Вообще давно надо было сесть и написать этот текст, но как-то все руки не доходили, или желания не было. Помнится, много лет назад я делал интервью с руководителем пресс-службы прежнего губернатора Нижегородской области, который сказал, что никогда не возьмет в штат сотрудника, который бы не поработал до этого в СМИ, и который понятия не имеет о кухне радио, телевидения или газеты. В последнее время, как мне кажется, в пресс-службу берут чуть ли не с улицы. Тут многие ругают институт СМИ, зачастую даже справедливо, но мне кажется, настало пора поговорить о том, как работают те, кто по идее призван помогать прессе, но зачастую попросту мешает.
01. Если вам нечего показать, или показать это нельзя - не зовите вы лучше никого, сидите сами в своем сарае. Проецируйте ситуацию на себя: вы сделали в квартире ремонт, позвали гостей. Они пришли к вам на смотрины.
- Тут ванна, тут зал, тут туалет, а там кухня и еще пара комнат, но я их вам не покажу. Спасибо, идите на хрен.
Придут к вам гости в следующий раз?
02. В пресс-туре главный пресс-секретарь, а не руководитель службы безопасности, уборщица или вот то чмо в костюме от фабрики «Большевичка». Как может это чмо говорить:
- Ваше время истекло, я сейчас у вас штатив заберу
У меня пара вопросов в связи с этим. Первый: а здоровья забрать штатив хватит? И второй: какого, собственно х@я?
03. Если ваш начальник не может связать двух слов, не выводите его к журналистам. Найдите того, кто умеет говорить, кто имеет собственное мнение. Желательно, чтобы этот человек был из числа замов, или из руководства. Подход пресс-секретаря в данном случае не совсем уместен. В крайнем случае, договаривайтесь на берегу, что подход главного спикера пройдет в формате брифинга, чтобы это не было не для кого сюрпризом. И все равно стоит заранее предвидеть, что вопросы появятся.
04. Время. Оно деньги и терять его неохота никому, но надо понимать, что корреспондентам картинка не нужна. Фотографы снимут картинки гораздо быстрее, чем операторы, и если фотографы стоит и откровенно зевают, это не значит, что видеокамеры закончили работать и пора всех выгонять.
05. - А вот это снимать нельзя.
Вот сейчас вернемся к тому, с чего начали. Если нельзя, то какого хрена звали?
06. Работа со спикерами. Нас долго учили, что зритель тупой, что ему надо все разжевывать и класть в рот. Во многом это так, но даже самый тупой зритель поймет и увидит фальшь в глазах спикера, его бегающий взгляд и нервно подрагивающие руки. Помочь с поиском спикера - это очень хорошо, но не стоит впадать в крайность, он не должен как пономарь твердить заученный ранее текст
07. Информация. Вы устраиваете пресс-тур. Неужели сложно потратить время на информацию об объекте? Напечатать выжимку на листочке и раздать. Сарай такой-то построен тогда-то, раскрашен теми-то по проектам такого-то. Особенности сарая в этом и в этом… И еще, заведите себе сайт, хотя бы на домене второго уровня. Вики штука хорошая, но только для общего сведения, использовать ее при подготовке сюжета я бы не решился.
08. Вы готовитесь к походу на работу? Думаю, что да. Так подготовьтесь к работе с гостями. У вас есть список журналистов, которые к вам придут. Потратьте вечер, посмотрите, кто в каком формате работает. Кто-то в классическом, кто-то в life-to-tape. Учитывайте это, сэкономит время и нервы и им и вам. Заранее подумайте о местах для подходов, о stаnd-up позициях. Сами же вечером, сидя у экрана, будете причитать
- Не, ну чё они, нормального места что-ли не нашли…
Нет, не нашли. Вы же сами до этого нас во времени ограничили и толком ничего не показали. Теперь не жалуйтесь.
09. Делайте шаги навстречу. Вас просят, постарайтесь выполнить. Вам тоже пойдут навстречу в вашей просьбе. Не сейчас, так в следующий раз. Нужно побыть группе побольше, оставьте вы ее на подольше. Нужно подснять что-то отдельно - дайте такую возможность. Журналист лучше знает редакцию, чем вы. Что ответить на претензии вы там в своем Нижнем Новгороде совсем одурели? С утра накатили что-ли? Вы в конце-концов, больше на результат нацелены, журналисту по фигу в большинстве случаев, он рукой махнет и на другую съемку поедет.
10. Не спрашивайте у корреспондента: "А когда выйдет". Он то откуда знает. Может, и никогда не выйдет и вовсе не вина это корреспондента
11. Растите над собой, осваивайте новые технологии. Я знаю пару пресс-служб, которые до сих пор ответы по факсу отправляют. Буквально сегодня заскочил в пресс-службу одного государственного органа, попросил распечатать 10 листочков, чтобы сэкономить время в ожидании курьера. Мне отказали, так как бумагу надо экономить. Я сначала обиделся и сказал, что лучше бы сразу послали, но замначальника этой самой пресс-службы подтверждила, что бумага - страшный дефицит и даже непосредственному начальству тексты интервью приносят на черновиках.
12. Спросите мнения журналистов, если есть возможность и время. Возможно, при подготовке вы что-то упустили, или не знаете. Никто над вами смеяться не будет. Не стыдно не знать, стыдно не знать и не спросить
13. Не перекидывайте ответственность. Я часто слышал «нам Москва не велит». В жизни не поверю. Раньше велела, а теперь нет? Или был случай, когда пресс-служба одного банка чтобы отвлечь от себя внимание «перевела стрелки» на пресс-службу другого банка. Обман быстро вскрылся.
14. Помните, что блог-тур и пресс-тур вещи совершенно разные. Блогеров не интересуют те вещи, которые заинтересуют СМИ, и наоборот
15. Связывайте события. Помогайте в этом. Если тема Дня открытых дверей голосование за город-претендент на банкноту, приготовьте хотя бы образцы новых денег. Не факт что у каждого в архиве они есть.
Я в
ТВИТТЕРе.
Я в
ФЕЙСБУКе.
Добавляйте свои идеи! Что нужно изменить в работе отечественных пресс-служб? С кем тяжелее всего работать? С федералами? Регионалами? Муниципалами? Частниками?