Диалог в переписке. Христианин vs православный. О Церкви и Патриархе.

Sep 06, 2012 02:02

Оригинал взят у kirill_kuzmin в Диалог в переписке. Христианин vs православный. О Церкви и Патриархе.

ГАЗЕТА ЧАСТНОГО ЛИЦА №ХХХ   | "Дружба крепкая сломается Не расклеится от дождей и вьюг."  (Песенка из м.ф.).
Перед Вами вполне конкретный диалог между автором "Газеты частного лица" и православным блогером Иваном Кравцовым.

Мы решились на эксперимент по "спору в переписке". 
У нас было взаимное желание донести до широкой публики простую вещь - РПЦ не совсем то, что полагают многие участники ярких шумих.

Иллюстрациями к тексту послужили фотографии московских храмов, сделанные с помощью плотного желтого фильтра и без.


ГЧЛ: Потомственному жрецу или священнику, как принято называть, трудно вообразить внутренний мир атеиста или агностика. Таковым потомственным священнослужителем видится Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев) .

Основной формой контакта общественности и РПЦ являются монологи (проповеди ) Патриарха по ТВ.

Многие граждане считают, что эти передачи на федеральных каналах являются перебором. Хотя, кому-то было бы жаль лишить удовольствия старушек. Они-то, полагаю, и являются главной аудиторией Патриарха утром каждой субботы. Моя бабушка считает Патриарха "душкой". Возможно, это дает ей силы.


И.К.- Конечно даёт силы. Хорошие эмоции, вера, молитва - всё это улучшает самочувствие. Согласись, что хотя бы ради здоровья наших бабушек, потерпеть полчасика, далеко не в прайм-тайм, Святейшего можно и на федеральных каналах.

Не зря бабушки считают его "душкой". Он человек с даром проповедника. Это вообще сильно влияет на женщин, хотя и не только, конечно. У меня есть знакомая из Калининграда - 25 лет.


В 15 лет сознательно пошла в Церковь и крестилась. К решению пришла после одной из встреч, тогда ещё не Патриарха, Кирилла с молодёжью, на которой прониклась его магнетизмом и чистотой, искренностью его проповеди. Без сомнения он один из лучших проповедников нашего времени. Его проповедь о нарушении гармонии между свободой и ответственностью, нравственностью была услышана и воспринята миллионами. Не говоря уже о том, что он практически соавтор и уж точно, основной популяризатор концепции "Русского мира" ( 1, 2, 3), которая уже стала мемом даже в фантастической литературе, далёкой от православия.



ГЧЛ: Концепция "Русского мира" очень интересна в свете попыток объединения патриотических сил России. Ее можно обсуждать, другое дело, что она устраивает только православных патриотов.

Что до даров проповеди Патриарха, то на многих он производит впечатление очень тяжелого человека. Возможно, это формализм тв-формата срезает позитив, который от него исходит.

Слушать его проповеди интересно, … как сводки биржевых новостей. Информативность доминирует над радостью. Дар проповеди - это дар привлекать сторонников из противников, а не пасти готовую паству.

Ты затронул очень важную тему - про "русский мир". Без сомнения, мало кто прочтет полный текст по ссылке. Давай поговорим об этом в свете терпимости к другим религиям или к их отсутствию.

С одной стороны, я убежден, что в государстве РОССИЯ полноценно нуждается лишь один народ - русские. Это их империя, по-сути. Их силами созданная. С другой стороны возможно ли отдать приоритет кому-то в мире толерантности?


И.К. Уверен, что в «мире толерантности» кому-то отдается приоритет. В теории, когда начинаются перегибы в одну из сторон, вроде запрета на обрезание по религиозным мотивам в Германии или запрета на ношение крестиков в Англии, приоритет просто меняется в сторону притесняемых т.е. христиан.

В мире толерантности, если христиан расстреливают в Бутово, то неизбежно общество встает на их защиту. Если на площадях пылают костры с «наркоторговцами», сжигаемых христианами, то значит толерантность на их стороне. Но с учётом того, что мы люди -  это не срабатывает, и если маятник общественной поддержки качнулся в сторону «ведьм» «наркоторговцев», то в сторону защиты христиан его перевесит только почти полное их уничтожение. В этом одно из отличий гуманизма, от христианства. Христианство срабатывает.

Христианство всегда радо видеть в церкви ведьму или «наркоторговца». Христиане могут быть не рады, но правила обязывают. С их раскаяньем и покаянием, но ждём. Костры - не наш метод. Хотя я за внутреннюю инквизицию, ты знаешь. Ты слышал, что заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Савву (Тутунова) некоторые блогеры называют Великим Инквизитором?



