
Спасо-Преображенский монастырь был основан в Ярославле во второй половине XII века для защиты подступов к кремлю с запада у переправы через реку Которосль. Точная дата его основания не известна, но впервые он уже упоминается в летописи в 1186 году. Никоновская летопись, сообщает, что в 1216 году "князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения". И, скорее всего, это не дата основания, а дата постройки первого каменного храма. Первоначально Спасо-Преображенский монастырь был, конечно же, деревянным.
02.
Ростовский князь Константин покровительствовал монастырю. В 1216 - 1224 годы по его приказу в монастыре построен каменный Спасо-Преображенский собор. Благодаря усилиям Константина и его средствам в монастыре было открыто первое на северо-востоке Руси духовное училище, позднее, в 1218 году, переведенное в Ростов. Монастырь имел богатую библиотеку с большим количеством уникальных греческих и русских рукописных книг и играл роль религиозного и культурного центра края.
03.
В 1218 - 1224 годы у юго-восточного угла Спасо-Преображенского собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. По преданию, ее заложили в честь образования Ярославского княжества в 1218 году.
Монастырские власти были духовными наставниками всех ярославских князей, что позволяло им вмешиваться в дела княжеского дома, влиять на политику князей, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя - князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г.
04.
В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви, упомянутой выше, были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 гг. в Москве по заказу Ивана III и митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в создававшийся в то время пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.
Во время пожара 1501 года строения монастыря сильно пострадали. Большой ущерб был нанесен Спасо-Преображенскому собору, его пришлось разобрать. На фундаменте этого собора в 1506-1516 годах был построен новый каменный храм. Московский князь Василий III всячески содействовал этому строительству. Строили собор мастера, присланные князем из Москвы, по образу храмов Московского Кремля. Сейчас Спасо-Преображенский собор - древнейшее строение Ярославля, дошедшее до наших дней.
Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены со Святыми воротами, выходящими на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. На надстроенной в XVII веке дозорной башне-колокольне висел специальный набатный колокол для объявления тревоги
05.
Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление - «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю.
06.
07.
08.
Так Святые ворота выглядят с внутренней территории монастыря...
09.
До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь. Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. В 1550-1580 гг. вместо старых деревянных были построены каменные стены.
Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством московских великих князей, а затем и царей. Почти все московские правители посещали монастырь. И каждый такой визит приносил монастырю богатые денежные вклады. Кроме денег монастырь получал множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей.
Часто посещал монастырь царь Иван Грозный. 55 жалованных грамот, полученных от царя, передавали монастырю во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Не скупились и другие правители. Монастырю принадлежали земли в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход.
10.
К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль Ярославля тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна».
Конец XVI - начало XVII века называют «Смутным временем». В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» (сторонники Лже-дмитрия II) оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить.
В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства - «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.
11.
В марте-апреле 1613 года в стенах Спасского монастыря останавливался Михаил Федорович Романов. Он направлялся из Костромы в Москву для «венчания на царство». Михаил прибыл в Ярославль вместе с матерью, инокинею Марией Ивановной, но весенняя распутица задержала их. Именно из монастыря была послана в Москву первая грамота, извещавшая Земский Собор о согласии Михаила Романова на престол. 16 апреля, после благословления от архимандрита Феофила, они отправилась в Москву. В дальнейшем царский дом всегда покровительствовал Спасскому монастырю. Монастырские власти не замедлили добиться подтверждения своих прежних привилегий и права на освобождение от пошлин. В ближайшие годы они развернули большое строительство.
После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо».
Это Церковь Ярославских Чудотворцев.
12.
Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту - от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров.
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ - боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение - 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
13.
Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту - от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен составляла около 820 метров.
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ - боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение - 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Были построены также шесть башен по углам или в изломах стен. Две башни сохранились до наших дней - Богородицкая и Угличская. Они ограничивают стену кремля, которая выходит на Богоявленскую площадь.
Богородицкая башня
14.
15.
Богородицкая башня была сооружена в 1623 году на северо-западном углу ограды на месте старой башни XVI века . Это квадратная башня размером 6,4 х 6,4 метра со сводчатыми перекрытиями. Выше зубцов ее покрыли тесовым шатром с дозорной вышкой. Только в этом месте, у башни, фрагмент старой стены XVI века вошел в состав новой стены XVII века. Богородицкая башня имеет глубокий подвал с потайным ходом.
16.
Угличская башня
17.
Михайловская башня (1803 год).
18.
В XVII веке Святые ворота по-прежнему служили парадным въездом в монастырь. Здесь тоже были перестройки: помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением, окруженная галерей, частично сохранившейся со стороны монастырского двора.
В 1624 году монастырь купил старые часы мастера Христофора Галовея, висевшие на Спасской башне Московского Кремля. Дозорная башня была переоборудована для установки этих часов. Для гирь часового механизма на всю вышину башни устроили специальный колодец.
В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года.
В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом.
19.
В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века - "Слово о полку Игореве"...
В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня - чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды.
В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 - 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора и смотрится в этом месте чуждо и неестественно.
20.
21.
22.
23.
