Хохлома. Рождение матрешки

Jun 17, 2016 10:15



Наверное, в России нет такого человека, который был бы не знаком с хохломской росписью. Утварь в доме есть, может, и не у каждого, но про матрешку  или хохломскую ложку слышали все. В детстве, на даче с мелким мы часто дрались за право лопать именно деревянной ложкой, пока родители не притащили откуда-то вторую. История создания хохломы уходит в сравнительно далекое прошлое. Несколько столетий назад староверы, гонимые из Москвы, обосновались в глухих лесах Нижегородской губернии. Отсутствие золота для икон в недрах земли заменила техническая мысль, и образа стали золотить при помощи технологий. Впоследствии эти технологии переросли в промысел, который мы сегодня называем народно-художественным. В этом репортаже будет больше фотографий, чем обычно, но в них отражен весь технологический процесс изготовления матрешки. На первый взгляд даже сложно поверить, что на таком оборудовании, которое после войны завезено было, по-прежнему выпускают один из ярких символов нашей страны. Фабрика живет не благодаря, а вопреки, хотя не так давно сюда пришел частный инвестор. Здесь верят, что жизнь наладится. А мы проследим ее путь от бревна до конечного изделия и заглянем в такие потаенные уголки фабрики, которые никогда не покажут туристам. Только для нас фабрика ненадолго показала все, что скрыто в честь своего столетнего юбилея.


01. Лес - основа хохломского изделия. Дерево используют двух видов - березу и липу. Береза сложнее в обработке и идет в основном на столярные изделия, такие как стулья, столы, кровати. Липа предназначена для токарных изделий


02. Бревна вылеживаются по году. Зимой с них вручную снимают кору, при необходимости, пилят на доски


03. После того, как бревна вылежатся, из них уйдет лишняя влага, они поступают на распиловку


04. Распиловку здесь называют «кряжеванием». Бревно кряжуют


05. После кряжи отправляются на колун. Чем больше заготовка, тем больше изделие из него получится


06. Кстати, большинство процессов на фабрике делается вручную. Техника только помогает, какого-то шаблона здесь нет


07. Заготовки складывают по ящикам, потом их развезут по цехам


08. Проблема кадров перед хохломской фабрикой стоит достаточно остро. Молодежь не идет - не хватает терпения и усидчивости, говорят здесь.
- Хотя после школы приходят очень талантливые девочки. Мы учим тут специалистов, обучение идет девять месяцев, после чего аттестуем на разряд. У нас тут своя художественная школа и еще обучаем технико-механической обработке древесины


09. Михаил Слузов. Токарь по дереву. Заслуженный мастер Нижегородской области. Он делает теремок, игрушку для детей. На фабрике он уже 22 года. Даже в такой однообразной профессии, по его словам, есть место творчеству. Строение древесины разное, порой приходится творить


10. Еще один токарь.
- Помогают, спрашиваю я, кивая на портреты руководства страны
- Не мешают, - отвечает мастер


11. Профессия токаря жива и будет жить дальше, - убежден Михаил.
- Художником на фабрике работает моя мать. Когда-то я сюда пришел, попробовал и остался. Станки, конечно старые, но мы их ремонтируем по мере необходимости и работаем дальше
К слову, у каждого токаря свой инструмент, брать который никому не дозволяется


12. Из деталей появляются очертания будущей матрешки. Следующий этап - шлифовка


13. Более крупные детали шлифуются при помощи наждачки, совсем мелкие в специальном барабане


14. Заготовки для изделий здесь называют «бельё»


15. А мы же переходим в цех матрешки


16. Заготовки покрывают смесью воды и крахмала, это что-то вроде аналога грунтовки


17. После матрешки отправляются на полку подсыхать


18.   Я уже говорил, что все вручную делается?


19. Самые мелкие матрешки, моя ручка для наглядности


20. Пора придать матрешке лицо


21. В художественном цехе работают исключительно женщины, которых от мужчин отличает наличие усидчивости


22. Матрешки бывают двух видов: традиционные, которые расписываются гуашью, и авторские,, которые расписываются темперой, но и стоят гораздо дороже


23. Марина Обухова. Художник. По фабричным мелкам еще молодая - работает тут всего 10 лет. Как и многие пришла посмотреть. Понравилось. Осталась.