ГЧЛ: Я поддерживаю идею внутренней инквизиции РПЦ. У саентологов, например, есть служба "контроля качества", так почему же случайные люди, называет себя православными? За особые проступки вполне можно "выгонять из партии". Может быть стоит даже "членские билеты" ввести для мирян, да и взносы платить. Тогда появится возможность свечки и требы бесплатными сделать. Это существенно уменьшит сходство РПЦ с коммерческими организациями и тоталитарными сектам.


И.К. Называться можно кем угодно, но быть - это совсем другое. И "членский билет" ничего не подтвердит. И даже соблюдение внешних обрядов тоже. Это во многом внутреннее состояние.

Хотя в обрядах, в добрых делах оно и проявляется, конечно. А вот что касается десятины, то это обязанность, которую большинство не соблюдает, к сожалению. Но даже плати мы десятину - это не покрыло бы расходов приходов.

Опыт нашей и других религиозных организаций на Западе - это подтверждает. На эту тему весьма любопытно почитать жаркие споры среди православных в ЖЖ о. Александра, священника РПЦ в Америке  http://partizan-1812.livejournal.com/18341.html


ГЧЛ: Инкввизиция - церк.суд. и если при свидетелях будет доказана ложь, клевета или подобные проступки, не попадающие под законы гос-ва, вот тогда она и действует. Если человек, например, не способен отказаться от взяточничества или анального секса, то пусть живет в чине "оглашенного".

Что до финансового содержания приходов, то в Штатах священники по будням работают на основной работе. Двух таких знал лично. Это отрезает надобность содержания множества помещений, надобность просить субсидии на них, соблазн нецелевого использования законодательных преференций.

Впрочем, было бы здорово, законодательно дать зеленый свет гражданам, объединяющимся на основе своих увлечений: религии, клубы музыкантов и т.п. Как я понимаю, в православной среде не готовы к такой постановке вопроса?



И.К. Откровенно говоря, мы ушли к каким-то твоим проектам православия в России. Это разговор ни о чём.
Никакого реформирования Церкви, кроме того, которое она сама проводит, нет и быть не может. Но реформа идёт. Это внутренняя реформа. Посмотри, что сделал Святейший:

1) Разукрупнил епархии (это ещё даст о себе знать),

2) Вводит мирян в управление Церковью активно - это и В.Легойда, ставший главой Синодального отдела, это миряне в каждом приходе, такие как миссионер, молодёжник, катехизатор. Штатные должности. Люди работают с населением, с молодёжью, прежде всего.

3) Начал диалог с обществом от имени Церкви. Даже если это иногда конфликтный диалог, полный временного недопонимания - это ещё даст положительные плоды.

Тоже знаю священников, которые работают в свободное время. В России. Да и в США. о. Александр, на которого я ссылался, например, биолог по профессии и работает в одном из юсовских университетов.

Мы готовы к постановке любых вопросов, но если для многих вопросы повседневной жизни священников это теоретические проекты, то для Церкви - это реальные люди с семьями и детьми. Эксперименты на людях в РФ запрещены, как ты знаешь.


ГЧЛ: Разговор о Церкви - это всегда темы о сообществе людей, претендующих на понимание Истины, об отношениях этих людей со всеми прочими, о позиционировании организации.

Именно об этом мы и размышляли в плане пользы "внутренней инквизиции".  Впрочем, вижу, что не очень-то она и нужна тебе.

Давай и правда вернемся к конкретике. Патриарх начал дробление епархий. Об этом практически молчат светские СМИ. К чему ведет этот процесс? Ведь епископы дорого обходятся православным приходам.

- Чем собираются заниматься миссионеры? Это что-то вроде проповедей на улицах? Ведь миссионерство в современном мире может быть сурово наказано.

- В чем заключается диалог Святейшего с обществом? Возможно, я пропустил какие-то веяния, но готов наверстать. К чему ведет этот диалог? Где его видно? Не в проповедях же для паствы?



И.К. Именно ситуацию, когда епископ ездит на машине, которая стоит дороже, чем машина губернатора региона, Патриарх Кирилл и пытается изменить, хотя и сейчас это справедливо в отношении мягко говоря меньшинства.

Разукрупнение епархий приведёт к укреплению единоначалия, большему контролю и меньшим возможностям для наживы, в отношении епископата и священников.

Приближение епископа к пастве - это очень важно. Даже более важно, чем лишить их Лексусов.

Так сложилось, что священники работают в бОльшей степени с теми, кто уже пришёл в храм. Не только, но в основном. Но Церковь - это не просто обслуживающая организация, выдающая за денюшку утешение потребителям.

