Фитилек-то притуши, коптит
Гай Фокс и другие неудавшиеся подрывники в истории и политике
27 января 1606 года в Вестминстерском зале парламента Великобритании начался показательный суд над участниками Порохового заговора. Гай Фокс и его сообщники были признаны виновными в государственной измене и приговорены к смертной казни через повешение, потрошение и четвертование. «Русская планета» рассказывает о других неудачных попытках изменить ход истории одним взрывом.
© Гай Фокс
Пороховой заговор
Первая встреча заговорщиков - пяти дворян-католиков, объединенных намерением убить короля Якова I - состоялась 20 мая 1604 года; позже к ним присоединились еще восемь сообщников. Монарх навлек на себя гнев молодых радикалов, связанных с орденом иезуитов и правительством Испании, отказавшись отменить репрессивные антикатолические законы.
План заключался в том, чтобы взорвать палату лордов во время тронной речи короля на церемонии открытия парламента. После ликвидации короля планировалось поднять восстание католиков и провозгласить регентство.
Заговорщики арендовали дом, из которого можно было попасть в подвал Вестминстера, и перенесли туда взрывчатку. Но когда все было готово, дату начала парламентской сессии перенесли с 7 февраля 1605 года на 3 октября, а затем еще на месяц.
Перенос даты и спас жизнь королю и парламентариям. 26 октября 1605 года Френсис Грешам, который присоединился к заговору одним из последних, отправил своему зятю, члену палаты лордов, анонимное письмо с настойчивым советом не приходить на заседание парламента. Заговорщики знали, что их предали, однако порох в подвале остался нетронутым, и было решено все-таки привести план в исполнение.
Несмотря на то что Гай Фокс стал позже символом Порохового заговора, ему была отведена роль простого исполнителя - поджечь фитиль, который вел к бочкам с порохом. В ночь на 5 ноября его поймала стража во время последних приготовлений к взрыву.
Фокса заточили в Тауэр, где при помощи дыбы выбили имена сообщников и детали запланированного переворота, а также заставили его подписать признательные показания. В течение недели были арестованы либо убиты при задержании все участники заговора, часть которых направилась на северо-восток Англии для организации восстаний еще до поимки Фокса.
Через несколько дней после вынесения приговора 27 января 1606 года заговорщиков подвергли мучительной казни на площади собора Святого Павла: полуживых после виселицы арестантов кастрировали, вырезали им внутренние органы и разрубали на части. Гаю Фоксу удалось спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею, обеспечив себе тем самым относительно легкую смерть.
Заговор 20 июля
Адольфа Гитлера пытались взорвать не единожды, но всегда безуспешно. Среди высокопоставленных военных, которые могли организовать покушение, хватало противников нацизма - в их числе были заместитель командующего резервной армией генерал Фридрих Ольбрихт, генерал-фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен, полковник Хеннинг фон Тресков и другие. Тресков и возглавлял группу, которая пыталась убить Гитлера с 1941 года.
В марте 1943 года заговорщики подложили бомбу в самолет фюрера, который летел в Смоленск, но устройство не сработало. Спустя восемь дней полковник фон Герсдорф собирался покончить с Гитлером, взорвавшись вместе с ним на выставке трофеев, но диктатор ушел с мероприятия раньше, чем было предусмотрено планом покушения.
В августе 1943 года Тресков познакомился с подполковником Клаусом фон Штауффенбергом, который через десять месяцев был повышен до полковника и начальника штаба резервной армии, получив возможность присутствовать на совещаниях в ставке Гитлера «Вольфшанце» («Волчье логово»). Дважды - 6 и 15 июля - операция срывалась. Утром 20 июля 1944 года Штауффенберг шел в ставку с докладом, неся два портфеля, в одном из которых была взрывчатка.
Обстоятельства складывались неблагополучно с самого начала: совещание началось на полчаса раньше намеченного времени, вдобавок, его перенесли из подземного бункера в деревянные казармы. Штауффенберг поставил портфель с активированной бомбой в нескольких метрах от Гитлера и вышел. Его место занял другой офицер, который передвинул мешавший ему портфель на противоположную сторону стола так, что фюрер оказался загорожен деревянной тумбой. Когда произошел взрыв, четверо из находившихся в помещении людей погибли, но сам Гитлер отделался контузией и легким ранением.
Ближе к ночи командующий резервной армией Фридрих Фромм, согласившийся помогать заговорщикам только в случае смерти фюрера, арестовал их. Штауффенберга, Ольбрихта и полковника Квирнхайма военный трибунал приговорил к смертной казни, и они немедленно были расстреляны. Остальным участникам заговора повезло меньше: по приказу Гитлера их вешали «как скот на бойне» - на рояльных струнах, прикрепленных к крюкам на потолке. Всего за причастность к покушению были казнены 200 человек. Не удалось избежать этой участи и самому Фромму.
Тресков, узнав о провале операции, покончил с собой, инсценировав гибель от вражеской гранаты.