24. Матрешки расписываются поэтапно бригадным способом. Первый художник обозначает контуры матрешки, второй отвечает за платки-юбки, еще один за цветы и рюшечки


25. Авторская матрешка расписывается одним человеком и имеет автограф художника


26. Традиционная матрешка выполнена в желто-красных оттенках, авторская матрешка может включать в себя всю палитру


27. Впрочем, на фабрике делают не только матрешки. Более крупные изделия поступают на грунтовку.
- Вся наша продукция утилитарная, то есть может применяться в быту. Чтобы в дереве не было никаких трещин, поверхность заготовки покрывают грунтовкой, которая заполняет микротрещины, - поясняют мне


28. Изделия отправляются сохнуть


29. Полуготовые работы тоже ждут своего часа


30. После изделия покрывают слоем олифы. Она втирается в грунтованную поверхность. Разумеется, вручную. Вообще на изготовление одной вазы уходит около пары месяцев.


31. После сушки изделия покрывают специальным алюминиевым порошком. Раньше покрывали оловом, но порошок дешевле и после сушки отправляют в печь


32. За счет термической реакции алюминиевый цвет изделия превращается в золотой. Вот одна из тайн хохломского золота. Для наглядности: было - стало


33. Наконец изделия доходят до рук художников


34. Но перед этим они проходят еще целый ряд сложных процедур, как то отводка кромок и донышек, сушка в печи


35. На фабрике работают не только с посудой, создают еще и панно. Над этим трудятся в отдельном кабинете


36. Работа с виду поставлена на поток, но на самом деле, каждый мастер свое изделие узнает из тысячи.


37. Больше всего хохлому сейчас тревожит контрафакт, которого на рынке едва ли не больше, чем настоящих промыслов. Редко цитирую чиновников, но позабавила байка shantsevvp.
- Был я как-то в Питере. Заглянул в сувенирную лавку, там хохлома лежит.  Я говорю: настоящая? Мне отвечают:
- Конечно, сами делаем.
Хохлома, как и коньяк, и шампанское может производиться только в одном месте. В данном случае в Семеновском районе Нижегородской области


38. Соседний Ковернинский район тоже выпускает изделия под брэндом хохломы, но только кустарным способом. На фабрике на такое не обижаются - раньше это был один район и одна артель, гораздо больший вред приносят китайцы, москвичи и питерцы, которые в наглую подделывают хохлому


39. Сейчас художник трудится над созданием коньков, выточенных и расписанных вручную
- Это не самое сложное. У меня заказы были на роспись топоров, дверей, даже гвозли расписывать приходилось.
-  Зачем?
- Не знаю. Холодильники расписывала. Банки пивные…


40. Еще один необычный заказ - бейсбольная бита а-ля рюс.  Это тоже не самое сложное. К 40-летию со дня полетов по маршруту «Лондон-Москва» «Бритишам» целый самолет расписали


41. Как тут не вспомнить этот прекрасный ролик?

image Click to view



Только теперь есть отмазка: командир, ты чего? Какое это холодное оружие? Это произведение искусства!


42. Помимо всего прочего фабрика занимается иконописью.


43. Иконы здесь авторские и полного цикла


44. Еще здесь работают над реставрацией старинных икон. Недавно для Новоафонского монастыря заказ сделали


45. А вот нам повезло - из печи выезжает готовая продукция. Осталось лаком покрыть, подсушить и можно на склад готовой продукции отправлять, а оттуда в магазин. Кстати, 18-19 июня отмечает свое 100-летие, и в эти дни распахнет свои двери для всех желающих. Приезжайте! Будет интересно!


Я в ТВИТТЕРе.
Я в ФЕЙСБУКе.

А у вас есть дома что-то из хохломы? Как относитесь к такому промыслу? Что это? Произведение искусства, или пылесборник?

производство, Гунин и культура, однажды мы были, в районах области

Previous post Next post
Up