Важнейшая миссия Церкви - это нести Слово Божье людям. Именно этим сейчас Церковь занимается очень активно. На бытовом уровне - это вовлечение людей во внутрицерковную жизнь через праздники. Не надо ходить по квартирам!

На Пасху освящать куличи приходят люди, которые даже враждебно относятся к Церкви. Но они идут. И эти люди потенциально могут быть «отмиссионерены», как говорил один известный человек:) Задача миссионера, как говорил о. Андрей (Кураев), что бы человек сказал не «ваши попы сдурели», а «с какой стати наша Церковь этого Путина поддерживает».

На глобальном уровне - это вовлечение широкого общества в обсуждение вопросов религии. Иногда это, как кажется, бьёт «по имиджу» Церкви, но самое главное, что люди начинают разговаривать на эту тему. Она им интересна.


ГЧЛ: Удивляют последние компании против РПЦ в СМИ. Ничтожность поводов и нежелание знать историю конфессии и страны, мечальны. Видимо, противников РПЦ волнует только материальное состояние священства, а не причины текущего положения вещей. Тут-то и нужна активная проповедь, а не "так уж сложилось, что..."

Замечательно глупы упреки Церкви в том, что она всегда мешала развитию науки и искусства в России, будто в наших широтах до привлечения Православия. был зафиксирован расцвет культуры.

При этом очевидно, что Церковь традиционно для России носила функцию идеологической поддержки государства до самой революции. Церковь и сейчас готова взять на себя пропаганду патриотизма? В этом большая опасность... пруф

http://sterligov.livejournal.com/30535.html


И.К. Церковь и Стерлингов это вещи не совместимые. По определению. Он вообще крещён?

В последнее время столкнулся с агрессией со стороны православных. Бывает у нас и такое. Внутренняя дискуссия не менее острая, чем внешняя. Но с уважением. В любой конфессии есть придурки, но в конфессии, где больше людей (а в России в православии - большинство населения), придурков больше, похоже, чисто статистически. Хотя даже статистика свидетельствует, что и умных людей в конфессиях таких по определению больше.
Те, кто возмущается стоянием лидеров на службах в церкви, просто не понимают, что альтенативой является резанье президентом баранов в куйрам-байрам. Иной альтернативы, в России, нет.


ГЧЛ. Штука в том, что аргументы Стерлигова о неправославности Православия мало кому интересны. Людям проще на "часы" и "квартирный вопрос" рефлексировать. Вопросы о сохранении преемственности рукоположений от апостолов важен только тем, кто действительно верит в Таинства Церкви. И еще более узкая категория - это те, кто рискует лично изучать историю христианства. Обычно, изучение происходит внутри конфессии, т.е. происходит не изучение, а обучение конкретным трактовкам событий.

Вот перед нами месячный отчет Яндекса по запросу "исповедь". Он печален. Люди интересуются "исповедью Волочковой" и т.п. гораздо больше, чем переменами в своей душе. Отчет по запросу "научные фильмы" выглядит бодрее. Статистика по "атеизму" и "агностицизму", то фактически уравнивает аудитории веб-православных и веб-агностиков веб-атеистов. Как факт, рунет интересуется "историей", значительно больше, чем "православием".

Объективно сказать, что численность православных примерно равна численности атеистов. А настоящее большинство прагматично выражает безразличие к темам мироустройства. Значимость Православия для общества сегодня довольно низка по совокупности известных причин, и только ленивый не пинает Церковь, забывая о ее огромном вкладе в историю.

Многие "христиане" не знают свой Символ Веры. Но любого, оппонента, они часто заносят даже не во враги, а в какой-то род нелюдей. "Да разве он православный, чтобы судить о Церкви?"- говорят. Да, и женщины, и негры, и геи будут судить не суть веры, а действия участников конфессии. Устойчивые веяния в Европейской культуре таковы, что  обличения Президента и Патриарха в устах PUSSY RIOT - это только начало процесса мультигендертизации общества (новояз). Все это - дело будущего.

Но реальные дела РПЦ решают не прихожане. Реальные потоки финансов в принадлежат архиереям. Они находятся в столь жесткой зависимости от государства, что готовы лишь повторять формальные речи или молчать "за послушание" начальству или духовнику. Такое поведение входит в навык, становится неким родом добродетели. Так осуществляется подмена свободы воли рабством корпоративного молчания. Впрочем, это не противоречит Конституции.

