Личный опыт: большие деревья штата Вашингтон - «Столетнее бревно» в Сноколми 14 апреля 2012 г. - 1

Apr 14, 2012 10:00


В предыдущем материале о городе Сноколми Фоллс и истории лесозаготовок я приводил фотографии толстого бревна 400-летнего кедра, которое называется «Столетнее бревно» или вековое (Centennial Log) и находится под крышей павильона на открытой площадке недалеко от Музея железной дороги.

Я приводил также ссылку на краткую историю верхней части долины Сноколми (выше водопада) с фотографией больших деревьев и лесопилкой: http://www.ci.snoqualmie.wa.us/DiscoverSnoqualmie/AShortHistoryoftheUpperSnoqualmieValley.aspx

Краткая хронология: http://community.seattletimes.nwsource.com/archive/?date=20030517&slug=snotimeline17e

В официальной местной истории считается, что первопоселенцы появились в этих краях в долине реки Сноколми около пяти тысяч лет назад сразу после схождения ледника, который и сформировал рельеф в его современном виде. В 1851 году из района нынешней Такомы на берегу залива вверх по реке выше водопада поднялся некто Сэмьюел Хэнкок (Samuel Hancock). Хэнкок отметил удобные места для сельского хозяйства и обнаружил леса с огромными деревьями. Поднимаясь по реке, он нанял группу местных жителей района Сноколми.

В 1840-е и 50-е годы индейцы стали совершать нападения на оборзевших переселенцев, занимающих их пастбища, расчищенные от леса, под поля. Нападали и на Сиэтл. Но их атаки были успешно отбиты. В 1856 году белые переселенцы на побережье стали опасаться, что индейцы с востока из-за гор придут на помощь своим притесняемым собратьям. Поэтому они построили несколько небольших фортов для защиты от индейцев, один из них Форт Олден (Fort Alden) в раине Сноколми. Но братья-индейцы из-за гор (видимо, в то время советской власти там ещё не было, то есть я хотел написать, что янки до туда ещё не добрались) не пришли, и форты были вскоре покинуты за ненадобностью.



Потом понемногу пошло-поехало. Около 1872 года на водяном приводе начала работать первая лесопилка в устье местного ручья Токул (Tokul Creek). К 1877 году на реке Сноколми было 12 лесозаготовительных лагерей. Часть брёвен сплавляли вниз по реке прямо через водопад, далее к городу Эверетт (в котором сейчас сборка самолётов Боинга и Музей Пола Аллена) и в залив. К 1886 году в лагерях на реке работало 140 лесорубов, миллионы погонных футов брёвен были сплавлены по реке.

К 1889 году от Сиэтла в верхнюю часть долины построили ветку железной дороги с целью пересечь горы, что потом так и не было сделано. По ней стали вывозить лес и сельскохозяйственную продукцию. Уже тогда в горы потянулись туристы. В 1890 году было построено депо в Сноколми (Snoqualmie Depot), в котором сейчас находится Музей железной дороги, о котором я написал в прошлом материале.

В конце 1890-х, в конце века, инженер Чарльз Бейкер (Charles Baker) спроектировал и построил электростанцию на реке у водопада, что создало много рабочих мест. Оригинальные электрогенераторы Бейкера до сих пор успешно работают. Второй энергоблок был введён в строй в 1911 году.

В 1917 году начинается история Компании пиломатериалов Сноколми Фоллс (Snoqualmie Falls Lumber Company: http://www.lib.washington.edu/specialcollections/collections/exhibits/Kinsey/snoqualmie). В том году компания в городе Сноколми Фоллс построила вторую в стране лесопилку, которая работала на электроэнергии. Напомню, что сейчас это известная компания Вейерхаузер (Weyerhaeuser), которая занимается лесозаготовками и производством пиломатериалов: http://www.weyerhaeuser.com; http://en.wikipedia.org/wiki/Weyerhaeuser.

Последний лагерь лесорубов закрылся в 1947 году. В 1961 году закрылась лесопилка №2 компании Вейерхаузер. В 1974 году прекратилось железнодорожное сообщение в Сноколми. В 1989 году закрылась вейерхаузеровская лесопилка №1, над «Вековым бревном» возвели павильон. В 1999 году федеральное правительство формально признало индейское племя Сноколми. В 2003 году последнее бревно было обработано на заводе Вейерхаузера, отпраздновано столетие Сноколми.

В материалах информационного стенда у бревна сообщатся, что лесопилка №1 закрылась из-за возросшего использования деревьев обычного размера в клеёных элементах и конструкциях, применения фанеры и ДСП. В конструкции павильона над бревном использовали брус с этой лесопилки. В стенде также говорится о самой Компании пиломатериалов Сноколми Фоллс и деталях местной истории.

В интернете говорится, что длина бревна 7,8 метра в переводе с футов. По старым временам это типичное большое по размеру бревно, а не гигант. Оно и иллюстрирует эту типичность. Данных по диаметру бревна и породе дерева на стенде и в онлайновых материалах я не нашёл. Я не замерял его рулеткой через ограду, но прикинул, что оно больше 320 сантиметров. Можно считать, что оно диаметром примерно три с половиной метра. Это западный красный кедр, надо полагать.