«Адская машина» для Бонапарта
24 декабря 1800 года на улице Сен-Никез на первого консула и председателя Государственного совета Французской республики Наполеона Бонапарта было совершено одно из самых громких покушений. В тот день Бонапарт направлялся в оперу на премьеру оратории Гайдна «Сотворение мира». Первый консул дремал в своей карете, когда рядом появилась повозка со снарядом, получившим ставшее затем устойчивым название «Адская машина». Раздался взрыв. Наполеон проснулся от грохота, но по счастливой случайности остался невредимым - его карета разминулась с повозкой на несколько секунд раньше, чем сработала бомба. Жена Наполеона Жозефина, наоборот, немного опаздывала, поэтому отделалась обмороком. По разным данным, при взрыве погибли от двух до 13 человек, в том числе 14-летняя девочка, и до полусотни получили ранения.
Узнавшие о происшествии посетители оперы встретили Наполеона овациями. Первый консул был убежден, что за покушением стоят якобинцы. По возвращении в Тюльири Бонапарт сделал выговор министру полиции Жозефу Фуше и поинтересовался, не он ли стоит во главе заговора.
В ходе расследования выяснилось, что организаторами покушения были роялисты. Два человека, непосредственно причастные к подготовке взрыва, были казнены 20 апреля 1801 года. Однако Наполеон на этом не остановился: за расправой над заговорщиками последовали репрессии в отношении якобинцев, не имевших отношения к покушению, но представлявших большую опасность для власти первого консула.
Взрыв в Гранд-отеле в Брайтоне
Образованное в 1969 году радикальное крыло сепаратистской Ирландской республиканской армии - «
временная ИРА» - в октябре 1984 года пыталось взорвать премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер и членов ее правительства, когда делегаты от консервативной партии проводили ежегодный съезд в Гранд-отеле в Брайтоне.
В ночь на 12 октября в огромном викторианском здании прогремел взрыв. В номере Тэтчер обрушился потолок, но она не пострадала, поскольку в тот момент находилась в туалете. Одного из распорядителей съезда Харви Томаса и его беременную жену взрывной волной выбросило с седьмого этажа на пятый.
На месте взрыва в Гранд-отеле в Брайтоне, 1984 год
В течение четырех часов шли спасательные работы по освобождению из-под завалов министра по делам занятости Нормана Теббита. Он довольно быстро поправился в больнице, но его жена Маргарет на всю жизнь осталась инвалидом. Через семь часов после взрыва под обломками был найден министр финансов Джон Уэйкхэм.
Жертвами теракта стали пять человек: член парламента и бывший издатель газеты Sunday Times сэр Энтони Берри, председатель северо-западного отделения консервативной партии Эрик Тейлор, жена Уэйкхэма и супруги еще двух участников съезда. Еще 32 человека были госпитализированы.
Боевики временной ИРА подтвердили свою причастность к теракту, заявив, что ирландцы протестуют против оккупации своей страны английским правительством.
Тэтчер появилась на конференции в 09:30 согласно расписанию. «Мы все стали свидетелями масштабного насилия, и то, что мы собрались здесь сейчас - шокированные, но не теряющие самообладания и непреклонные, - свидетельство не только того, что атака провалилась, но и что все попытки уничтожить демократию с помощью терроризма потерпят крах», - произнесла она вместо запланированной речи с нападками на лейбористов.
Рейс 253 Northwest Airlines
25 декабря 2009 года нигериец Умар Фарук Абдул Муталлаб смог пронести взрывчатку на борт самолета авиакомпании Northwest Airlines, летевшего из Амстердама в Детройт. Устройство, содержащее пентаэритриттетранитрат, было вшито в его нижнее белье.
На борту самолета находилось 290 человек. Когда лайнер приближался к Детройту, 23-летний Абдул Муталлаб направился в туалет, где провел около 20 минут. Вернувшись на свое место рядом с топливными баками и крылом самолета, он пожаловался на боль в животе и закутался в плед. Незадолго до посадки Абдул Муталлаб незаметно ввел кислоту в пришитый к трусам мешочек с пластиковой взрывчаткой, чтобы запустить химическую реакцию, которая должна была привести к взрыву.
Пассажиры услышали легкий хлопок и почувствовали запах дыма. Из-за того, что кислота не достигла своей цели, устройство не сработало, а только загорелось. Голландец Джаспер Шуринга, сидящий в одном ряду с террористом, увидел, что того трясет. Шуринга бросился на Абдул Муталлаба и поборол его, а затем заметил, что штаны террориста расстегнуты, и между ног у него что-то горит. Голландец схватил пылающий предмет голыми руками и отбросил в сторону, получив сильные ожоги.
В ходе неудавшейся попытки теракта пострадал, помимо голландца и Абдул Муталлаба, еще один пассажир. На неудавшегося смертника надели наручники; пилот посадил самолет.
Ответственность за попытку подрыва самолета взяла на себя Аль-Каида - нигериец проходил подготовку в лагере террористической организации в Йемене. По данным Associated Press, Детройт был выбран из всех потенциальных целей в США потому, что билеты на этот рейс были самыми дешевыми.
Ольга Кузьменко
«Русская планета»