Традиционная для Православной Церкви функция охранительства российской государственности сейчас в опасности. С одной стороны, увеличивается вес мусульманских общин. Они поставляют капиталу дешевую раб.силу. С другой стороны, декларируемый патриархом курс к самоограничению не имеет визуальной поддержки в среде публичных персон государства. Люди видят это противоречие между призывами и тв.картинкой.



Как я понимаю, честных людей, подобных тебе, в этой структуре держит одно: вера в действенность Таинств Православной Церкви, вера в то, что земная реализация Церкви, это лишь отголосок Церкви Небесной? Возможно есть и другие ведь аспекты.

И.К. : Бердяев говорил, что все претензии к христианству, заключается главным образом в претензиях к христианам.

В том, что мы не соответствуем тому высокому уровню, который сами же себе и ставим. Но этот уровень для человека вообще не достижим.

Только Господь может помочь человеку подняться до него. Поэтому да, не стоит ждать от православного, как и от любого человека, что когда ты будешь оскорблять что-то дорогое для него, он будет это терпеть. Можно лишь надеяться, что Господь даст нам разум поменьше ошибаться в том, что терпеть, а чему противиться.
Спасибо за то, что считаешь меня честным. Я в этом не уверен, но стараюсь.
А держит меня в Церкви не только Вера в действенность Таинств, и в Символ Веры, где сказано, что любой православный верует «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Помимо воспитанного с детства глубокого уважения к старшим, которое проявляется, в том числе, и к почитанию веры предков, я пришёл в Церковь разумом в своё время. Я чётко понимал, почему наша Церковь Апостольская. Я слишком хорошо знаю историю, что бы с этим спорить. А потом уже пришла настоящая Вера. Скорее всего, благодаря Таинствам, как раз.
Я стараюсь быть активным христианином. То, что сейчас принято называть воцерковлённым. Если РПЦ МП не право, я переживаю за неё. Но я не считаю, что было бы поступком честного человека бросать что-то, частью чего он является, а не попытаться участвовать в этом по мере сил, стараясь делать всё именно честно и уповать на Господа.

Что бы Бог дал мудрости не забыться в гордыне и не решить, что ты лучше всех знаешь какой должна быть Церковь, главой которой является сам Христос. Он сам лучше знает, какой должна быть его Церковь. Мы сосозидатели в благом деле, только если делаем его честно.
Спасибо тебе за мнение. Надеюсь из нашей беседы ты понял, почему христиане так болезненно реагируют на критику тех, кто живёт не по воле Господа, а в рабстве гордыни до такой степени, что считает вправе диктовать Церкви её место и поведение.

Я так же рад, что ты в целом не против православия и понимаешь его культурную и историческую значимость для России и мира, как минимум. О философской значимости противостояния безудержному потреблению и разврату, я вообще молчу. Ты не отрицаешь очевидное. Это гуд.
Храни тебя Бог!


ГЧЛ: Чтож, переписка была действительно интересной.

Жаль, что федеральные каналы избегают предоставлять время научным программам по атеизму, истории и истории этики. Очевидно, что добродетель терпения пока больше у атеистов-агностиков.
Взрослому человеку приходится разбираться в делах отцов и дедов. Современный мир дал нам сложную свободу - выбирать между мировозрениями.

Сегодня нас не сжигают на костре, за "Она все-таки вертится!" или за обрезание.

Трудно признать, что ошибались и Бердяев в своих пророчествах, и Любавический Ребе, воскресения которого так ждали, и Аум Синрике промахнулся с миссией. Но "...и их намотало на колеса любви".
"Церковь нужна больным, а не здоровым".  В этой фразе двойной смысл. Православие выглядит слишком политичным, чтобы быть прямым и честным. Оно поддержит любую власть ради выживания своей Истины. Пока это многих радует.
За тебя я как-то рад. Кажется, что ты нашел себя, и твоя вера должна укрепить тебя для принятия честных решений.
Желаю тебе лишиться веры и найти себя заново.
Я искренне считаю, что Иисус не воскрес.

[Spoiler (click to open)]Последние новости столетней давности!

Купите надгробие, не будьте скупердяем. Очерк о Пражских надгробиях.
 Если нет фей - всё позволено!  Сидя рядом со скамейкой, рассуждаю.  Мне нужно убить телевизор. На прямой конфликт я не пойду. В семье есть его приспешники. Преступление должно совершиться незаметно, хотя я-то уже на взводе.
Различия между мужчинами и женщинами Заглянув под любую лавку в электричке, мы увидим грязь и ноги. Давайте же поднимем бокал за красивые ноги, и поразмышляем о мусоре.
Уроки профессиональной фотографии.
Известный фотограф: Знаменитые люди и фото и архивы фотографа.

Церковь

Previous post Next post
Up