Считается, что оно начало расти в 1587 году и простояло до 1970-х всего в пяти милях к северу от города.  Несколько таких больших кедров до сих пор существуют в округе, до одного можно дойти по тропе с перевала Сноколми. Считается, что вырастают до таких размеров только редкие деревья, соревнуясь с соседними. Это дерево было специально сохранено в лесу, но в него ударила молния, и оно погибло. Лесозаготовочная компания забрала большую часть ствола, а город сохранил только такой фрагмент.

Бревно выставили на площадке в 1977 году и только в 1989 году установили навес над ним. За это время древесина начала гнить. Сейчас бревно является популярным местом для туристов и символом увядающей индустрии лесодобычи в Сноколми. В последние годы возникла ещё одна проблема - надписи на торцах бревна, о чём говорит эта статья о граффити на бревне и необходимости установки ограждения от 2 февраля 2011 года: http://www.valleyrecord.com/news/115069864.html. На фотографии надписи хорошо видны. Я останавливался у бревна пару раз в первые годы в Сиэтле, и надписей не помню.

Есть ли надписи на русском языке? Что бы вы подумали? Нет! Эмигранты из бывшего СССР и нынешних стран ново-староделов быстро избавляются от российских привычек бросать мусор на улице или дороге. Здесь все или большая часть начинает вести себя в бытовом отношении аккуратно, пускай даже «культурно». Надписи на бревне были сделаны на английском и испанском языках, а одна даже на китайском. Вряд ли российский иммигрант стал бы оставлять автограф на английском.

Пришлось местной власти установить ограждение вокруг бревна, а его торцы зашкурить и покрыть лаком. Я сфотографировал бревно специально для этой заметки 31 марта и 14 апреля уже с решёткой, которую  постарались выполнить в стиле под старину.

Вот фотографии 400-летнего «Векового бревна» до установки ограждения:

http://nw-photos.com/thumbs/2007/07/070711-21.htm

http://www.flickr.com/photos/29297720@N04/4275117486

http://www.flickr.com/photos/andshewas/947752720/in/photostream

http://www.roadsideamerica.com/story/2937

29 фотографий с решёткой и без: http://www.flickr.com/photos/andshewas/946917209

Вот, что я снял 14 апреля 2012 года специально для заметок про большие деревья:


 

Слева: здание бывшего депо, в котором расположилась экспозиция Музея железной дороги, и жёлтое здание бывшей Ложи лесорубов находятся слева за кадром. Вдали слева от рельсов виден павильон.

Справа: вот он ближе, слева от него виден информационный стенд. Далее за ним в нескольких сотнях метров вдали видны ржавые паровозы и платформы, ещё дальше за ними примерно в километре находится водопад.


 

Современный вид бревна за решёткой.


 

Слева: деталь ограждения с навершиями в форме трилистника.

Справа говорится, что Компания пиломатериалов Сноколми Фоллс, сейчас Вейерхаузер, начала работать в миле к северу от этого места. Лесопилка предназначалась для огромных дугласовых пихт, ситхинской ели, западной тсуги и западного красного кедра, которые покрывали холмы и горы района. Железнодорожная тележка под бревном такая же, какие использовались на лесопилке для распиливания брёвен диаметром 10-15 футов (3-4,5 метров) на брусья квадратного сечения со стороной до 3 футов (90 см) для конструкций деревянных мостов и полов в складских зданиях (про такую деревянную железнодорожную эстакаду в Бельвью я писал в последнем материале). Эта тележка была привезена из лесопилки Вейерхаузера в городе Реймонд штата Вашингтон паровозом по железной дороге.


 

Левая фотография сделана 31 марта, правая 14 апреля. Как говорится, найдите отличия. Надпись сделана на английском. Через пару недель её уже нет, возможно, она была аккуратно стёрта вскоре после появления.


 

Слева: вид депо в старое время. Справа: одно из больших брёвен, текст говорит о закрытии лесопилки №1 из-за распространения клеёных балок, фанеры и переориентации вследствие этого на деревья меньшего размера.


 

Справа: крупно часть текста о платформах для брёвен диаметром 3-4,5 метра


 

Больший торец бревна, обращённый на восток. Птицам крыша не помеха.


 

Здесь уже кое-что видно, а именно, однородность годовых колец по цвету и размеру. То есть это конкретное местное дерево не зафиксировало какие-либо катаклизмы, которые должны были бы отразиться на структуре древесины. Встречаются только отдельные единичные годовые кольца, которые тоньше соседних раза в полтора. Также есть кольца, которые заметно толще соседних.


 

Дерево датируется 1587 годом и простояло до 1970-х. Ему примерно 385 лет. Если принять диаметр этого торца по максимуму примерно в 3,5 метра, то средняя толщина годовых колец получается округлённо 4,5 миллиметра.


 

На глазок так и есть с учётом того, что этот торец спилен под углом. Справа: колебания толщины заметны.

Сиэтл, большие деревья, Сноколми, штат Вашингтон

Previous post Next post
Up