В первое десятилетие 19 века монастырская звонница подверглась основательной реконструкции. В 1809 году по «рисованному плану» Андрея Владимировича Мизерова, служившего при Архиерейском доме канцеляристом, был построен новый ярус звонов в готическом стиле. Это произошло во время правления архиепископа Антония (Знаменского), питавшего, по отзыву И.А.Тихомирова, «большую слабость к готике и щедро применявшего её к древним зданиям монастыря». Работы по разборке древних шатров и возведении яруса с тремя главами и декоративными пирамидками, увенчанными репьями, подрядился исполнить крепостной крестьянин Пётр Иванов Лапшинов за два летних месяца 1809 года.
24.
Репья или "шары со звездами" ярко горящие на солнце иногда сравнивают то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими "солнышками", раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Венчающая здание беседка-ротоонда в классическом стиле была сооружена в 1824 году по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. Надстройку производили двое мастеровых: ярославский мещанин Александр Добрынин и крестьянин Фёдор Раков, за всю переделку монастырские власти заплатили около восьми тысяч рублей. На завершении беседки-ротонды на звеннице были установлены часы, перенесённые со Святых ворот монастыря. Эти часы находились до 1624 года над Спасскими (Фроловскими) воротами Московского кремля.
25.
По завершении начального этапа реконструкции звонницы начались работы по отливке новых колоколов: увеличение размеров здания в высоту, недавно сооруженный просторный ярус звонов давали возможность создать более мощный и гармоничный ансамбль. Монастырский колокольный ансамбль не сохранился, ещё в 1925 оду многие признанные «немузейными» колокола были сняты с ярославских церквей. В 1928 году- реставрационная мастерская просила сдать в Рудметторг часовой колокол в 255 пудов со зконницы; на следующий год эта же участь постигла остальные колокола.
В июле-августе 1991 года звонница Спасо-Преображенского монастыря вновь зазвучала - на неё подняли 18 колоколов, их подбор был составлен с большими трудностями из очень небольшой по количеству коллекции колоколов старого литья в фондах ЯМЗ.26.
Звонница монастыря - единственная подобного рода смотровая площадка в Ярославле. Мы сюда еще с Вами поднимемся во второй части этого поста.
27.
28.
29.
Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю.
В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.
30.
В средней части трапезной находится огромный одностолпный зал. Зал перекрыт системой парусных сводов, опирающихся в центре на массивный четырегранный столп. Он был предназначен для трапез монастырской братии. Стены и своды трапезной украшали богатые росписи. Это был самый красивый зал в городе того времени. В трапезной принимали высоких гостей.
31.
Во время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек.
Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
32.
А теперь - внимание к Спасо-Преображенскому собору - древнейшему строению Ярославля, дошедшему до наших дней.
33.
Спасо-Преображенский собор - четырехстолпный храм. То есть свод его опирается на четыре опоры - четыре столпа. Храм поставлен на высокий подклет.
34.
Собор венчают три главы на массивных и высоких световых барабанах. Они имеют шлемовидные завершения и очень близко придвинуты к восточной стене.
35.
Главы окружены небольшими кокошниками, а по верху опоясаны аркатурно- колончатыми поясками. Фасады храма заканчиваются закомарами, лишенными каких-либо украшений. С восточной стороны фасады просты и строги. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Восточному фасаду присуща наибольшая целостность и выразительность. Все вместе - шлемовидные главы, глухие стены, узкие щели окон создают образ аскетически строгого, и одновременно очень изящного по пропорциям древнерусского храма.
Слева вы видите Часовню Трифона, епископа Ростовского.
36.
С севера и запада собор окружен галереей. О высоком мастерстве строителей говорит и совершенство кирпичной кладки, и гармоничная соразмерность всех его частей, связанная с применением единой модульной меры - «маховой сажени».
37.
Западный фасад более живописен и сложен. Трехглавие как бы полускрыто в перспективе. На первый план выступает двухярусная галерея с открытой аркадой. Она обогащает фасад глубокой игрой светотени. В XVI веке на галерею вело огромное красивое крыльцо. Такое ступенчатое расположение объемов придает западному фасаду большую пространственную выразительность.
38.
Собор был расписан в 1563-1564 годах московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиными и ярославцами Афанасием и Дементием Исидоровыми. Это самые древние фрески Ярославля. Они ценны еще и тем, что во всей России сохранилось лишь два собора с полным циклом стенной живописи XVI века - это Успенский собор в Свияжске и Спасо-Преображенский в Ярославле. Есть фрески более ранние и более поздние. А от этой эпохи сохранились росписи всего лишь двух храмов. К сожалению плотный график не дал возможности увидеть все это великолепие.
А теперь, давайте немного осмотримся на территории. Справа на фото - Семинарский корпус (XVII-XIX вв.).
39.
А это - Келейный корпус (XVII век).
40.
41.
42.
43.
Слева направо - Ризница и Дом ризничего.
44.
45.
46.
Рядом со Спасским Собором - Стелла-памятник "Клятва князя Пожарского" (2010 г.). Все рядом с ней фотографируются - я так и не дождался, чтобы снять ее без присутствия людей)
47.
...ЖЖ, как всегда, заругался о "Слишком большой записи", так, что во
второй части мы окажемся на смотровой площадке Звонницы Спасо-Преображенского монастыря и обозрим окрестности Ярославля. Там будет очень интересно. Продолжение
здесь.
Источники
Сайт
"Мой Ярославль"Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.
© Vladimir d’Ar
Часть 2